[233x399]
Само по себе название предмета происходит от двух греческих ангелос и логос, таким образом, подразумевая речь или рассуждение об ангелах. Карл Барт как-то сказал, что ангелология является «самой замечательной и трудной областью богословия среди всех остальных». Таково было мнение Барта по отношению библейского учения об ангелах. Должен сказать, что цель данного курса не в том, чтобы по его окончании у вас сложилась точно такое мнение, как и у Барта. Самое главное для меня в том, чтобы мы вместе подошли как можно ближе к тому представлению об ангелах каким его нам дает Священное Писание.
На протяжении всего данного нашего рассуждения наше внимание будет направлено на разрешение таких вопросов как: кто такие ангелы, какова их природа, какую работу они осуществляют в Божественном провидении, может ли человек общаться с ними, да и должен ли? И, в конце концов, почему Бог сотворил их? Какой смысл их существования? Конечно же на многие из этих вопросов мы не найдем с вами однозначного ответа, тем не менее, мы во всем аспектах будем стремиться отыскать разрешение вопросов в границах того, что мы находим в Писании. Пусть оно станет критерием всякой истины, в том числе и учения об ангелах.
Сразу хочу заверить, что Писание ни в коем случае, не ставит под сомнение существовании ангелов, напротив ясно и четко его утверждает (см. Быт. 3:24; 32:1, 2; Пс. 103:4; Отк. 12:7). Причина, почему я с этого начинаю в том, что некоторые (современная рационалистическая теология) считают, что не существует персонифицированного [личностного] зла. Зло, по их мнению, является некоторой концепцией, которая не существует в независимости от человека, и в частности его действий и поступков. Тем не менее, ангелы существуют, независимо от того верит ли в них человек или нет, может ли он их видеть, осязать, слышать или нет. Люди забывают, что материальный мир, то, что человек может ощутить через свои органы восприятия – это только лишь незначительная часть того, в чем он обитает. Познание же истины, которую нам открывает Писание о духовном мире, расширяет не только наш кругозор и мировосприятие, но и наше отношение к себе, к миру и, и что самое главное, к Богу. Насколько мы в силах допустить, что то, что с нами происходит – не случайно, что то, что люди называют удачей или «счастливы стечением обстоятельств» на самом деле произошли благодаря действию ангелов, исполняющих волю Божью? Насколько реально для нас звучат слова Писания: «враг ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить». Можем ли мы допустить, что источником бед, случающихся с нами в жизни, могут быть злые ангелы? Является духовный мир настолько же реальным для нас как и физический? Возможно, я удивлю вас, но духовный мир даже более реален, чем материальный. К осознанию, этой истины мы будем подходить постепенно с течением нашего познания Бога, до тех пор, пока не придем в само духовное, небесное жительство. Духовный мир – это то, что будет пребывать вечно, что объемлет, пронизывает, сосуществует и является источником всякой жизни на земле, это то, что гораздо больше материального, это место нашего пребывания в вечности. Следовательно, нам не стоит пренебрежительно относится к тому, что может повлиять на нас, и на что, возможно, можем повлиять мы. Более того, я полагаю, не ошибусь, если скажу, что наше поведение и отношение к определенным вещам, какими бы они ни были, определяются нашими знаниями и представлениям об этих вещах. Наше отношение к ангелам будет меняться в соответствии нашим знаниям о них. Точно так же наше отношение к некоторым людям будет меняться и многое в них мы сможем объяснить, если мы будем учитывать, что они могут быть под демоническим влиянием. Другими словами, если допустить, что не всегда человек движем только своими амбициями и эмоциями, но находиться сейчас во власти «тьмы» и искушен диаволом, то не будешь поспешно обвинять его, а видеть корень. Возможно, для нашего взора предстоит только лишь верхушка айзбегра, основная часть которого находиться совершенно не на поверхности, а далеко в греховности человека и его открытости бесовскому воздействию. Пусть наши знания строятся истиной в Писании, познание которой сделает нас и других свободными.
Несмотря на то, что знание доктрины об ангелах напрямую не влияет на наше спасение ангелологию нужно рассматривать, я думаю, по ряду причин. Многочисленные ссылки в Писании на ангелов подсказывают нам, что данная доктрина не может быть проигнорирована верующими. Всего упоминаний термина «ангел» встречается более 300 раз, в 34 из 66 книг Библии. Более того, мы не можем, как люди, смотреть на себя, как на «единственных» своего рода. Есть так же и другие рациональные, личностные существа, среди которых человек есть «и первый и наинизший» одновременно. Сам факт существования и действия ангелов в физическом мире прямо предполагает их влияние на человечество и мир в целом. Некоторые идут в подобном рассуждении далее, доказывая первостепенность духовного мира ангелов и второстепенность физического мира. Является ли это правильным или нет сказать трудно, да и нужно ли?
Само слово «ангел», как в Еврейском, так и в Греческом, не описывает сущности данного творения. Скорее слово указывает на служение этих духовных существ, так как означает оно «посланный», «посланник» или «вестник» (сравните с местами из: Мал. 2:7; Мат. 11:10, где речь идёт о служителях Божьего Слова). В более широком смысле термин «ангел» указывает на всякого агента или представителя Бога, посланного Им для осуществления определенных целей. Таким образом, слово «ангел» в Писании нередко используется в отношении обычных посланников или гонцов (Иов. 1:14; 1 Цар. 11:3; Лк. 7:24; 9:52), пророков (Ис. 42:19; Агг. 1:13), священников (Мал. 2:7) и служителей НЗ (Отк. 1:20). Иногда термин использован и по отношению к безличностным субстанциям (прим.: ветер, Пс 103:4; 2 Цар. 24:16, 17; 4 Цар. 19:35). Наряду с этим не стоит забывать, что слово «ангел» в большинстве случаев имеет отличительное значение и относится к небесным существам, сотворенным для служения Богу и людям. Они, хотя и являются частью всего сотворенного бытия, не существовали всегда. Как-то Ездра, обращаясь к Богу, сказал об ангелах такие слова: «Ты создал небо, небеса небес и все воинство их … и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6; ср. Пс. 148:2, 5). Павел ясно утверждал, что Богом всё сотворено: «что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; престолы ли, господства ли, - всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16; // Ин. 1:3), что явно подразумевает сотворение и ангелов.
Писание не говорит определенно о времени их сотворения. Однако можно с уверенностью сказать, что ангелы не появились до создания мира, поскольку до сотворения не существовало «никакой твари» (Ин. 1:1-3; Кол. 1:16). В равной степени они не были сотворены и после «шестого дня» творения, потому что тогда Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:2, 3; Исх. 20:30). Писание определенно и однозначно говорит нам, что к концу шестого дня были «совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1), что, вне всякого сомнения, включает и ангелов. На основании текста из книги Иова (38:4-7) некоторые утверждают, что ангелы были сотворены в четвертый день творения, так как, они полагают, ангелы представляются в данном тексте как небесные светила - «звезды». На мой же взгляд, этот текст Писания не предполагает дату их сотворения - в четвертый день, а скорее их существование к четвертому дню. Так или иначе, кажется наиболее вероятным, что небесные существа были сотворены до человека. Это предположение позволяет нам сделать первый стих Писания: «вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Более того, слово у нас переведенное как «небо» в еврейской версии стоит во множественном числе: «небеса», что предполагает сотворение не только материальных «небес», но и духовной сферы, названной в Писании «Небесами». Интересно заметить, что сразу во втором стихе речь идет только о земле: «земля же была безвидна и пуста» (ст. 2), без какого-либо упоминания о продолжении сотворения небес. Если наше предположение верно, тогда остается только заключить, что именно тогда, то есть в самом начале, Бог сотворил ангелов и дал им все указания, которым им следовало бы последовать. Это еще раз подтверждается отрывком из книги Иова (38:4-7): «где был ты, когда Я полагал основания земли? … При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии ликовали от радости». Если ангелы («сыны Божии») ликовали от радости при формировании земли, тогда очевидно, что они были сотворены ранее, вероятно, в первый день. Стоит заметить, что по той причине, что у нас имеются в Писании только лишь некоторые «намеки» на время сотворения ангелов, мы не можем сделать никаких четких утверждений относительно этого вопроса. Следовательно, нам придется остаться c некоторой степенью неопределенности. Тем не менее, нам следует не забывать, что «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Вт. 29:29).
Сотворение ангелов, само по себе, особенно и исключает всякую возможность эволюции. Они не развились от низшей формы к более высшей и разумной, как это иногда относят к людям. Христос как-то сказал: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30), а это говорит нам о том, что ангелы сами себя не воспроизводят и не рождают себе подобных. Они всегда остаются именно такими были и именно в таком количестве, в котором они были сотворены. Единственным исключением является та часть ангелов, которая в своем непослушании Богу, пала и претерпела извращение своей святой природы. Тут конечно возникает вопрос, когда же произошло это падение ангелов, которых мы сегодня называем бесами, ангелами тьмы, демонами и так далее? Основываясь на описаниях первых глав Бытия можно предположить, что ангелы, не подчинившиеся Богу и восставшие против Него (2 Пет. 2:4; Иуд. 6), пали ещё до того момента, когда Сатана искусил Еву в Эдемском саду. Конечно же, это могло произойти только после шестого дня творения, когда было сказано: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Идти дальше в догадках и спекуляциях нет смысла, так как Писание просто не открывает нам этой «тайны». Единственное, к чему мы можем свети все возможные теории вероятности так это к периоду между «шестым днем» и искушением Евы.
Природа ангелов
Говоря о природе ангелов, первое, что мне хотелось бы здесь выделить это то, что ангелы являются духами (pneuvmata, Евр 1:14; Лк. 8:2; 11:24, 26). Такое определение ангелов, возможно, немного озадачивает нас, так как наше представление о «духах», сформированное нашей славянской культурой, несколько иное от того, о чём обычно говориться в Писании. Конечно же, ангелы – это не призраки и не приведения, и не само-произвольная тень, запах, испарение, или некое дуновение. Когда Писание говорит о духе, в первую очередь оно подразумевает нечто бестелесное и нематериальное. Приписывание духам некой «эфирной» или «аморфной» телесности противоречит утверждениям из Луки (24:39) и Ефесянам (6:12), где ясно сказано, что духи совершенно нематериальны и исключают всякую аморфность или эфирность. Духовность, прежде всего говорит нам о том, что ангелы находятся в совершенно ином мире или «измерении», так что исключена всякая возможность видеть, слышать, или каким-либо другим образом ощущать ангелов физически, без позволения на то Самого Бога (см. 4 Цар. 6:15-17; Кол. 1:16).
В таком случае невольно напрашивается вопрос, что насчет описаний в Ветхом Завете, которые говорят о явлениях ангелов Божиих в человеческом облике? Здесь мне хотелось бы согласиться с тем, что телесные образы, в которых ангелы время от времени являлись людям (Быт. 18:2; 19:1; Мр. 16:5, Лк. 24:4; Дн. 1:10; Евр. 13:2) принимались ими лишь на короткое время для исполнения определенной Божественной задачи. Нужно помнить, что явление ангелов в физических телах не указывает на то, что материальные (может быть даже кажущиеся только на то время) тела являются их необходимой частью существования. С другой стороны, мы не можем ограничивать ангелов только духовной сферой. Хотя ангелы и нематериальны, они способны реагировать и воздействовать на физические тела людей (Быт. 19:16; Мф. 4:5). Если это и можно было бы отразить каким-либо образом, скорее подошло бы сравнение между телом и духом человека и то, как последнее реагирует и воздействует на первое.
Относительно употребления ангелами пищи (Быт. 18:8; 19:3) хочется привести слова из «Христианской Догматики», так как они наиболее ясно объясняют это явление: «употребление ангелами пищи должно рассматриваться не как естественная трапеза и не как кажущееся явление, но как деяние столь же непостижимое для нас, как и временное принятие ими телесной формы … использовалось для убеждения людей, которым являлись ангелы, в истинном присутствии последних».
Говоря о духовной природе ангелов, можем ли мы предположить, что Бог и ангелы состоят из одной и той же субстанции (если конечно мы вообще можем такое сказать о Боге)? Были ли ангелы сотворены более подобными Богу, чем люди? И если да, тогда почему Писание умалчивает это от нас? Здесь нам нужно отметить факт того, то что используемое слово дух по отношению как Бога (Ин. 4:24), так и ангелов не обязательно является исчерпывающей характеристикой обоих. Нам нельзя забывать, что мы говорим о небесных, венечных существах и реалиях земным и ограниченным языком, который просто не в состоянии отразить всю действительную реальность совершенно иного измерения или состояния. Хотя ангелы есть духи и Бог есть дух, все же различие между ангелами и Богом столь же велико, как различие между конечным творением и бесконечным Творцом. Бог есть дух, который вездесущ, тем не менее, ангелы – нет, они ограничены точно так же как и мы. Мы имеем дух, который так же не вездесущ, но ограничен физическим телом. Ангелы же - духи, ограниченные в пространстве своими духовными «телами». Они не могут быть более чем в одном месте в одно время. Вы можете возразить, будто на небесах нет времени. В таком случае я хотел бы возразить вам, так как Писание, хотя ничего не говорит о времени, оно в равной степени его и не исключает, напротив, даже предполагает некое течение определенных и последовательных событий в небесах. Для того чтобы понять это не стоит делать глубокое исследование, достаточно прочитать несколько глав Откровения. Если кто-то хочет узнать об этом больше можете обратиться к моим конспектам по Теологии к разделу «Вечность» в рассмотрении атрибутов Бога. Сей час же, мне хотелось сделать несколько утверждений: небеса, имеют своё место в творении, они имеют своё начало, прошлое, настоящее и будущее, они имеют последовательность обозреваемых и переживаемых событий, следовательно, они имеют «время», единицами которого необязательно являются земными единицами времени. Приходя на небо, мы не становимся такими как Бог. Равно и ангелы не являются «богами». Они ограничены пространстве и времени: они «ходят» по земле (Иов. 1:7; Зах. 1:11; особенно - 1 Пет. 5:8) и естественно предполагает перемещение из одного места в другое, что наверняка требует времени и иногда промедления. Я позволяю себе сделать последнее утверждение небезосновательно. Давайте посмотрим текст, записанный в Данииле (10:12-14). Вестник Божий пришедший в ответ на молитву Даниила говорит такие слова: «… с первого дня, как ты расположил сердце твоё, чтобы достигнуть разумения и смирить себя перед Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день … А теперь я пришел возвестить тебе…». Здесь явно видна возможность замедления определенных действий со стороны ангелов, соответственно их ограниченность как во времени, так и в пространстве.
«Могут ли ангелы умереть?» - можете поинтересоваться вы. Ответ очень прост: и да и нет. С одной стороны ангелы духовны и по той причине, что только материальное творение подлежит истреблению или преобразованию, они умереть не могут. Следовательно, они будут жить, или лучшее слово, существовать бесконечно. В писаниях Луки мы читаем, что в воскресении, как люди, так и ангелы «умереть не могут» (20:36). Единственный вопрос, который здесь возникает: как они будут жить или существовать вечно, будь-то в славе или в бесчестии? И определяющим фактором для них будет конечно же их собственный выбор. С другой стороны ангелы могут переживать смерть, только не в смысле прекращения существования, а в смысле вечных мучений, которые названы Богом «смертью второй» (Мф. 25:41; Лк. 8:31). Так что, как вы сами поняли, ответ на вопрос «может ли умереть ангел?» напрямую зависит от того, какое значение мы вкладываем в слово «смерть».
Следующие, что нам нужно помнить, что ангелы были сотворены святыми. Во-первых, Бог не творит зла (Быт. 1:31). Во-вторых, Писание ясно заявляет о классе ангелов, «не сохранивших своего достоинства» (Иуд. 6; // 2 Пет. 2:4). По отношению же ангелов сохранивших своё достоинство Бог прямо называет их «святыми» (Мр. 8:38) и «избранными» (1 Тим. 5:21). Упоминание согрешения ангелов ведет нас к социальному аспекту их природы. Достаточно очевидно, что ангелы согрешили не только индивидуально, но и корпоративно с некоем федеральным лицом во главе (может быть, из-за этого, Бог не предусмотрел спасения для ангелов). Мы знаем, что Люцифер «увлек третью часть звезд…» (Отк. 12:4). Исходя из этого, Тиссен называет ангелов даже обществом, но не в коем случае не «родом» (учитывая даже тот факт, что ангелы не женятся). Когда я говорю о социальном аспекте небесных существ я не исключаю, напротив, обязательно подразумеваю и тот факт, что они способны к общению и взаимодействию. Они могут общаться как друг с другом, так и с людьми. И в первую очередь я отношу именно вербальное общение (см. Лук. 1:13, 19). Каким образом они общаются друг с другом, - несомненно, сокрытая от нас тема. Хотя Павел не двузначно упомянул о существовании языков ангелов (1 Кор. 13:1). Я сознаю, что на одном, такого рода, тексте я не могу строить какое-либо доктринальные утверждение, однако, как мы видим слово «языками» стоит во множественном числе, что явно допускает возможность наличия у ангелов не одного только языка. Это, я думаю всё, с чем оставляет нас Писание по поводу данного вопроса.
То, что ангелы социальны и являются личностями (upostavsei), у меня не возникает никаких сомнений. Однако, если кто-то захочет не согласиться со мной, приведу ряд причин для поддержки моего взгляда. Первое, у ангелов есть личностные имена, такие как Гавриил (Лк. 1:26) и Михаил (Иуд. 9). Второе и более важное, ангелы обладают всеми качествами, присущими личности, важнейшие из которых следующие: интеллект (Мф. 8:29; 2 Кор. 11:3; думают, 1 Пет. 1:12; понимают, Еф. 3:9-10; беседуют, Быт. 18:1, 9, 22); воля или способность принимать самостоятельные решения (Лк. 8:28-30; 2 Тим. 2:26; Иуд. 6); эмоции (чувства, Лк. 2:13; Иак. 2:19; Отк. 12:17; радость, Иов. 38:7; Лк. 15:10; Отк. 19:6-7); и последнее, мораль (одни по природе – добры, другие – злы, см. Мф. 25:41; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6; Отк. 12:7-9). Итак, как сказал Чарльз Райри: «Ангелы - личности, а не олицетворение абстрактных идей добра или зла».
Если что-то и можно было выделить против их личностной природы, так это то, что они не имеют пола. И хотя зачастую Писание ссылается на них в местоимениях мужского рода и использует мужские собственные имена, у нас нет никакого веского основания утверждать, что ангелы – мужчины. Слова Иисуса в Евангелии от Марка 12:25 говорят о том, что ангелы «не женятся ни замуж не выходят», тем самым, косвенно подразумевая, что они бесполы. При этом, хотя ангелы и бесполы, всегда, когда они появлялись в телесном виде – они принимали облик мужчин (Быт. 18-19; Дан. 8:15; 9:21; Лук. 24:4; Дн. 1:10). Интересно заметить, что слово, переведенное у нас как «мужчина», в книге Даниила (8:15), особенно относится к лицам мужского пола, находящиеся «в рассвете сил». В Новом Завете мы находим описание Марком ангела как «юношу», где греческом языке слово обычно подразумевает мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. Здесь, несомненно, можно уходить в дебаты относительно того, что мы подразумеваем под «полом» и сюда, конечно же, мы относим не только способность жениться и воспроизводить себя. Пол включает в себя намного больше других качеств мужеской природы и женской, как в физических характеристиках, так и в волевых и эмоциональных. Я не знаю насколько мы может применить наше понимание мужского или женского пола к небесным существам, которые по природе совершенно отличны от нас. Я больше склонен к тому мнению, что Писание, говоря об ангелах, скорее хочет подчеркнуть не то, что они мужчины, а то, что они – личности, точно так же как и в случае с Духом Святым. Относительно же, предположения, будто ангелы когда-то совокупились с людьми (Быт. 6:2), и имели, такого рода, даже «не вербальное общение», является безосновательным и явно противоречащим Писанию (см. Мат. 22:30).
Я хотел бы выделить всего три «вида» живущих существ, которых мы относим к разряду личностей: Бог, человек и ангелы. Я поставил эти три в данной последовательности неслучайно. Это не потому, что кто-то более личность, чем другой, скорее по тому, как Бог представляет это в Своем Слове. Сначала Бог, затем образ Божий, затем и служащие первым двум.
Вспоминая антропологию, хочется вспомнить, как богословы нередко относят личностность человека к определяющему фактору образа Божьего в нем. Другими словами, образ Божий – это личность. Однако, если это так, то тогда с таким же успехом мы должны говорить и об ангелах, как о носителях образа Божьего, что, конечно же, никак не согласуются с Писанием.
Говоря о власти и могуществе ангелов, конечно же, нельзя не выделить их значительное превосходство над человеческой силой. По меньшей мере, вовремя пребывания человека на земле он соделан «умаленным» пред ангелами (Евр. 2:7). Писание называет ангелов «крепкими силою» (Пс. 102:20), «силами» (см. Еф. 1:12), «начальства» и «власти» (Кол. 1:16). Во втором послании Петра мы читаем, что ангелы превосходят людей «крепостью и силою» (2:11; // Мф. 28:2). Именно ангелы приводят в исполнение Божии наказания за грехи человека (2 Цар. 24:1-16), именно посредством них Бог управляет стихиями (Отк. 7:2-3; 16:8-9) и избавляет человека от плена или казни (Дн. 12:7-11; Дан. 3:28). Ангелы превосходят человека по знаниям. Здесь нужно отметить, что имеющиеся у них знания отчасти были заключены в их природе (2 Цар. 14:20, естественное знание); другие же получены по Божественному откровению (1 Пет. 1:12; Лук. 2:9-12, явленное знание), или вследствие наблюдения славы Божьей (Мат. 18:10). Кроме этого я допускаю, что знания ангелов способны возрастать путем получаемого ими опыта будь-то в земной или небесной сферах. Один из вопросов, которые несколько тревожат сознания пастырей и проповедником «могут ли ангелы читать мысли человека и Бога»? Нередко можно сегодня услышать слова из кафедр евангельских церквей о том, как сатана может искусно посылать мысли в сердца людей с целью искусить их и привести ко греху. Я должен сказать, что ничего подобного мы с вами в Писании найти не можем, поэтому и рассуждать нам об этом трудно. Тем не менее, если сатана или его ангелы могут посылать мысли, значит, вполне вероятно, они могут и читать их. Лично, на мой взгляд, такие рассуждения слишком завышают способности Диавола и его ангелов.
В контексте нашего рассуждения об ангелах хотелось бы затронуть вопрос об их численности. Как не прискорбно, но этот вопрос, как и многие другие области нашего изучения, нам следует отнести к разряду «скрытых» от нашего ведения. Писание оставляется нас с некоторыми местами, создающими у нас впечатление огромного множества, казалось даже как будто неисчислимого (см. Вт. 33:2; Пс. 67:17; Дан 7:9, 10 Евр 12:22; Отк. 5: 11, 12 и т.д.). Конечно же, ангелы существуют в ограниченном количестве, которое не увеличивается и не уменьшается. Определенные же цифры от человеков сокрыты. Слова: «тьмы тем и тысяча тысяч», ни в коем случае не указывают на один миллион, а скорее представляют собой образный язык, подчеркивая множественность, а не количествнность.
Хотя ангелы и обладают превосходящей человека силой и могуществом, они в этой силе не бесконечны. Они не обладают властью творить жизнь, или творить чудеса сверх дозволенного им Богом. Сила добрых ангелов используется в битве против демонических сил, находящихся под управлением Диавола (Дан. 10:13; Отк. 12:7-8; 20:1-3). Насколько была преломлена сила ангелов тьмы Писание нам не говорит. Ясно одно, что в «конце времен» сила Сатаны будет окончательно повержена, а спасенные люди будут посажены на более высокой позиции даже, чем ангелы света (1 Кор. 6:3). Относительно ведения ангелов, хочется сказать, что имеющеюся знания не бесконечны (Мр. 13:32), так как абсолютными знаниями обладает только один Бог, который не приобретает знания, но знает всё в равной и совершенной степени, что было, есть, будет, и могло бы быть в исключительно всех деталях. Именно причине того, что ангелы имеют знания они будут судимы и понесут ответственность за свои действия (1 Кор. 6:3; Мф. 25:41).
В ходе нашего рассуждения, я думаю, вы уже заметили, что ангелы – особые существа, в чем-то они схожи с Богом, а в чем-то и с человеком. Они бессмертны, но не вечны. Они сильнее человека, но не всемогущи. Они личности, но не имеют в себе образа Божьего. Они обладают большими знаниями, но не всеведущи. Они нематериальны, но не вездесущи. Они не имеют конца, но как и все творение обладают началом. Подобно Богу они – духовны, но, так же как и люди, они ограничены во времени и пространстве. Они «географически и временно локальны», так как способны занимать определенное место или пространство в одно время. Они в большом количестве, но не способны воспроизводить себя. Они превосходнее человеков, но поставлены им на служение. Они неделимы и целостны, они никогда не имели и не могут знать, что значит - иметь в прошлом греховное, в настоящем искупленное, а в будущем прославленное тело. Они по природе неизменны, потому далеки от постижения красоты процесса и прогрессирующего преобразования в святости. Они не возрастают и не уменьшаются, они не стареют и не молодеют, они были такими всегда с момента их сотворения, такими и останутся. Тем не менее, они по своей природе и способностям далеки от того, Кем они были созданы. Они подвижны и, наверняка способны быстро перемещаться из-за своей нематериальности, из одного места в другое, однако, они не в силах перемещаться во времени, меняя прошлое или будущее. Точно так же как человек они обладают свободною волей, однако, в отличие от него они продолжают принимать правильные решения. Список можно было бы продолжать, однако, цель моя не в этом, а в том, чтобы мы нарисовали в своем воображении ту картину, которую нам представляет Писание о тех, кто порой так близок к нам и так реален, и в то же время настолько же непостижим и недосягаем для нас смертных людей.
Два класса ангелов
До этого момента мы в большей степени говорили о добрых ангелах. Это не секрет, что как добрые, так и злые ангелы обладают достаточно многими сходными между собой характеристиками и качествами. Как те, так и другие ограничены в своих проявлениях, ровно настолько насколько то им позволяет всеобщее управление Бога. Как мы уже упоминали ранее, многие неортодоксальные богословы склонны отвергать существование личностного «воплощенного» зла в лице Диавола или бесов. Однако, как Писание, так и оккультные проявления, происходящие сегодня в мире, говорят об обратном – ангелы существуют. «Жизнь есть нечто большее, чем – то, что мы видим». Мы ведем борьбу не против людей, не против социальной системы, но с нечто большим, чем это. Как говорил апостол Павел, хотя мы и живем во плоти «мы не по плоти воинствуем» (Еф. 6:12). Наши жизни соприкасаются с силами невидимого мира, это то, о чем нам всегда нужно помнить. М Рамм заметил: «человек знает о творении только то, что творение позволяет о себе узнать». Хотя Рамм несомненно прав, всё же нам необходимо прибегать к критерию всякой истины - Писанию и узнать, что оно говорит нам о тех, кто содействует нам или противостоит: о двух категориях ангелов, «добрых» и «падших». Из Священного Писания мы вскоре заметим, что в каждой из категорий ангелов есть различные уровни, своего рода иерархия. Павел говорит о «начальствующих» и «властях» на небесах с одной стороны (Еф. 3:10), и о «властях века сего» с другой стороны (Еф. 6:12). Как добрые, так и злые ангелы организованны. Интересно заметить, что после своего падения ангелов, грех не разрушил понимание иерархической подчиненности и субординации. Очевидно, Бог положил границы греху в его разложении структуры взаимоотношений Божественного творения. Иногда мы, как христиане считаем, что со злом мы можем бороться самостоятельно, без организации и адекватной подготовки, за что, и несём нередко не то что успех, но даже и поражение.
Далее мы разделим наше рассуждение на два раздела, коснёмся добрых и злых ангелов соответственно.
Добрые ангелы
Кроме наиболее распространенного слова «ангел», по отношению к небесным существам в Писании так же применяется и ряд других имен, таких как «сыны Божии» (Иов. 1:6; 2:1), «святые» (Пс. 88: 5,7), «духи» (Евр. 1:14) «блюстители» (Дан. 4:13, 17, 23), «начальства» «власти» (Кол 1:16) и «силы» (Еф. 1:21).
В следующем разделе мне хотелось бы поговорить о трех, особых видах ангелов, которых нам описывает Писание: херувимы, серафимы и животные. Хотя некоторые богословы склонны отличать все эти три вида от всей основной группы ангелов, на мой взгляд, они имеют ту же природу, что и все небесные творения Бога и, по сути, то же служение, и потому я их причисляю к общей категории «добрых ангелов».
Херувимы
Само название происходит от еврейского cherub (во множественном числе – cherubim, 4 Цар 19:15; Иез. 1:5-24; 10:1-22). Этимология данного слова в точности нам не известна, однако, основное его значение есть «покрывать» или «охранять». О херувиме сказано, что после грехопадения человека он охранял вход в Эдемский Сад (Быт. 3:24). Два золотых херувима были на крышке ковчега, крылья которых были распростерты над самим ковчегом, местом Божественного присутствия (Исх. 25:19). О херувимах так же сказано, что они поддерживали престол Божий (Пс. 17:10; 79:1; 98:1), и таким образом, были своего рода «хранителями» Божественного трона. Согласно описаниям книги Иезекииля (10:1-22), по внешнему виду херувимы частично напоминали людей и частично животных. Каждое существо имело по четыре лица, повернутые в разные стороны. Руки и тела их были подобны человеческим. Они имели лица человека, льва, тельца и орла. Ноги у херувимов были как у тельца, тела их были блистательными все насыщенными глазами. Они, как кажется, среди ангелов имеют наиболее близкие взаимоотношения с Богом. В целом Писание нам повествует о них более, чем о каких-либо других ангелах.
Серафимы
Этот вид ангелов в Писании упоминаются в только один раз в книге пророка Исаии (6:2-7). При чтении описания служения данного вида ангелов, создается впечатление, что они отличны от херувимов, так как Бог восседает «на» херувимах (1 Цар. 4:4; Пс 79:1), а серафимы имеют несколько возвышенное положение (Ис. 6:2). Каждый из них имеет лицо, ноги и шесть крыльев. Их служение отличаются от херувимов, так как заключается оно в «осенении» престола Бога и в приведении небес в поклонении Ему (возможно вместо Люцефера).
Животные
Две книги Иезекииля и Откровение описывают нам другой вид небесных существ, которые мы называем «животные». Они описываются как находящиеся вокруг престола Божьего (Иез. 1:5-14; Отк. 4:6-8). Четыре животных имеют различный вид, схожий с лицами херувимов. Каждое животное имеет по шесть крыльев и тела их так же покрыты глазами. Задача их состояла в том, чтобы превозносить, вести поклонение (Отк. 4:9-11) и осуществлять суды Божьи (Отк. 4:6-9; 6:1; 5:7). Поразмышляйте над тем, какие сходства и различия представляются читателю между животными и херувимами, и серафимами. Могут ли животные менять свой образ? Почему животные?
Архангелы
Только один из ангелов назван архангелом. Его Писание нам представляет под именем Михаил. Всего термин архангел встречается в Библии только два раза (1 Фес. 4:16; Иуд. 9) и означает он главенство или авторитет над другими ангелами. В Данииле 10:13 Михаил был назван одним «из первых князей». В Откровении он предстает пред нами как лидер армии ангелов (Отк. 12:7-8). Хотя в Писание титулом архангел назван только Михаил, не исключено, что есть так же и другие ангелы, обладающие тем же званием, что, возможно, подразумевается в тех же словах книги Даниила (10:13). О Михаиле мы так же узнаем из послания Иуды, который напоминает о его разговоре с Диаволом (ст. 9), подчеркивая особый характер первого. Архангел Михаил, исходя из текстов, несёт особую ответственность в защите и преуспевании народа Израильского (Дан. 10:13, 21).
Некоторые относят ангела Гавриила к архангельскому положению, однако, нигде Писание нам так его не представляет. Тем не менее, мы должны согласиться, что во многих случаях он подобен Михаилу. Само имя Гавриил (Гироб-Эль) означает «герой Бога». Он был именно тем ангелом, который приносил весть от Бога: к Даниилу (8:16; 9:21), Захарии (Лк 1:19) и Марии (Лк 1:26).
Ангел «Яхве»
Несколько Библейских отрывков, в особенности из Ветхого Завета, представляют нам Ангела Господня особенным образом. Иногда создается впечатление, что Сам Бог является в человеческом образе и обращается к людям (см. Быт. 16:10, 13; 22:12; 31:11, 13; Исх. 3:2, 6). Таким образом многие считают, что Ангел Господень в Ветхом Завете – это второе лицо троицы, то есть Христос, до Своего земного воплощения. Именно Он беспрецедентно говорит и действует как Бог, отождествляя себя с Ним, и принимает поклонение Себе как Бог. С другой стороны, в Писании есть и те места, где Ангел Господь предстает для нас отличным от Бога персонажем (см. 2 Цар. 24:16; Пс. 33:7; Зах. 1:11-13). Последнее упоминание об Ангеле Господнем мы встречаем в Евангелии от Луки (1:11), где он обращается к Захарии в храме. По той причине, что Ангел Господень перестает являться после воплощения Христа, для многих это является подтверждением того, что Ангел Господень и есть Христос. Для меня лично трудно поверить в эту гипотезу, так как нигде в Новом Завете мы не встречаем даже намека, что Христос приходил к людям когда-либо ранее до Своего воплощения. С другой стороны нам не стоит забывать, что ангелы Божии были и остаются более, чем носители послания Божьего, они так же были Его представителями и говорили от Его лица. Почему Ангел Господень перестал являться после воплощения Христа, я думаю, потому что настала новая эпоха, где представителем Бога на земле был Христос, а затем Дух Святой.
Место ангелов в Божественных целях
Первое, что мне хотелось бы здесь сказать это то, что ангелы являют собой величие Божьей любви и Его плана для нас. Люди и ангелы – единственны, кого Бог сотворил с высоким пониманием морали и нравственности. Следовательно, мы можем больше постигнуть Божественной любви явленной к нам, когда проведем некоторое сравнение между нами и ангелами.
Заметьте, ангелы никогда не были названы носителями образа Божьего, тогда как о человеке несколько упоминается, что Бог создал его по Своему образу и подобию (Быт. 1:26-27; 9:6). Исходя из этого мы, люди, более подобны Богу, чем ангелы. Павел когда-то сказал о том, что мы будем судить ангелов (1 Кор. 6:3). Даже сей час, хотя мы и несколько умалены пред ангелами (Евр. 2:7), они поставлены нам на служение (Евр. 1:14). Даже тот факт то, что Бог наделил нас способностью рождать детей, разве не указывает нам, что нам явлена большая привилегия и преимущество (Мф. 22:30; Лк. 20:34-36)? Кроме того, в ангелах мы можем увидеть большую Божью любовь к нам в том, что когда некоторые из них согрешили навеки остаются без прощения и малейшего шанса на спасение (2 Пет. 2:4), тогда как мы имеем возможность на спасения даже после осознанных грехов. Автор послания к Евреям говорит: «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприелет семя Авраамово» (2:16). Бог остается абсолютно справедлив в том, что не дает спасение согрешившим ангелам, точно так же Он оставался бы абсолютно справедлив, если бы осудил всё человечество без какого-либо шанса на спасение. Однако, по Своей любви, Он дарует спасание людям, сотворенным по Его подобию.
Второе, ангелы напоминают человеку о том, что невидимый мир реален. Точно так же как некогда Саддукеи говорили о том, что нет ангелов, ни воскресения, ни духа (Дн. 23:8), точно так же и сегодня многие утверждают, что нет ничего, кроме того, что может быть доказано, исследовано или пережито. Конечно же, Бог может открыть человеку его глаза, чтобы увидеть всю настоящую реальность окружающего, как некогда Он сделал это слуге Елисея (4 Цар. 6:17), но дай Бог, чтобы это не случилось в «последний день» Великого Суда. Реальность намного больше, чем – то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем или чувствуем. Библейские авторы неоднократно направляли внимание своих читателей на восприятие невидимого мира (Пс. 147:2; Евр. 12:22).
Конечно, мы можем возразить, что если бы ангелы являлись и говорили сегодня, они послужили бы неким напоминанием нам о духовной реальности. Но кто знает, может быть причина нашего неведения не в том, что они не являются, а в том, что мы их не способны видеть (Евр. 13:2). Поймите, я не ухожу в мистицизм, и не говорю о том, чтобы мы теперь искали во всём некую «духовную» сторону. Скорее, я хочу приготовить нас к тому, что когда мы это встретим, мы не отвернемся в своём рационализме и не упустили свою возможность.
Третье, ангелы служат нам примером. Как в поклонении, так и в послушании они демонстрируют свое посвящение и приверженность Богу.
Иисус говорил о том, как нам надлежит молиться: «да будет воля твоя на земле, как и на небе» (Мф. 6:10). На небесах Его воля осуществляется в послушании ангелов. Христос говорил, чтобы наша молитва была о таком же послушании нас на земле, когда всякую волю Божью по отношению к нам мы будем исполнять в радости и без возражений. Более того, ангелы являют собой пример в поклонении. Неоднократно Писание описывает нам то, как ангелы в постоянстве славят Бога (многих этих мест мы уже касались). Каково наше отношение сегодня к славословию Бога? Считаем ли мы, что это не напрасно проведенное нами время? Я думаю, если мы не научимся делать это в земные наши дни, нам трудно придется на небесах. Нам нужно учиться, как проводить время более «рационально».
Четвертое, ангелы осуществляют волю Божью на земле. Мы понимаем то, что Бог, в Своём всемогуществе, может и не прибегать к помощи ангелов, однако, в Сём суверенитете, Он часто использует именно их для того, чтобы провозглашать Божью истину (Дн. 7:53; Гал. 3:19; Евр. 2:2), истолковывать Его Слово (Дан. 8:19; 9:23; Зах. 1-6; Отк. 1:1), оповещать (Быт. 22:12; Суд. 13:3; Мф. 1:20; Лк. 1:13; Мф. 28:6) и направлять (4 Цар. 1:3; Мф. 2:13; Дн. 5:20; 8:26; 10:4; 27:24). Нередко Бог посылает именно ангелов в ответ на молитву (Дн. 12:5-10). Мы видим как ангелы помогают приводить людей ко Христу (Дн. 8:26; 10:13). Неоднократно мы читаем, как ангелы наблюдают за церковью, когда она трудится, переносит страдания и созидает себя (1 Кор. 4:9; 11:10; Еф. 3:10; 1 Пет. 1:12). Именно ангелы ободряют людей во время опасности (Дн. 27:23-24), именно они защищают и приносят избавление (Исх. 23:20; Дан. 6:22; Дн. 5:19; 12:7-11), утешение и заверение (Мф. 4:11; Лк. 22:42-43).
Пятое, ангелы напрямую служат Богу в поклонении Ему. Бог постоянно находится в присутствии херувимов, серафимов, и ангелов-животных, прославляющих Его (Ис. 6:2-3; Отк. 4:8). Они прославляют Бога за великий план спасения, исполнение которого они наблюдают в ходе истории земли (Лк. 2:14; Евр. 1:6). Писание нам говорит о том, что ангелы радуются каждому грешнику, приходящему к Богу (Лк. 15:10). В своем послании к Ефесянам Павел говорит о том, что через смерть Христа в одной церкви соединились как Иудеи, так и Елены и это есть осуществление тайны Божьей сокрытой от вечности, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах» (3:10). Далее Петр пишет, что ангелы «желают проникнуть» (1 Пет. 1:12) в то, как спасение Божие, предложенное людям во Христе, осуществляется в жизни каждого обращенного человека.
Согласно словам Павла в послании к Тимофею ангелы являются постоянными свидетелями нашего послушания или непослушания Богу (1 Тим. 5:21; ср. 1 Кор. 4:9). Это, с одной стороны, должно ободрять нас, так как когда мы переносим от противников неправедное обвинения против нас, всё же есть и те, кто может дать должную оценку каждой ситуации пред Богом. Так что иногда нам даже не стоит доказывать насколько мы правы, поскольку Бог всегда остается незримым свидетелем всех событий нашей жизни. Мы должны понимать с вами, что, становясь христианами, мы никогда в действительности не одиноки. Писание говорит нам о том, что «ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). Личное постоянное осознание этого факта намного ценнее и важнее, чем временное понимание или поддержка человека. С другой же стороны, осознание присутствия «свидетелей» должно нас предостерегать против неправильного поведения. В особенности в те моменты, когда мы остаемся наедине с самими собою. Осознание того, что мы не одни и ангелы Божьи всегда наблюдают за нами, должно удерживать нас от неправильных действий.
В заключении мне хотелось бы отметить очень интересную закономерность, которая встречается в Писании. Она заключается в том, что нередко участие ангелов Божиих служило ознаменованием прихода нового времени. К примеру, прославление Бога при сотворении (Иов. 38:6-7); получение Моисеем Закона Божьего (Гал. 3:19; Евр. 2:2), первое пришествие Христа (Мф. 1:20; 4:11) и первые годы существования церкви (Дн. 8:26; 10:3, 7; 12:11). В дополнение к этому списку хочу отметить, что ангелы так же будут участвовать во втором пришествии Христа (Мф. 25:31; 1 Фес. 4:1). Я полагаю, что этих мест достаточно, чтобы заключить, что место ангелов в Божественном плане так же состоит в том, чтобы знаменовать собой приход новой эпохи в ходе всей истории спасения.
Наши отношения с ангелами
Хотя мы уже затрагивали вкратце этот вопрос ранее, мне хотелось бы рассмотреть его более конкретней, а именно – наше осознание ангелов в повседневной жизни. Писание ясно говорит нам о том, что мы должны осознавать существование ангелов и сущность их действий в мире. Понимание этих вопросов хотя бы отчасти, может намного обогатить нашу духовную жизнь.
Писание нам говорит о том, что когда мы приходим к престолу Бога в молитве мы присоединяемся не только к великому множеству спасенных на небесах, но так же и «ко тьмам ангелов» (Евр. 12:22-23). И хотя мы обычно не способны слышать всё славословие и хвалу, взносящихся от сердец святых в небесах, само осознание того, что наш голос возвышается к Богу вместе с их голосами, привносит в нас чувства радости и благоговения. Более того, осознание присутствия ангелов, как мы уже говорили, должно удержать нас от греха или принести утешение в минуты одиночества, страха, неправедного обвинения и так далее. Автор послания к Евреям, для того чтобы подчеркнуть реальность присутствия ангелов в жизни христиан, говорит о том, чтобы мы не забывали страннолюбия «ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:1). Эти слова должны ободрять нас в том, чтобы мы стремились делать добро даже (или в особенности) тем, кого мы не знаем. И знает Бог, возможно, таким образом, мы окажем добро ангелам, и тем самым, Богу.
Если говорить о вопросе наших отношений с ангелами в более широком спектре, то мы можем согласиться, что внезапное избавление от опасности или стресса, вполне могло произойти благодаря работе ангелов, посланных Богом помочь нам. В таком случае, в каждой затрудненной ситуации, из который мы выходим благополучно нам следует быть благодарными Богу. Однажды ангел преградил пасть львам, чтобы они не растерзали Даниила (Дан. 6:22), в другой раз ангел освободил апостолов из темницы (Дн. 5:19-20), затем и Петра (Дн. 12:7-11). Именно они служили Иисусу в пустыне и Гефсимании во времена борения и слабости (Мф. 4:11; Лк. 22:43). Кто знает, когда в трудных ситуациях нам помогали ангелы, а когда «счастливый случай».
Подумайте, когда мы видим надвигающуюся опасность и вдруг внезапное освобождение, когда мы находимся в затруднительных обстоятельствах и вдруг все разрешается и становится на свои места, когда «чудом» мы остаемся в живых, попадая в автомобильную аварию, разве, в таких случаях, не есть исполнение слов Писания: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11-12)? Разве нам не стоит быть благодарными Богу за Его охрану, проявляемую к нам через ангелов? Я думаю, стоит.
Некоторые предостережения в наших отношениях с ангелами
В этом небольшом разделе мне хотелось бы отметить несколько моментов, с которыми мы должны быть осторожны. Первое, не принимать от ангелов ложных доктрин. Я ни в коем случае не хочу сказать, что ангелы так и «норовят» передать нам какую-то «новую» или лже-доктрину. Причина, почему я об этом говорю в том, что с этими же словами Павел некогда обращался к церкви в Галатах: «Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Павел говорил об этом, не потому что ангелы Божии способны сделать это, но скорее, потому что знал возможность обольщения, так как «сам Сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14; // 3 Цар. 13:9, 18). Явный сегодня пример тому, это движение Мармон, учение которых первоначально было получено от «ангела Морони». Мы должны помнить, что после закрытия Канона, никакого откровения не может быть добавлено к уже полученному в Священном Писании.
Второе, мы не можем поклоняться, молиться ангелам или искать встречи с ними. Поклонение ангелам было одним из лжеучений в Колоссах (Кол. 2:18). Даже сам ангел, представленный в книге Откровение, не позволил Иоанну поклониться ему (Отк. 19:10). Мы не можем молиться ангелам, так как Бог единственный, Кто отвечает на прошения и выходит нам навстречу, тогда как ангелы только осуществляют, порученное им Богом. Они не имеют возможности самостоятельно принимать решения или действовать каким-либо образом по отношению к человеку. Нигде Писание не говорит нам, что ангелы ходатайствуют за человека пред Богом или осуществляют человеческую волю. Да, они служебные духи помогать людям (Евр. 1:14), но ровно настолько насколько Бог им это позволяет и повелевает. Павел четко наставляет своих читателей в том, что нет другого посредника между нами и Богом кроме Иисуса Христа (1 Тим. 2:5). Если же мы будем молиться ангелам, мы сразу же выносим их на один уровень с Богом, а это ложь, ненужная никому кроме Диавола. Более того, Писание не говорит нам о том, чтобы мы искали встречи с ангелами. Они проявляют себя, будучи не искомыми. Таково есть Божественное установление, чтобы мы искали Его лица и Его присутствия. При этом, ничего не будет предосудительного, если наша молитва будет к Богу, в соответствии с Псалмом 90, с тем, чтобы Он послал ангелов Своих помочь нам.
На этом мне хотелось бы закончить наше рассуждение о добрых ангелах и перейти ко второму классу духовных существ – бесам, которые не были от начала отделены к такому положению, но стали таковыми из-за своего неповиновения Богу. О них и пойдет речь в последующем нашем рассуждении.
Ангелы тьмы
Здесь же мы должны помнить, что мы всё ещё говорим об ангелах, только тех, которые некогда согрешили и потеряли привилегию служить Богу. Точно так же как и добрые ангелы, они являются сотворенными, духовными существами, имеющими моральные суждения и интеллектуальное мышление. Моё желание состоит в том, чтобы в ходе нашего рассуждения в этом разделе в наших умах всегда оставались несколько вопросов: как, мы, как христиане, должны воспринимать Сатану и его ангелов, кто они в глазах Бога и каково должно быть наше отношение к ним?
Сомневаться в действительности существовании бесов Писание нам не дает никакого права, точно так же как по отношению всего реального, о котором оно повествует. Христос прямо подразумевал их существование, так что Он повелевал им и изгонял их (Мф 12:22-29; 15:22-28). Бесы упоминаются всеми авторами книг Библии, кроме послания к Евреям. В Новом Завете более ста раз встречается слово даймонион, которое на русском языке переводится как «бесы». Каково же их происхождение и начало?
Происхождение бесов
По окончании всего творения Бог сказал «хорошо весьма» (Быт. 1:31) . Это означает, что даже мир ангелов не имел в себе никакого греха или же порочного начала. Однако, уже к третьей главе Бытия мы находим, что сатана в виде змея искушал Еву (сс. 1-5). Следовательно, в какое-то время между Бытием 1:31 и 3:1 произошли определенные перемены в мире ангелов, когда некоторые из них не послушались Бога и стали по своей природе злы. Новый Завет говорит об этом событии дважды (2 Пет 2:4; Иуд. 6). В обоих местах ударение делается на то, что они отделены от славы Божьей и то, что их действия ограничены («связав узами адского мрака»). Однако, на этом нам следует немного остановится и по-рассуждать над двумя теориями, по-своему объясняющих эти два места Нового Завета. Первая теория говорит, что слова Петра и Иуды нам повествуют об одной группе падших ангелов, содержащихся в «узах», которых Бог блюдет на день суда. Вторая же группа ангелов, называемых «начальства», «власти» и «силы», находится на свободе, и о них нередко мы читаем в повествованиях Нового Завета (см. Мф. 25:41; Еф. 1:21; 6:12; Кол. 2:15; Отк. 12:7-9).
Согласно же другой теории, слова Петра: «связав узами адского мрака» не подразумевают, что эти ангелы не имеют влияния на физический мир, так как в девятом стихе той же главы автор говорит, что Господь знает «как беззаконников соблюдать ко дню суда». Следовательно, если жившие на то время люди могли влиять на мир будучи «соблюдаемы» для суда, тогда нет никаких трудностей с тем, чтобы тоже отнести и к ангелам находящихся в «узах», но все еще могущих влиять и действовать в этим мире, хотя и ограничено. Для меня лично трудно согласится с тем, что Бог будет отделять падших ангелов одних от других в предоставлении кому-то большей или меньше свободы. Для этого просто нет никакого адекватного объяснения. Слова Писания говорят нам просто о том, что определенные ангелы, согрешив, были отстранены от славы Божьей и обречены на окончательное осуждение и погибель. Главное, что нам здесь нужно уяснить для себя это то, что зло не существовало от вечности, так что исключается всякая идея дуализма в Священном Писании. Все то, что было сотворено Богом от начала, было свято и потому «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Грех, как таковой, пришел в творение, из-за самостоятельного его избрания индивидами творения. Каким именно образом это произошло, нам Писание прямо не повествует. Тем не менее, мы не можем проигнорировать два отрывка из книги больших пророков, которые нам оставляет в этом вопросе Священное Писание.
Эти два отрывка нам представляются в книгах пророка Исаии (гл. 14) и Иезекииля (гл. 28). Конечно же, я не отрицаю возражений со стороны библейских историков в том, что данные тексты первостепенно относились к определенным людям в определенное время. И с этим я не хочу спорить, так как с этим солидарен целиком и полностью. С чем я не могу согласиться так это то, что данные отрывки относятся только к людям, к которым данные отрывки были адресованы. Мы не можем отрицать факт двойственности, а иногда и тройственности значений Писания, что в богословском мире называется «типологией». Сам Павел некогда писал о происходивших событиях Израильского народа как «об образах для нас» (1 Кор. 10:11). В действительности многие повествования Ветхого Завета нашли своего отражение в жизни и служении Иисуса Христа (к примеру, исцеление в медном змее, или и извлечение воды из скалы Моисеем) и Его Церкви (к примеру, избрание народа, или вхождение в обетованную землю). Конечно же, я не хочу сказать, что во всякой истории мы должны искать некий «второй» смысл или «более духовное» значение. Однако, я считаю неразумным отвергать очевидные параллели между буквальным исполнением событий с, возможно, аллегорическим отражением события которое уже совершилось или ещё ждёт своего исполнения далеко в будущем. Именно такой подход я хочу применить к рассмотрению вышеупомянутых двух отрывков из книг пророков. Причина, почему я позволяю себе это та же, что и у моих предшественников избравших для себя ту же позицию, а именно то, что в них присутствует определенный ряд речевых оборотов, который к человеку не отнесёшь просто. На них мы и остановимся более подробно, так что сейчас нет смысла их цитировать. Так или иначе, хочу право выбора оставить лично за читателем – принять ту или иную точку зрения. Единственно, что я хочу здесь добавить, что из последующего рассуждения не будет делаться никаких доктринальных выводов, скорее, мы подойдем к нему как к возможному объяснению падения Диавола и его ангелов. Итак, за основу мы возьмем отрывок из Исаии и, затем, будем обращаться за дополнениями к Иезикиилю.
В начале четырнадцатой главы своей книги Исаия описывает суд Божий над царем Вавилонским. Затем автор переходит к словам (сс. 12-15), которые трудно отнести к обыкновенному земному царю: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (ст. 12). Поневоле вспоминаются слова Иисуса: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18), что ещё раз подтверждает вероятность описываемых Исаией событий по отношению к Диаволу. Имя Люцифер была дано сатане именно по причине слова, переведенного у нас «денница», а на латыни «Люцифер», которое означает «звезда утренняя». Далее мы читаем:
«…разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (сс. 12-15).
Если это описание нам отнести к ангелу, тогда мы начинаем видеть, что причина его падения была в желании превознестись над престолом Божиим и в противлении Ему. Грех сатаны, в данном случае, находился в его гордости и попытке стать равным Богу в статусе и авторитете (см. 1 Тим. 3:6). Слова «выше звезд … вознесу престол мой», возможно, подразумевают превознесение над ангелами, так как упоминание «звезд» часто в Писании делается с ссылкой на ангелов (ср. Иов. 38:7; Иуд. 13; Отк. 12:3-4; 22:16). Слова «взойду на высоты облачные», возможно, указывают на попытку ангела присвоить себе славу Бога, так как «облака» в Ветхом Завете часто символизировали славу и присутствие Бога (Исх. 16:10). Итак, грех сатаны – это вызов Богу.
В двадцать восьмой главе Иезекииль представляет нам слово Господне, обращенное к царю Тирскому (ст. 12). Весь отрывок с 1 по 19 стихи говорит о суде над Тиром. Вопрос для нас остается в том, не говорят ли стихи с 11 по 19 о ком-то ещё, так как примененный здесь образный язык тяжело отнести к земному правителю, как бы он ни был величествен. Если наше предположение, что отрывок относится, хотя и не первостепенно, к сатане, истинен, тогда из него мы можем выделить следующие характеристики, которыми сатана владел до своего падения. Первое, он обладал уникальным совершенством (ст. 12). Второе, его место обитания было уникальным (ст. 13). Третье, он был облечен в блистательные одежды (ст. 13), что указывает нам на сияние славы, которое было даровано ему. Затем, ему было дано особое служение (ст. 14). Последнее, он был совершен (ст. 15). Это всё принадлежало «помазанному херувиму … доколе не нашлось в … [нем] беззакония» (ст. 15) – судя по всему тот момент, когда грех вошел в его сердце, а потому и в сотворенный мир вообще.
Если кто-то и желает узнать, откуда взялось зло, то искать тому человеку нужно именно здесь, в «Началах». Свободная воля, данная Богом ангелам и людям, не заключала в себе никакого греховного начала или «обратной стороны» добра. Свободная воля наделяло творение способностью самостоятельно выбирать – поклоняться Богу или нет. Ни от кого не сокрыто, что истинная любовь и служение способны проявиться только в естественной и абсолютной свободе. Того же хотел Бог. Конечно же, можно возразить, что свобода выбора предполагала непослушание, и потому в использовании этого непослушания можно так же обвинить Бога. Я с этим не соглашусь, так как возможность или, как мы сказали, предположение непослушания не есть зло само по себе. И хотя Бог знал, что такое зло, Он сам не является автором зла. Даже само знание Богом зла не есть грех, так как знание это было в Нем всегда и не было получено путём опыта. Грех пришёл в мир в результате свободной воли творения, выраженной против Бога в намерении стать таким как Он, которое не является «простым допущением неизбежного» , но осмысленном и самостоятельным выбором одного из творений. Как мы видим, здесь возникает некоторое кажущиеся противоречие, в одном из ангелов, который от начала был создан совершенным, нашлось беззаконие. Этот вопрос, с вашего позволения, я отнесу к разряду «сокрытых» от нас знаний. Итак, если наши толкования верны, то падение ангела Люцифера произошло по причине его самостоятельного решения восстать против Бога в желании стать таким как Он в статусе и авторитете.
Из предыдущего рассмотрения мы выяснили, что зло стало реальным и начало свое существование с небес, где все было прекрасным и совершенным, по причине свободного выбора одного из ангелов, имеющего чистое сознание, созерцающий славу Божью и не имеющего ни искушений, ни соблазнов. Возможно, это и есть причина, почему Бог оставляет его без искупления. Вопрос для нас остается только с тем, как появились остальные ангелы тьмы.
Итак, первым из всего творения согрешил сатана, (1 Ин. 3:8), именно по этой причине Писание характеризует его как произведшего грех и искусителя других.
Главенство Сатаны над бесами
Сразу должен признаться, что Писание не оставляет нам четкого ответа на вопрос о возникновении бесов. Конечно, это может открыть целый спектр различных предположений и мнений по этому поводу. Однако, предположения эти должны действовать только в рамках того, что нам на этот счет говорит Писание. Единственная предпосылка, которая у нас имеется находиться в книге Откровения (12:4), где говориться о драконе, который «увлёк хвостом своим … с неба третью часть звезд». Безусловно, можно долго спорить о том, насколько это будет герменевтически правильно для нас применять это к падению Диавола. Тем не менее, для меня лично, данное описание может отражать в себе то, что произошло когда-то на небесах. Говорю я это, на основании типологического принципа, который мы уже рассматривали с вами ранее.
Таким образом, если наше предположение верно, тогда бесы являются бывшими ангелами света, которые были «увлечены» Люцифером и связаны «узами адского мрака». Насколько наше предположение близко к истине известно только лишь одному Богу, так что я отношу этот вопрос к разряду сокрытых от нас знаний.
Итак, как это представляется для нас, сатана является главенствующим ангелом среди бесов. Интересно заметить, что грех не разрушил это главенство внутри демонических структур. По всей видимости Бог удерживает влияние греха даже среди бесов. Писание говорит: «ибо всё Им движется, живет и существует». Бог никому не дал независимого от Него существования.
Относительно же самого личного имени Диавола: «Сатана», можно отметить, что в переводе с еврейского (сатан) слово означает «противник». В Новом Завете мы также неоднократно встречаем употребление этого слова. Кроме него, Писание использует так же и ряд других имен ссылаясь на падшего ангела. В Новом Завете он назван «диаволом», что в переводе с греческого диаболос, означает клеветник или обвинитель. Писание так же называет его «злым» (1 Ин. 5:19, ср. Мф. 6:13), «богом мира сего» (2 Кор. 4:4), «принцем мира» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; Еф. 2:2), «Веельзевулом» (Лк. 11:18, 19), «апполионом», то есть разрушителем, где еврейский эквивалент этого слова - Аввадон, то есть подразумевающий глубины Шеола (Отк. 9:11), «змеем» (Отк. 12:9, 14 15; 20:2, ср. Быт 3:1), «драконом» (Отк. 12:3, 4, 7, 9, 13, 16, 17; 13:2, 4, 11; 16:13; 20:2), «обвинителем» (Отк. 12:10), «искусителем» (1 Фес. 3:5), «убийцей», «обманщиком» и «отцом лжи» (Ин. 8:44), «рыкающим львом» (1 Пет 5:8). Все эти имена или атрибуты сатаны говорят нам нечто о его природе, силе и роде деятельности. Во всех этих аспектах подчеркивается негативная и разрушительная сущность его намерений и действий. Осталось ли в нем хоть что-то, что мы называем «человеческим»: сожаления, сострадания, и каких-либо добрых чувств? Неужели возможно, чтобы в святом творении Бога, могло быть настолько извращено сознание и всё естество? Да, «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31). Мне кажется, что то, что переживают падшие ангелы, является наибольшим наказанием Бога, за когда-либо проявленное непослушание Ему.
Некоторые, конечно, считают, что Сатана – это не реальная личность, а скорее персонификация зла. Другими словами Сатаны, как такого, в действительности не существует. Данный натуралистический взгляд полагает, что действительная реальность только то, что может быть увидено, услышано или прочувствовано каким-либо эмпирическим путем. Так, к примеру, немецкий богослов Рудольф Бультман наотрез отказывается верить в сверхъестественный мир ангелов и бесов, относя их к разряду мифологий того времени. Однако, как Ветхий, так и Новый Заветы говорят о сатане и его ангелах, как о реальных личностях, которые наделены разумом (2 Кор. 11:3), эмоциями (Отк 12:12, 17), желаниями (Лк. 22:31) и волей (Ис. 14:12-14; 2 Тим. 2:26).
Если Писание нам повествует истину, а мы верим, что так оно и есть, тогда мы не можем отрицать участие демонических сил в общественном мире сегодня. В неверующих людях действия демонических сил особенно выделено в Библии (см. Ин. 8:44; 1 Ин. 3:8-12; 5:19; 1 Кор. 10:20; 2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; 1 Тим. 4:1, 3, 4; 2 Тим. 2:24-26). Мы должны помнить, что бесы постоянно проявляют свою враждебность по отношению к Богу (Отк. 12:7) и стремятся привести человека к вечной погибели (Быт. 3:1; 1 Пет. 5:8). Мы помним описание того, как Ева была искушена Диаволом в том, чтобы выступить против Бога (Быт. 3:1-6). Сатана так же пытался привести Иисуса ко греху тем, чтобы Он не смог осуществить Свою миссию как Мессия (Мф. 4:1-11). В своей тактике сатана и его ангелы используют ложь (Ин 8:44), клевету (Отк 12:9), убийства (Пс 105:37; Ин. 8:44) и всякое пагубное действие для того, чтобы заставить людей отвернуться от Бога. Мы читаем в Писании, что сатана «пришел для того, чтобы украсть убить и погубить» (Ин. 10:10). Библия говорит нам о том, что злые ангелы могут нанести вред человеческому телу (Лук. 13:11, 16); земному имуществу (Иов. 1:12; Мат. 8:31, 32); душе (Ин. 13:27; Дн. 5:3; Еф. 2:2, 3). Нередко Новый Завет говорит о неверии людей, как о результате воздействия сатаны (Еф. 2:1, 2; 2 Кор. 4:4; Мат. 13:25), которое он оказывает на них в своей власти по их согласию (Дн. 26:18; Кол. 1:13).
Мощная атака падших ангелов направлена против Церкви. Писание говорит о том, что сатана и его ангелы стремятся уничтожить ее (Мат. 16:18); удержать неверующих от принятия Слова Божия (Лук. 8:12); внести в Церковь лжеучения (Мат. 13:25; 1 Тим. 4:1); возбудить на неё гонения (Отк. 12:7). Вопрос для нас сегодня остается в том, какого рода демоническое влияние присутствует сегодня по отношению отдельных верующих. Здесь мне хотелось бы отметить, что не всякое зло или грех приходят в нашей жизни от Диавола, хотя во многих случаях так оно и есть. Если мы возьмем всё учение Писание в целом и обратим внимание на то, сколько оно учит нас о противостоянии бесам и их влиянию на людей, то мы с вами согласимся, что его там не так уж и много. На что Писание делает ударение, так это то, чтобы христиане не согрешали, но проживали добродетельную и праведную жизнь. Мы легко можем заметить в посланиях Павла, что когда он пытался разрешить проблему в церквях, он не изгонял и не повелевал изгонять «бесов блуда» или «бесов разделения» из христианского общества, а обращался к людям, как будто проблема находилась именно в них, но не в демоническом влиянии.
По отношению оппозиции проповеди Евангелия мы можем выделить в Писании ту же идею. Хотя Иисус и Павел нередко изгоняли бесов, которые препятствовали распространению благой вести в определенных областях (Мр. 5:1-20; 16:16-17), мы нигде не находим в Новом Завете, чтобы христиане искали какой дух (или сила) стояли над областью и затем воинствовали против этого духа. Таким образом, хотя Писание неоднократно говорит о влиянии демонических сил в этом мире, оно ясно преподает, что ответственность за распространение Евангелия и духовное возрастание верующих лежит на самих верующих (см. Гал. 5:16-26; Еф. 4:1-6:9; Кол. 3:1-4:6). После обретения новой жизни во Христе, мы боремся со своей падшей греховной природой, противостоя желаниям и похотям, не Диаволу и его ангелам (см. Иер. 17:9; Мр. 7:20-23; Иак. 1:14-15; 3:15). Так что когда, мы встречаемся с искушениями или трудностями, то скорее победа или поражение в них будет зависеть от наших решений и выборов, чем от наших вербальных и громких «противостояний» бес