[600x399]
1953 год. Проводятся испытания первого советского прототипа водородной бомбы, советское правительство предлагает США взять на себя взаимное «торжественное и безоговорочное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения». И 20 ноября того же года совет министров СССР принимает решение о строительстве ледокола нового типа. С атомной энергетической установкой. Разработку проекта нового ледокола (проект №92) начало ЦКБ-15 (ныне – «Айсберг»). При этом использовалось очень много уникальных технических решений. Даже корпусная сталь была специально разработана институтом «Прометей». Конструкция проектировалась с запредельными запасами прочности; позже, при строительстве атомоходов следующего поколения, требования к надёжности – с учётом опыта эксплуатации «Ленина» - были снижены: оказалось, что таких нагрузок кораблю испытывать не приходилось и не придётся.
[показать]
фото с сайта polarpost.ru
В 1956 г. на судостроительном заводе им. Марти в Ленинграде был заложен новый новый ледокол, получивший название «Ленин». Кстати, ледокол «Ленин» на тот момент в составе советского флота уже был.. В 1921 году советскому правительству удалось получить построенный в Англии ещё по дореволюционному заказу ледокол «Александр Невский», который и получил имя вождя пролетариата. Проблему решили просто – «старый» ледокол переименовали и он стал называться просто «Владимир Ильич».
[показать]
фото с сайта
www.odin.tc
[показать]
Однако, мы отвлеклись. Итак, в Ленинграде строится ледокол принципиально нового типа. Атомоход. Естественно, ещё до входа в строй он стал достопримечательностью: во время строительства и испытаний на нём побывало множество делегаций из самых разных стран.
[показать]
фото с сайта polarpost.ru
Спущен на воду корабль был 5 декабря 1957 года, а в строй вошёл 3 декабря 1959 года. Для сравнения – атомный ледокол «50 лет Победы» (до соответствующего юбилея называвшийся «Урал») строился 14 лет: с 1993 по 2007. Длина атомохода – 134 метра (длина футбольного поля по международным требованиям составляет от 100 до 110 метров), осадка – 10, 5 м, высота борта – 16 м (16 метров - это примерно пятиэтажный дом).
[показать]
фото с сайта polarpost.ru
В строю атомоход находился тридцать лет: до 1989 года. Мог бы служить и дольше, но у всех ещё был свеж в памяти Чернобыль… За это время ледокол прошёл 654,4 тысячи морских миль, из них - 560,6 тысячи во льдах, и провел 3741 судно. При этом за все время эксплуатации «Ленина» на нем не было ни одной аварии. «Беллона», впрочем, говорит о двух ЧП, но называемые ими даты как раз совпадают с плановыми модернизациями силовой установки. Кстати, в течение пяти лет в строю находились одновременно и первенец ледокольного флота – первый в мире линейный ледокол «Ермак» - и «Ленин» - первый в мире атомный ледокол.
[показать]
фото с сайта
www.odin.tc
[показать]
фото с сайта
www.polarpost.ru
В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации и законсервирован. Собирались разделать его на металл – как в 1960-х поступили с «Ермаком», от которого остался лишь якорь, сейчас являющийся частью памятника:
[показать]
Однако по инициативе Б.М.Соколова – бессменного (на протяжении 40 лет) капитана ледокола и вообще полулегендарной личности - было решено сохранить атомоход и превратить его в музей.
[показать]
Но принять решение – это одно, а вот найти деньги на его реализацию – совсем другое. В общем, около двадцати лет «Ленин» ржавел у причала «Атомфлота» - уже с выгруженным топливом, но ещё не превращённый в музей – да и вообще с неясными перспективами:
[показать]
фото с сайта polarpost.ru
Однако несколько лет назад движение наметилось. 5 мая 2009 года «Ленин» был пришвартован у «персонального» причала. Впрочем, стоянка эта пока не вечная, скоро ледокол отправят на ремонт и перестройку: кроме музея атомного флота, на борту планируется разместить гостиницу, ресторан, спортивно-оздоровительный комплекс, конференц-зал и бизнес-центр (впрочем, семинары и другие мероприятия там проходят уже сейчас). Ну а сейчас у нас есть уникальная возможность посмотреть на ещё не переоборудованный атомоход.
[показать]
Стоит он у здания морского вокзала. Замечу в скобках, что Мурманск хоть и строился как город-порт, но порт торговый (впоследствии – ещё и рыбный), а пассажирских лайнеров в наших краях бывает, мягко говоря, немного, так что морской вокзал имеет больше символическое значение, чем практическое :)
[показать]
[показать]
[показать]
35DR посвящается:
[показать]
С морским вокзалом связана и мурманская версия традиции, существующей во многих городах: в день свадьбы вешать замок на какую-нибудь подходящую решётку. Но если, например, в Петербурге для этого используются мосты (насколько я понимаю, особенно популярны Мало-Конюшенный – из-за «фотогеничности» - и Поцелуев – из-за названия), то у нас местом паломничества молодожёнов стала набережная у морского вокзала.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Вот здесь, на набережной возле морского вокзала и решено было поставить на вечную стоянку первый в мире атомоход. Наконец, 5 мая этого года ледокол был пришвартован у специально для него построенного причала (кстати, впервые «Ленин» пришёл в Мурманск почти день в день: 6 мая 1960 года).
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Как я уже говорил, атомоход ещё не переоборудован, но посетителей на него уже пускают. Итак, поднимаемся на борт.
[показать]
[показать]
Ледокол, конечно, далеко не театр, но тоже начинается с вешалки :)
[показать]
«Парадная лестница» (к сожалению, не знаю, как она называется правильно, а назвать её трапом язык не поворачивается).
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
На почётном месте цитата Ленина (что на ледоколе его имени совершенно не удивительно):
«Развитие водного транспорта представляет для Советской России совершенно исключительную важность и значение»
[показать]
… и указ о награждении корабля орденом всё того же Ленина.
[показать]
А вот так выглядят коридоры:
[показать]
Музыкальный салон:
[показать]
Машинное отделение:
[600x400]
[600x400]
[600x400]
[600x400]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Пост борьбы за живучесть (надеюсь, не переврал название).
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Каюты экипажа в грустном состоянии, но получить общее представление можно. Каюты двухместные, не сказал бы, что тесные. Кстати, в каждой умывальник.
[показать]
[показать]
Возле лазарета:
[показать]
Ходовая рубка:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Радары:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Штурманская рубка:
[показать]
[показать]
[показать]
Самописец:
[показать]
Схема контроля при аварии:
[показать]
Справа – кнопка подачи сигнала бедствия. За 30 лет эксплуатации, слава Богу, не пригодилась ни разу.
[показать]
Она же – крупным планом:
[показать]
Реакторный отсек:
[показать]
[показать]
Местами прогулка по атомоходу чем-то неуловимо напоминает Fallout:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
И напоследок ассорти из всякой всячины, попавшейся в объектив :)
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]