• Авторизация


И "Ленин" такой молодой... 01-07-2009 12:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x399]

1953 год. Проводятся испытания первого советского прототипа водородной бомбы, советское правительство предлагает США взять на себя взаимное «торжественное и безоговорочное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения». И 20 ноября того же года совет министров СССР принимает решение о строительстве ледокола нового типа. С атомной энергетической установкой. Разработку проекта нового ледокола (проект №92) начало ЦКБ-15 (ныне – «Айсберг»). При этом использовалось очень много уникальных технических решений. Даже корпусная сталь была специально разработана институтом «Прометей». Конструкция проектировалась с запредельными запасами прочности; позже, при строительстве атомоходов следующего поколения, требования к надёжности – с учётом опыта эксплуатации «Ленина» - были снижены: оказалось, что таких нагрузок кораблю испытывать не приходилось и не придётся.


[показать]

фото с сайта polarpost.ru

В 1956 г. на судостроительном заводе им. Марти в Ленинграде был заложен новый новый ледокол, получивший название «Ленин». Кстати, ледокол «Ленин» на тот момент в составе советского флота уже был.. В 1921 году советскому правительству удалось получить построенный в Англии ещё по дореволюционному заказу ледокол «Александр Невский», который и получил имя вождя пролетариата. Проблему решили просто – «старый» ледокол переименовали и он стал называться просто «Владимир Ильич».

[показать]

фото с сайта www.odin.tc

[показать]

Однако, мы отвлеклись. Итак, в Ленинграде строится ледокол принципиально нового типа. Атомоход. Естественно, ещё до входа в строй он стал достопримечательностью: во время строительства и испытаний на нём побывало множество делегаций из самых разных стран.

[показать]

фото с сайта polarpost.ru

Спущен на воду корабль был 5 декабря 1957 года, а в строй вошёл 3 декабря 1959 года. Для сравнения – атомный ледокол «50 лет Победы» (до соответствующего юбилея называвшийся «Урал») строился 14 лет: с 1993 по 2007. Длина атомохода – 134 метра (длина футбольного поля по международным требованиям составляет от 100 до 110 метров), осадка – 10, 5 м, высота борта – 16 м (16 метров - это примерно пятиэтажный дом).

[показать]

фото с сайта polarpost.ru

В строю атомоход находился тридцать лет: до 1989 года. Мог бы служить и дольше, но у всех ещё был свеж в памяти Чернобыль… За это время ледокол прошёл 654,4 тысячи морских миль, из них - 560,6 тысячи во льдах, и провел 3741 судно. При этом за все время эксплуатации «Ленина» на нем не было ни одной аварии. «Беллона», впрочем, говорит о двух ЧП, но называемые ими даты как раз совпадают с плановыми модернизациями силовой установки. Кстати, в течение пяти лет в строю находились одновременно и первенец ледокольного флота – первый в мире линейный ледокол «Ермак» - и «Ленин» - первый в мире атомный ледокол.

[показать]

фото с сайта www.odin.tc

[показать]

фото с сайта www.polarpost.ru

В 1989 году ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации и законсервирован. Собирались разделать его на металл – как в 1960-х поступили с «Ермаком», от которого остался лишь якорь, сейчас являющийся частью памятника:

[показать]

Однако по инициативе Б.М.Соколова – бессменного (на протяжении 40 лет) капитана ледокола и вообще полулегендарной личности - было решено сохранить атомоход и превратить его в музей.

[показать]

Но принять решение – это одно, а вот найти деньги на его реализацию – совсем другое. В общем, около двадцати лет «Ленин» ржавел у причала «Атомфлота» - уже с выгруженным топливом, но ещё не превращённый в музей – да и вообще с неясными перспективами:

[показать]

фото с сайта polarpost.ru

Однако несколько лет назад движение наметилось. 5 мая 2009 года «Ленин» был пришвартован у «персонального» причала. Впрочем, стоянка эта пока не вечная, скоро ледокол отправят на ремонт и перестройку: кроме музея атомного флота, на борту планируется разместить гостиницу, ресторан, спортивно-оздоровительный комплекс, конференц-зал и бизнес-центр (впрочем, семинары и другие мероприятия там проходят уже сейчас). Ну а сейчас у нас есть уникальная возможность посмотреть на ещё не переоборудованный атомоход.

[показать]

Стоит он у здания морского вокзала. Замечу в скобках, что Мурманск хоть и строился как город-порт, но порт торговый (впоследствии – ещё и рыбный), а пассажирских лайнеров в наших краях бывает, мягко говоря, немного, так что морской вокзал имеет больше символическое значение, чем практическое :)

[показать]

[показать]

[показать]

35DR посвящается:

[показать]

С морским вокзалом связана и мурманская версия традиции, существующей во многих городах: в день свадьбы вешать замок на какую-нибудь подходящую решётку. Но если, например, в Петербурге для этого используются мосты (насколько я понимаю, особенно популярны Мало-Конюшенный – из-за «фотогеничности» - и Поцелуев – из-за названия), то у нас местом паломничества молодожёнов стала набережная у морского вокзала.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Вот здесь, на набережной возле морского вокзала и решено было поставить на вечную стоянку первый в мире атомоход. Наконец, 5 мая этого года ледокол был пришвартован у специально для него построенного причала (кстати, впервые «Ленин» пришёл в Мурманск почти день в день: 6 мая 1960 года).

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Как я уже говорил, атомоход ещё не переоборудован, но посетителей на него уже пускают. Итак, поднимаемся на борт.

[показать]

[показать]

Ледокол, конечно, далеко не театр, но тоже начинается с вешалки :)

[показать]

«Парадная лестница» (к сожалению, не знаю, как она называется правильно, а назвать её трапом язык не поворачивается).

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

На почётном месте цитата Ленина (что на ледоколе его имени совершенно не удивительно):
«Развитие водного транспорта представляет для Советской России совершенно исключительную важность и значение»

[показать]

… и указ о награждении корабля орденом всё того же Ленина.

[показать]

А вот так выглядят коридоры:

[показать]

Музыкальный салон:

[показать]

Машинное отделение:

[600x400]

[600x400]

[600x400]

[600x400]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Пост борьбы за живучесть (надеюсь, не переврал название).

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Каюты экипажа в грустном состоянии, но получить общее представление можно. Каюты двухместные, не сказал бы, что тесные. Кстати, в каждой умывальник.

[показать]

[показать]

Возле лазарета:

[показать]

Ходовая рубка:

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Радары:

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Штурманская рубка:

[показать]

[показать]

[показать]

Самописец:

[показать]

Схема контроля при аварии:

[показать]

Справа – кнопка подачи сигнала бедствия. За 30 лет эксплуатации, слава Богу, не пригодилась ни разу.

[показать]

Она же – крупным планом:

[показать]

Реакторный отсек:

[показать]

[показать]

Местами прогулка по атомоходу чем-то неуловимо напоминает Fallout:

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

И напоследок ассорти из всякой всячины, попавшейся в объектив :)

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник И "Ленин" такой молодой... | portsel - Между прошлым и будущим | Лента друзей portsel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»