Книга эта довольно "без комплексов" была запрещена в штатах и у нас за ненормативную лексику и прочие нехорошести. Сказать по правде по началу это и меня довольно коробило. Я даже впараллель еще пару книг начал, для компенсации :-) Но присутствуют в книге и настоящие жемчужины вроде приведенной выше.
Удивительное дело: в
библиотеке Машковаименно этот абзац отсутствует (в
английской версиион, правда есть). И гугл и яндекс нашли всего одно вкрапление этого абзаца! Может конечно в других вариантах перевода он есть - неохота искать. Все равно странно это...
Под катом кусок побольше откуда вырвана приведенная цитата. К ненормативам я вроде уже подготовил :-)
-- Что он сделал?! -- визжит мадам. -- Я вам покажу, что он сделал!
Идите сюда! -- Она хватает меня за руку и тащит в соседнюю комнату. -- Вот,
полюбуйтесь! -- кричит она, показывая пальцем на биде.
-- Пойдем отсюда... -- говорит мой индус.
-- Нет, подождите! Вы так легко не отделаетесь!
Мадам стоит рядом с биде, задыхаясь от злости. Девочки рядом, с
полотенцами в руках. Так мы все стоим и смотрим в биде, где плавают две
огромные колбасы. Мадам наклоняется и прикрывает биде полотенцем.
-- Ужасно, это просто ужасно! -- вопит она. -- Никогда в жизни не
видела ничего подобного... Свинья!.. Грязная свинья!
Индус смотрит на меня с упреком.
-- Вы должны были объяснить мне... Я не знал, что это не пройдет в
трубы... Я ведь спросил вас, и вы сказали, что я могу воспользоваться этой
штукой... -- Он чуть не плачет.
В конце концов мадам отводит меня в сторону. Она успокоилась, она
понимает, что это ошибка. Может быть, господа хотят пойти вниз и заказать
что-нибудь для девушек? Для них это было большое потрясение. Они не привыкли
к таким вещам. Конечно, господа не забудут и горничную... Ведь для горничной
все это довольно неприятно. Она передергивает плечами и подмигивает.
Прискорбный случай! Но это просто по ошибке. Если господа подождут здесь
немного, горничная принесет вина. Может быть, господа хотят шампанского? Да?
-- Я хотел бы уйти... -- говорит молодой индус слабым голосом.
-- О, не смущайтесь так, -- пытается его успокоить мадам. -- Все уже
позади. Иногда можно и ошибиться. В следующий раз вы наверняка спросите
уборную.
Она начинает распространяться про уборные -- на каждом этаже есть
уборная и ванная. У нее много клиентов из англичан. И все они джентльмены.
Молодой человек -- индус? О, индусы... Это очаровательные люди... такие
умные, такие красивые.
Когда наконец мы выходим на улицу, очаровательный молодой джентльмен
чуть не плачет.
Свой последний вечер в Париже он оставляет для "ебных развлечений". На
этот день у него разработана полная программа -- конференции, телеграммы,
интервью, фотожурналисты, трогательные прощания, советы правоверным и т.д.
Во время обеда он -- воплощенная беспечность. Заказывает шампанское, ловким
щелчком пальцев подзывает гарсона -- словом, ведет себя как типичный хам, то
есть тот, кто он в сущности и есть. Насмотревшись до тошноты на всякие
приличные заведения, он просит меня найти ему что-нибудь попроще, повести
его туда, где он может взять двух-трех женщин сразу. Я веду его на бульвар
Шапель, предупредив, чтоб он был осторожен с кошельком. В районе Обервилье
мы заходим в дешевый притон и немедленно оказываемся в целой толпе женщин.
Через несколько минут мой приятель танцует с голой бабой -- тяжелой
блондинкой со складками на шее. В дюжине зеркал отражается ее задница и его
темные тонкие пальцы, впивающиеся в нее с липкой жадностью. Стол заставлен
пустыми стаканами, механическое пианино хрипит и свистит. Незанятые девушки
сидят на кожаных диванах и почесываются, точно семья обезьян. В воздухе --
сдерживаемая буря, тишина перед взрывом, который вот-вот должен прогреметь,
но в последнюю минуту совершенно неожиданно выяснилось, что не хватает
какой-то мелкой детали, просто крошечной... Эта странная атмосфера позволяет
и быть здесь и не быть, и постепенно в моем сознании начинает вырисовываться
пропавшая деталь, принимая причудливые формы, точно ледяной узор на окне. И
подобно этому узору, как будто произвольно наведенному чьей-то рукой на
стекле, а на самом деле возникшему в соответствии со строгими физическими
законами, мои чувства тоже, по-видимому, подчинены непреложным законам
природы. Всем своим существом я отдаюсь этим ощущениям, не известным мне
раньше, и то, что мне казалось моим собственным "я", начинает сжиматься,
сгущаясь до точки, покидающей мое тело, границы которого определены только
реакциями нервных окончаний.
И я думаю о том, каким бы это было чудом, если б то чудо, которого
человек ждет вечно, оказалось кучей дерьма, наваленной благочестивым
"учеником" в биде. Что, если б в последний момент, когда пиршественный стол
накрыт и гремят цимбалы, неожиданно кто-то внес бы серебряное блюдо с двумя
огромными кусками дерьма, а что это дерьмо, мог бы почувствовать и слепой?
Это было бы чудеснее, чем самая невероятная мечта, чем все, чего ждет
человек и чего он ищет. Потому что это было бы нечто такое, о чем никто не
мечтал и чего никто не ждал.
Почему-то мысль, что в этом мире не на что надеяться, подействовала на
меня освежающим образом. Неделями и месяцами, даже годами, да, в
сущности, всю свою жизнь я ждал, что случится какое-то событие, которое
в корне изменит всю мою жизнь. И теперь, неожиданно вдохновленный
пониманием всей безнадежности человеческого существования, я
почувствовал облегчение, точно с меня свалилось огромное бремя.
Утром я расстался со своим индусом, предварительно выудив у него
несколько франков, чтоб было чем заплатить за комнату. Идя по направлению к
Монпарнасу, я грешил отдаться течению жизни и не делать ни малейшей попытки
бороться с судьбой, в каком бы обличье она ни явилась ко мне. Всего, что
случилось со мной до сих пор, оказалось недостаточно, чтобы меня уничтожить;
ничто не погибло во мне, только иллюзии. Я остался невредим. Мир остался
невредим. Завтра может произойти революция, чума, землетрясение и не от кого
будет ждать помощи, тепла или веры. Мне кажется, что все это уже случилось и
что я никогда не был более одинок, чем сейчас. С этой минуты я решаю ни на
что не надеяться, ничего не ждать -- жить, как животное, как хищный зверь,
бродяга или разбойник.
Если завтра будет объявлена война и меня призовут в
армию, я схвачу штык и всажу его в первое же брюхо. Если надо будет
насиловать, я буду насиловать с удовольствием. В этот тихий миг рождения
нового дня земля полна преступлений и ужасов. Что изменилось в человеческой
природе за все тысячелетия цивилизации? В сущности, человек оказался обманут
тем, что принято называть "лучшей стороной" его натуры. .На периферии духа
человек-гол, точно дикарь. Даже когда он находит так называемого бога, он
все равно остается гол. Он -- скелет. Надо опять вживаться в жизнь, чтоб
нарастить на себе мясо. Слово становится плотью, душа требует питья. Теперь,
едва завидев даже крохи, я буду бросаться и сжирать их. Если главное -- это
жить, я буду жить, пусть даже мне придется стать каннибалом. До сих пор я
старался сохранить свою драгоценную шкуру, остатки мяса, которые все еще
были на костях. Теперь меня это больше не беспокоит. Мое терпение лопнуло. Я
плотно прижат к стене, мне некуда отступать. Исторически я мертв. Если есть
что-нибудь в потустороннем мире, я выскочу назад. Я нашел Бога, но он мне не
поможет. Мой дух мертв. Но физически я существую. Существую, как свободный
человек. Мир, из которого я ухожу, -- это зверинец. Поднимается заря над
новым миром -- джунглями, по которым рыщут голодные призраки с острыми
когтями. И если я -- гиена, то худая и голодная. И я иду в мир, чтобы
откормиться.