• Авторизация


Статейки о фениксе 31-03-2008 22:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - надеюсь

Интегра ван Хеллсинг, благодаря тебе мона сказать))
Снова заинтересовалась этой темой, фениксами то бишь, и в комментариях вы сможете прочесть несколько статейк, котрые я скачала по этой тему, извиняюсь, не обработано - некогда попросту...

[206x142]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
kira-sakuya 01-04-2008-21:51 удалить
Благодаря мне?? *глубокий шок* Обалдеть!))) Аригато...
А теперь немного детальнее




Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне

стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был

возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка

мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс

(bеnu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом

пассаже ( II, 73) излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды.
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как

нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители

Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели

изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью

золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
До Геродота же феникса так и называли Бену. Египтяне представляли ее в виде цапли п почитали

как бога. Согласно мифу, Бену появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске

«Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену — «тот, который из себя

возник» («бен» означает «возникать»). Фетиши Бену — камень «Бен-бен» (являющийся также

фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра,

впоследствии — Осириса и т. о. связан с культом мёртвых.
Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей

эры, упоминается чудесная птица феникс (по китайски " фэнхуан" . Китайский словарь I века

"Толкование знаков"( "Шовэнь") так описывал птицу феникс: " Спереди напоминает лебедя, со

спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи,

петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": " В пятистах ли к

востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота

и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее

голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и"

("справедливость"), на спине- иероглиф "ли"("благовоспитанность"), на груди-

"жэнь"("Совершенство"), на животе- "синь"("честность"). Она ест и пьет как обычная птица.

Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир."

(Читайте более подробный миф о Фенхуан ниже)
Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в

благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты

и императрицы.
Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются№означает, что

счастье все приходит и не приходит.
Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам

древнегреческих авторов и средневековым трактатам, - это совсем другая птица.
В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к

тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с

замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она

в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но

возрождается после смерти из собственного пепла.
Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она

единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более

редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте

же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.
В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так.

Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает

гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко

воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама

сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого

червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.
Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел

сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь.

Делает она это следующим образом : 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2)

пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом

сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в

храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе

"Откровения Варуха" На вопрос Варуха, "что это за птицы", ангел ответил: "Это хранительница

мира... Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий,

ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от

испепеляющего взгляда светила.
Есть описание Феникса а в старинном "Физиологе" :" Голова его украшена венцом, а на ногах

сапоги, как у царя. Обитает же Феникс <...> около Солнечного города. Воздежит он 500 лет на

кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. <...> Бьет в урочный час колокол, и

Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят |птицу| на прежнем месте в

виде птенца, а еще через день- взрослою"...
Знали феникса и на Руси. В "Голубиной книге" говориться: Феникс-птица -"всем птицам

мати". У нее "перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря

гости приезжают - перья покупают и кроют или бархаты и атласы."
Так же Тертуллиан, св. Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводит Феникса как доказательство

воскресения плоти. П плиний высмеивает врачей, которые прописывают снадобья, изготовленные

из гнезда и пепла Феникса.
Шекспир в заключении "ГенрихаVIII" (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:

Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама*
*Перевод Б.Томашевского
Птица Феникс стала удивительно популярным символом возрождения и бессмертия. Его часто

изображали в сердневеговой геральдике и всегда поднимающимся из пламени; как Елизавета I,

так и Мария, королева шотландцев, выбрали феникса в качестве своей эмблемы. Средневековые

алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали часто

использовать как знак, связанный с химией и фармакологией. В искусстве и литературе феникс

символ возрождения — человека или замысла — или воссоздания после разрушения, в частности от

огня.
Так же птица феникс не миновала и звездного увековечевания. В Южном полушарии есть небольшое

созвездие носящее имя Феникс. Оно было введено на рубеже XVI-XVII вв. (упомянуто в атласе

звёздного неба Ж.Байера 1603 г.)
Рассказывать о фениксе можно очень много и долго. Представления, легенды, мифы и

инетерпретация этого символа очень велика. И наверное популярность этого мифа связана с тем

что феникс всегда дает Надежду на возрождения и новую жизнь, как бы плохо не было.

Анастасия Александрова.

--------------------------------------------------------------------------------

Миф о китайском фениксе Фэнхуан
--------------------------------------------------------------------------------

Фэнхуан, в древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В западноевропейской и

русской литературе Фэнхуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о

Фэнхуане встречаются уже на иньских гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Как

предполагают исследователи, слово фэн (чудесная птица) первоначально было обозначением

божества ветра — посланца небесного владыки (Тянъ-ди). Не исключено, что большое значение,

которое древние китайцы придавали Фэнхуану, связано и с архаическими представлениями части

иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу (см. Се).

Этимология понятия хуан довольно сложна. Некоторые ученые предполагают, что хуан —

изначально это название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой

изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Возможно, что еще одно

свидетельство солярной природы образа птицы фэн — соотнесенность Фэнхуан со стихией огня в

классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как

самец, а хуан как самка. К рубежу н. э. появляются подробные описания внешнего облика

Фэнхуана. Так, согласно словарю 1 в. «Шо вэнь» («Толкование знаков»), у Фэнхуана клюв

петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как

лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. Согласно древним мифологическим

преданиям, Фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живёт в Дунфанцзюньцзы-чжиго

(«восточном царстве совершенных людей»); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех

морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь

водной стремнины» мочит крылья в водах Жошуй. Появление Фэнхуан считалось знаком наступления

великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, Фэнхуан

упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т. п. Государь Фу-си по

слприлета Пара фенхуанов. китайская гравюраФэнхуана создал специальную музыку. По некоторым

косвенным записям прилет Фэнхуана, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что

Фэнхуан знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шао-хао назвал чиновника,

ведающего календарем, — Фэнняоши (букв, «род птицы фэн»). Фэнхуан считался в средневековом

Китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но

чаще государыни-императрицы, а также вообще невесты.
Солярный характер образа Фэнхуан и указания в древних источниках на то, что Фэнхуан живет

(или рождается) в Данъчжу (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации

образа Фэнхуан с образом Чжуняо (или Чжуцяо) — Красной птицы, символом юга. В средние века

образ Фэнхуан часто использовался и в даосизме; в даосских легендах сообщалось о святых,

разъезжающих по небу на Фэнхуане, в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне

птицы Фэнхуан, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о

Фэнхуане как о птице, связанной со светлым началом ян.
Образ Фэнхуана чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности.

Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими Фэнхуана

как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на

длинной ножке на голове. Есть основания предполагать, что определенное влияние на

формирование образа Фэнхуана оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление

картин с изображением Фэнхуана было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что

было связано с легендой о появлении Фэнхуана в этом городе, где Фэнхуан пропела на могиле

отца Чжу Юань-чжана, после чего Чжу Юань-чжану удалось основать национальную династию Мин.

Феникс — священная птица, напоминающая по описанию орла или цаплю с золотыми и красными

перьями, которая способна возрождаться, иногда даже из своего пепла. Согласно мифам, на

Земле живет только один феникс. По разным источникам, его жизнь длится 500, 1000, 1461 или

даже 12 994 года. Мифы о фениксе возникли в Древнем Египте, откуда распространились в

Греции, Риме, затем в христианской Европе, стали известны во всем мире. Эта птица считается

символом солнца, а также и загробной жизни.
В разных странах феникс был известен под разными именами. В Аравии его называли «анка», в

Персии — «симург», в Индии — «гаруда». Некоторое сходство с фениксом имеет и скандинавский

мифологический ворон Йель. Со всеми этими персонажами древних легенд схожи мифы о вечной

птице солнца, прообразом которой называют цаплю, орла, альбатроса, кондора и других реальных

птиц. В китайских мифах часто описывается рожденная солнцем чудесной красоты птица с перьями

пяти цветов, поющая прекрасную песню из пяти нот.
Это птица Фен хуан — один из священных китайских символов наряду с драконом, черепахой и

единорогом. Появление Фен хуан приносит счастье, а за ее отлетом следуют природные бедствия.

Японская птица Хо о, символ императорской власти, олицетворяет солнце спустившееся на землю,

чтобы делать людям добро.
Образ известной по народным сказкам, балету Стравинского русской мифологической Жар птицы,

которую Иван царевич спасает от Кощея Бессмертного, появился, по видимому, под влиянием как

западных, так и восточных мифов. В сборнике русских сказок Афанасьева есть два повествования

об огненной птице — «Василиса Прекрасная и Жар птица» и «Иван Царевич, Жар птица и Серый

Волк».
У сказочной Жар птицы огненно красные и золотые перья, крылья — как языки пламени, а глаза

сверкают, как алмазы. Ближайший к ней образ — персидский сокол «каршипта», который, как и

Жар птица, умеет говорить. Со времен Геродота (V век до н. э.) феникс остается одним из

самых популярных мифологических персонажей. По известности с ним не может соперничать ни

одна птица.
Ни одна птица не захватывала человеческое воображение так, как священный феникс из

Гелиополиса, мистическая птица древнеегипетского «города солнца». Феникс служил символом

солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело

после смерти.
Возможно, феникс возник в сознании людей как воплощение вечной мечты человечества о

бессмертии. Прообразом феникса могли послужить и некоторые виды реальных птиц, избавляющихся

от паразитов, позволяя муравьям заползать на свои перья, или использующие для этой цели дым.

Примеры такого поведения описаны у ворон и других птиц. Другой причиной возникновения мифа

могла быть линька, при которой некоторые птицы полностью теряют перья, а затем «рождаются

заново» в новом оперении. Конечно, все эти предположения — не более чем догадка.
Но возможно, они содержат в себе долю истины. Первое упоминание о фениксе мы находим у

греческого поэта Гесиода, который говорит о нем как о широко известной долгоживущей птице.

Однако ее самое подробное описание оставил Геродот. Оно и послужило отправной точкой для

развития многочисленных мифов о фениксе. Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как

священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма:

феникс похож на орла с красными и золотыми перьями.
Вот история, изложенная Геродотом: молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в

500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит

в Храме солнца в Гелиополисе. Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и

восхищается его чудесной песней.
Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не

нуждается в партнере для рождения потомства. Первое описание возрождения феникса мы находим

у Плиния Старшего: феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем

аромат; из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого

вырастает новый феникс.
Со времен Плиния (I век н. э.) мифологические черты феникса остаются практически

неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после

смерти рождается заново и, наконец, феникс — птица солнца. Сильное влияние на

распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия, который создал римскую версию

мифа на основе греческого знания о птице солнца. Образ феникса как нельзя лучше иллюстрирует

название книги: «метаморфозис» по гречески означает «перевоплощение».
По Овидию, феникс бессмертная птица, но его жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце

каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний.

Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла,

живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах

своего предка в храм города солнца.
Деталь, связанная с пальмовым деревом, может навести на некоторые догадки относительно

происхождения феникса. Его описание у Овидия заставляет вспомнить о другой священной птице

Египта — пурпурной цапле бену, название которой обозначает еще и вид пальмы. В

древнеегипетской «Книге мертвых» говорится, что цапля бену также служила в Гелиополисе одним

из символов солнца. В некоторых источниках бену называют «душой бога Ра» — египетского бога

солнца, а также символом верховного бога Осириса, из сердца которого она якобы появилась.
Римский историк Тацит (I век н. э.), утверждает, что живущий 1461 год феникс перед смертью

выделяет в гнездо некое плодородное вещество, из которого и рождается молодая птица.

Современник Тацита святой Клемент Римский впервые связывает образ феникса с христианским

учением: повторяя рассказ Овидия о пятисотлетнем фениксе, обитающем в Аравии, Клемент

завершает свой рассказ словами о том, что Создатель, сотворивший феникса, таким образом

продемонстрировал, что дарует бессмертие тому, кто посвящает жизнь верному служению Ему.
Эта мысль Клемента была подхвачена более поздними христианскими авторами — Тертуллианом,

Лактанцием, Руфином, святым Григорием Турским и другими. В бестиариях, средневековых книгах,

в которых описания животных сопровождались религиозными комментариями, легенда о фениксе

символизирует воскрешение Христа.
С течением веков количество упоминаний о фениксе в источниках растет в геометрической

прогрессии. Если за все время до Рождества Христова известны только девять указаний на

феникса, то в одном только I веке н. э. мы находим уже 21 упоминание у десяти авторов.
В раннехристианские времена их насчитывается уже более 100, а количество литературных

источников относящихся к средневековью, просто не поддается исчислению. Символическое

значение феникса с течением времени менялось. Если, как уже не раз говорилось, в Древнем

Египте феникс отождествлялся с солнцем, то в Риме он стал символом императорской власти. Его

изображения нередко встречаются на римских монетах.
В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной

любви и благословения, но и Бога Сына, воскресшего на третий день после распятия.

Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских

городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней

изображен феникс, напоминающий скорее орла, чем цаплю, с бело голубым оперением, но с золото

красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.
Хотя феникс довольно редко появляется на полотнах художников времен европейского

Возрождения, его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшает щит Жанны

д'Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы.

На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем. Феникс с расправленными

крыльями изображен и на одноименной картине Рембрандта.
Существует предположение, что это полотно было заказано художнику амстердамской европейской

общиной, символом которой также был феникс. Бесчисленны упоминания о фениксе в

художественной литературе. Древнейшие из литературных источников — английская «Поэма о

Фениксе» (IX век), в которой птица олицетворяет загробную жизнь, «Поучение о Фениксе» (XII

век), содержащая описание посещения рая святым Петром, который становится свидетелем

возрождения феникса из пепла на третий день после смерти, и «Перцифаль» Вольфрама фон Эшенба

ха (XII век), где бессмертный феникс сторожит священный Камень Грааля.
В средневековой «Физиологии» мы находим христианскую версию мифа о фениксе: божественная

птица прилетает в Гелиополис и знаками указывает жрецу, в каком месте следует развести

костер; феникс погружается в огонь и сгорает дотла, но на следующий день из его праха

выползает червь, который еще через день превращается в птенца; когда жрец приходит в храм на

третий день, он видит взрослую птицу, которая затем улетает в неизвестном направлении.

История, естественно, увязывается с воскрешением Христа.
Феникс фигурирует в «Божественной комедии» Данте и в сонетах Петрарки. Последний сравнивает

с фениксом свою бессмертную любовь к Беатриче. Несмотря на то что, согласно древним

источникам, на Земле живет только один феникс, герои романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Франсуа Рабле встречают во время своих путешествий одновременно 14 фениксов на одном дереве.

Феникс — один из любимых образов Шекспира.
Мифологическая птица — герой его пьесы «Феникс и горлица». Феникс — символ бессмертия и

истины, а горлица — любви и красоты. Оба сгорают в огне по причине «брачного целомудрия». В

качестве символа возрождения и неповторимости феникс упоминается в пьесах «Буря», «Как вам

это понравится», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Генрих IV», «Жизнь короля Генриха V» и

«Тимон Афинский».
В 1646 году выходит книга Томаса Брауна «Изучение всеобщих заблуждений», одна из глав

которой посвящена фениксу. Браун анализирует описания феникса в греческих и римских

источниках, в Библии и у христианских авторов. Он приходит к выводу о том, что феникс не

существует, поскольку никто и никогда его не видел. Браун также подвергает сомнению основные

мифологические черты феникса — его единственность в природе, его способ размножения, его

невероятное долголетие.
Сотни поэтов и писателей обращались за вдохновением к образу феникса. В «Потерянном рае»

Мильтона архангел Рафаил спускается на землю к Адаму в образе феникса. Китс пишет: «Мне

крылья феникса пошли… чтобы улететь я мог к своим мечтам». Феникс был и остается самой

популярной мифологической птицей в мире. Он поистине бессмертен. Он живет со времен Геродота

и Гесиода в нашей истории, мифах, фольклоре, литературе и искусстве. В его честь назван

город в Соединенных Штатах. Пусть и дальше здравствует единственный и вечный феникс!


Бену.



Функция. Символ воскресения и вечной жизни, являлся прообразом Феникса. В Новом царстве

олицетворял Ба Ра, в ПозУниверсальный символ бессмертия: смерти и возрождения в огне.

Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из

благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит

дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс. “Смерть и воскрешение

Феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые… совершались

посредством огненного потопа…” (Е.П.Блаватская. “Тайная Доктрина”). Будучи “огненной

птицей”, он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также

кротость. Во всех традициях феникс выступает как солнечный символ. Можно провести аналогию

между фениксом и другими фантастическими птицами - Бену в Египте, Гаруда у индусов, Симург в

иранской мифологии, Керкес в турецкой традиции. Феникс, “освобожденная душа”, по выражению

К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения.

В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался

с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в

течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума,

слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс

считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: “Как феникс

пройду я через области потустороннего мира” (“Книга Мертвых”). Феникс считался “хозяином

юбилеев”, что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.

По мнению Е.П.Блаватской, волшебная птица индийской мифологии, олицетворение солнца,

Гаруда это “индусский Феникс, эмблема циклов и периодичного времени…”

В Китае феникс (Фэн-хуан), “киноварная” или “красная птица”, считается императором

птиц и солнечным символом; она олицетворяет юг. Согласно “Книге ритуалов”, существует четыре

благодетельных или духовных животных: единорог, феникс, черепаха и дракон. Феникс воплощает

одновременно инь и ян. Самец (“фэн”) - это ян, солнечное начало, огненная птица. В женской

ипостаси (“хуан”) феникс означает красоту, тонкость чувств и мир, инь, женственное, лунное

начало. Изображенный вместе с драконом, символом императора, феникс становится чисто женским

символом и означает императрицу, а вместе они - “нераздельное содружество”- не только для

супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости инь-ян в мире двойственности.

Подобно дракону и единорогу, феникс состоит из разных элементов, представляющих весь космос:

у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья -

ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги - земля, он пятицветен, что

символизирует пять добродетелей. “Его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность,

его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце

соблюдает правила, в его груди - сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против

нарушающих закон” (из древнего ритуала). Появление феникса считалось в высшей степени

благоприятным знаком, знаменуя мир, процветание, благодетельное правление или появление

великого мудреца.

В Японии феникс - Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.

Согласно греческой традиции, феникс был образом восходящего солнца, символом

обновленной - через огненную смерть - жизни. Античные авторы (Геродот, Овидий и другие) дают

о нем различные свидетельства. По одной версии, феникс, предвидя свой конец, сжигает себя в

гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый феникс. По другой -

он умирает, вдыхая ароматы трав, а из его семени рождается новая птица, которая переносит

тело своего отца в Египет, где его сжигают жрецы солнца.

У римлян он символизирует божественное происхождение Римской империи, ее возрождение и

вечное существование.

В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру,

постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на

погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.

В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) —

получению философского камня и может считаться его символом. Эта стадия носила название

“красного делания” (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, “в алхимии… дракон считается низшей

формой Меркурия, а феникс - высшей.”

дний период — Ба Осириса. Одно из двух божеств Древнего Египта в образе священной птицы

(второе — Великий Гоготун). Иконография. Со времен Среднего царства изображался в виде

цапли. Фетиши. камень Бен-Бен и верба, символизирующая Дерево Ишед на котором находится дом

Бену.

Рождение. Появился в начале творения на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен»,

что знаменовало начало «сотворения мира». Жил на священной вербе (Дом Бен-Бен). Изначальное

существо, он не был никем сотворен, подобно Атуму или Ра. Эпитет Бену — «тот, который из

себя возник» («бен» — «возникать»). Центр культа. Гелиополь. Отождествление. В Древней

Греции — Феникс.

Феникс

*На доске появились золотистые буквы и осветили класс*

Итак, феникс! Кто-нибудь слышал когда-нибудь об этой замечательной птичке?

*В классе поднялся жуткий шум. Каждый пытался перекричать другого*

- Так стоп! *класс не унимался...*

-Тихо!!! *наконец наступила тишина и Прюденс продолжила* Хм... Итак, раз все так хотят

ответить, то это будет первый вопрос вашего домашнего задания, напишите небольшое эссе на

тему Феникс, как вы себе его представляете?

А теперь я продолжу... Тритон Обмандер в своей книге "Волшебные твари и где их искать" даёт

такое описание этого существа: "Феникс - это величественная алая птица размером с лебедя, с

длинным золотым хвостом, золотыми клювом и когтями. Продолжительность жизни феникса

чрезвычайно высока благодаря его способности к регенерации: вспыхивая пламенем, когда тело

начинает ослабевать, феникс птенцом возрождается из пепла. Песня феникса обладает

магическими свойствами: считается, что она ободряет чистых сердцем и вносит страх в сердца

нечистых. Слезы феникса являются сильнодействующим лекарственным средством."

Считается, что впервые миф о бессмертной птице возник в Египте. Египтяне считали феникса

птицей города солнца - Гелиополиса (Египет). Для них феникс был священной птицей с золотыми

и красными перьями и временами представлялся в виде цапли или орла. Египетский миф говорит о

том, что феникс рождается на солнце и перевоплощается в себя - рождается снова - из

собственной золы, пепла. Живет он 500 лет и летит умирать в Гелиополис, храм солнца, после

чего перерождается из собственного же пепла. В египетских мифах феникс является покровителем

больших временных циклов, а также юбилеев.

Чуть позже эта птичка появляется в древнегреческой, римской мифологии, а также в

христианской Европе. Уже Геродот в 5 ст. до н.э. в своем пассаже ( II, 73) высказывает

первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей Феникс.

Увидеть ее вживе удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям Гелиополиса,

прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно - когда погибает ее отец. Ежели по

величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать весьма напоминают орла, а

перья у нее частью золотистые, частью красные. Чудес же о ней рассказывают столько, что,

хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают доверия, я должен о них написать. Дабы

перенести тело своего отца из Аравии в Храм Солнца, птица Феникс прибегает к следующему

способу: прежде всего она лепит яйцо из мирры, по величине такое, чтобы у нее хватило сил

его нести, и потому, пока его лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она

выгребает из него середину, пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там

закрепляет комками мирры, заполняя ими полость, пока вес яйца вместе с трупом не сравняется

с тем весом, когда оно было сплошным; затем, залепив отверстие, кладет яйцо себе на спину и

летит с ним в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или

ложь".

" В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее

вершине много золота и нефрита. Там водится птица, пятицветная, с разводами. Называется

феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ, что значит "добродетель", а на

крыльях-иероглиф "и" - "справедливость", на спине - иероглиф "ли" - "благовоспитанность", на

груди- "жэнь" - "совершенство", на животе - "синь" - "честность". Она ест и пьет как обычная

птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и

мир."
Хотя мы и видим некоторые различия во мнениях касательно птицы феникс, все равно в мифах

доминируют неизменные данные о том, что: 1) птица живет большое количество времени (500 лет,

540, 1000, 1464 (Тацит, "Анналы", VI, 28)и даже 12994 (Плиний, "Диалог об ораторах")); 2)

возрождается вскоре после смерти (из яйца (Геродот), из червяка (Плиний), из пепла и золы

(например, Клавдиан)); 3) умирая и умирая, живет снова и снова; 4) феникс - это птица

Солнца.
Ну, и напоследок пара слов о том, что символизировал феникс. А была птица феникс, как вы уже

поняли, символом Солнца, символом бессмертия души и воскресения тела, символом

справедливости, вечной молодости и самопожертвования ради других.

Что ж... Ну вот, думаю лекция подошла к своему законному концу, надеюсь вы не...

*Лёгким движением Прю скинула с полки книжку, с помощью телекинеза, конечно. Книжка была

толстая, поэтому грохота было достаточно)) Все ученики аж подпрыгнули на месте!*


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Статейки о фениксе | Эльф_льда_и_ветра - Душа - это феникс: добровольно згорая, она возрождается, зная, что умрет вновь... | Лента друзей Эльф_льда_и_ветра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»