Когда в 60-х годах советские строители собирались строить Асуанскую плотину, одно из самых, по моему мнению, величественных сооружений мира подверглось угрозе уничтожения. После постройки этой самой плотины, вся долина, где находился Абу-Симбел и многие другие храмы, должна была быть затоплена. Поэтому можно уверенно заявлять – Абу-Симбел, прекраснейший храм РамзесаII, -- храм построенный дважды.
Ну и вот, собственно, знаменитая Асуанская плотина и памятник советским строителям рядом.
А само водохранилище огромно и где-то там мог быть навечно погребен Абу-Симбел.
А вон там ещё виднеется пилон какого-то храма.
Абу-Симбел лично для меня был недосягаем. Очень притягателен, но недосягаем.
И когда мы узнали о круизах по Нилу и о том, что у нас появится возможность увидеть Абу-Симбел, мы практически не раздумывали. Собственно, ради него и было всё это задумано.
На пятый год правления Рамзеса II произошла битва при Кадеше. Это было величайшее сражение между войсками Египетского и Хеттского царств, на тот момент сильнейших держав Ближнего Востока.
И вот, одержав победу, Рамзес повелел воздвигнуть в честь себя памятник нерукотворный, а именно -- величественный храм.
20 лет рабочие обрабатывали камни, превращая обычную скалу в непревзойдённый шедевр. Кстати говоря, за 66-летнее правление РамзесаII было построено как минимум пять святилищ, однако вишенкой на торте стал именно Абу-Симбел.
Я была вполне информирована о том, что увижу. Представляла какие они огромные. И всё равно это поразительно.
Комплекс включает в себя два храма: большой и малый.
Большой храм предназначался для правителя Рамзеса II, а также для некоторых египетских богов. Вход в храм охраняют двадцатиметровые сидящие статуи Рамсеса II и трех богов, которым приданы черты этого фараона. Под ними расположены меньшие статуи его жены, матери и детей.
Одна из четырех статуй была повреждена землетрясением, в результате чего голова и часть торса отвалились. Случилось это ещё на прежнем месте и перенесли статую в том же виде, что она и была.
Тысячный раз повторюсь, ни одно фото не передает реальности. Эти статуи, они как олицетворение мощи Древнего Египта, сидят и взирают не сквозь века даже, сквозь тысячелетия, спокойные и величественные, идеальные в своей симметрии.
Внутри храма несколько залов с колоннами, статуями и барельефами, изображающими батальные и ритуальные сцены.
И опять же статуи Рамзесов)
И очень много народа. Сфотографировать что-либо более-менее адекватно не представляется возможным.
Боковые помещения вырублены прям в скале.
Без "Тут был Вася" не обошлось.
Стены, как и положено каждому уважающему себя египетскому храму, украшены от пола до потолка.
Первый зал перетекает во второй.
Фото из сети, для наглядности.
Квадратные колонны с Хатхор и опять же толпы народа.
И после: святая-святых этого храма - Комната Четырех.
В темной комнате сидят четверо: Ра, Амон, Птах и сам РамзесII.
Древние архитекторы проявили гениальность – благодаря их расчётам дважды в год в день рождения и день воцарения Рамзеса (21 февраля и 21 октября) луч утреннего Солнца проникал во внутренний зал, освещая статуи фараона и его покровителей. Исключением был только Птах – повелитель подземного мира, предпочитающий тьму.
В ста метрах от Большого храма стоит Малый храм.
Его шесть статуй имеют высоту около 10 метров и изображают РамсесаII и Нефертари, под ними в скале вырезаны статуи их детей.
В истории Древнего Египта это был всего лишь второй раз, когда храм посвятили жене фараона. План малого храма очень похож на план главного храма, но барельефы различаются.
В 1959 году в ЮНЕСКО поступило обращение египетских властей с просьбой о помощи. Международное сообщество сразу же откликнулось: был организован конкурс проектов по спасению храма и начат сбор средств. Инициативные группы предлагали множество вариантов, среди которых были возведение гигантского пузыря с подводными смотровыми камерами, строительство дополнительной дамбы вокруг храма. От последнего отказались из-за необходимости нести постоянные расходы для откачки воды.
Одним из предложений была идея итальянских инженеров по подъёму храма на огромных гидравлических домкратах, но её также исключили – стоимость работ зашкаливала за 80 млн долларов.
В итоге победила совместная заявка Египта и Швеции, основанная на итальянском проекте. Шведская компания предлагала поднимать храм не целиком, а по частям – разрезать его на кусочки, достать из скалы, перенести на возвышенность и собрать обратно как конструктор. Стоимость при этом сокращалась до 32 млн долларов и официальное заявление о начале проектов было сделано в 1963 году. Да, о начале двух проектов. Власти Египта решили одновременно и спасать Абу-Симбел и строить Асуанский гидроузел.
Перед советскими и шведскими инженерами была поставлена сложнейшая задача – предстояло провести точные расчёты, синхронизировать работы, чтобы не помешать друг другу и уложиться в максимально короткие сроки.
Чтобы выиграть время от поднимавшихся вод Нила, вокруг храма возвели защитное сооружение. Разделка камней требовала осторожности – разрезы должны были быть менее 8мм, чтобы их не было видно при обратной сборке. Поэтому в использование пошли ручные пилы и стальные проволоки. В результате получилось 807 блоков большого храма и 235 малого, каждый из них весил от 20 до 30 тонн и обрабатывался специальным раствором, чтобы защитить от разрушений при транспортировке.
Новое место выбрали в 200 метрах от берега и на 65 метров выше первоначального местоположения, насыпав для этого искусственный холм. Блоки складывались вместе, скреплялись арматурными стержнями, стыки заполняли искусственными материалом.
Этот инженерно-археологический проект является одним из крупнейших во всём в мире и его результаты я и имела возможность увидеть.
И это было всё, что я увидела в Египте, хотела увидеть и мечтала увидеть в Египте.
Не знаю, есть ли ещё что-то могущее потрясть меня в Египте, лично на мой взгляд - нет.
Я увидела всё, что хотела и даже чуть больше)