Сафронов А.И. (АУИ-511), Сидоренко В. Г. - профессор
СРЕДСТВА АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВОГО ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
В настоящее время на Московском метрополитене функционирует широкий спектр средств автоматизации управления перевозочным процессом, разработанных на кафедре «Управление и информатика в технических системах» МИИТа. Одной из таких систем является автоматизированная система построения планового графика движения (АСППГД), которая является не только средством планирования перевозочного процесса (построения планового графика движения (ПГД)), но и контроля и анализа его исполнения (построения графика исполненного движения (ГИД)). ГИД представляет собой результат фактического движения поездов по линии. На сегодняшний день в системе функционирует только механизм визуального отображения ГИД, которое позволяет проводить визуальную оценку качества исполнения ПГД, которая не может быть лишена субъективизма. Данная работа посвящена вопросу автоматизации анализа качества исполнения ПГД.
На первой стадии разработки необходимо формализовать знания о ПГД и ГИД в одних и тех же терминах, к которым относятся понятия нитки графика, образа нитки графика, элемента расписания.
Синтез множеств ниток, элементов расписания, описывающих ГИД, проводится с использованием существующих и вновь создаваемых операций и процедур построения ПГД.
При этом важно учесть и отразить всевозможные маневровые передвижения, осуществляемые поездом:
- уход/выход в оборот/из оборота;
- уход/выход в/из депо;
- уход/выход в ночную расстановку/из ночной расстановки;
- начало движения с перегона;
- начало движения от станции.
Примером вновь создаваемой операции является коррекция времен хода поперегонно, что в ПГД не использовалось. Эта операция применяется в том случае, когда время хода по перегону или стоянки на станции отличается от планового, но не превысило максимально допустимого значения. При превышении времени хода по перегону на плановым более, чем на заданную величину, должна отображаться стоянка на перегоне, а не на станции.
Поезд движется по графику, если:
- необходимое условие: номер маршрута поезда должен совпадать с номером маршрута нитки планового графика, по которой идет поезд.
- достаточное условие: время начала движения поезда по перегону (начало оборота) и время окончания движения по перегону (окончание оборота) не должно отличаться от планового более чем на 15 с.
Основными показателями графика движения пассажирских поездов, принятыми на Московском метрополитене, являются:
- количество прибытий поездов, предусмотренных плановым графиком;
- количество прибывших поездов на станции назначения;
- количество опоздавших поездов;
- время опоздания в минутах;
- количество отмененных поездов;
- процент выполнения графика движения поездов;
- эксплуатационные показатели (количество поездов, поездо-километры, вагоно-километры, нулевой пробег, вагоно-километры нулевого пробега, пробег с нулевым, поездо-часы в движении, и т.д.).
В результате проведенных на кафедре «Управление и информатика в технических системах» МИИТа работ этот перечень был расширен:
- коэффициент реализации графика;
- коэффициент реализации заданных интервалов по прибытию;
- коэффициент реализации заданных интервалов по отправлению.
Авторами проведена формализация вновь введенных терминов в терминах формализации построения ПГД и ГИД.
Проверка функционирования разработанных алгоритмов проводится с использованием тренажера поездного диспетчера линий Московского метрополитена. Данный процесс является динамическим и в этом заключается основная сложность решения поставленных задач.
Библиографическая ссылка:
Сафронов, А. И. Средства анализа качества исполнения планового графика движения пассажирских поездов метрополитена / А.И. Сафронов, В.Г. Сидоренко // Труды научно-практической конференции «Неделя науки-2009. Наука МИИТа – транспорту». – М.: МИИТ. – 2009. – C. II–73-II-74.

