• Авторизация


Туман и звезды ностальгической влюбленности 13-01-2007 21:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - The Doors - "You're Lost Little Girl"

«Туманные звезды Большой Медведицы»/ «Vaghe Stelle DellOrsa» (1965) Лукино Висконти

[300x210]Прошлое, которое затягивает, притягивает, не отпускает. Приторное детское счастье, при приближении которое отдающее вонью. Ностальгия, декаданс, античная драма. Камерная история, пафосное самоубийство, безвольные, почти древнегреческие персонажи. Графичные, нарочито эстетизированные кадры. Тени и полутени. Романтический ветер, развевающий шикарные волосы Кардинале в ночном саду «как в том стихотворении». Памятная плита, символичная с самого начала. Амур и Психея. Инцест и безумие. Дети, влюбленность, любовь и смерть. «Амаркорд». Невозможно вычленить одно единственное зерно истины из всей притчи. Чем более камерное произведение, тем свободнее его можно трактовать. Изумительно инкрустированная шкатулочка. Со множеством тайничков и замочных скважин. В котором извилистые коридоры, мысли и поступки героев не находят своего выхода. Странным образом сплетенный в прошлом клубок никогда уже не будет распутан. Разруби его, и окажется, что внутри клубка ниточки за долгое время слежались, сгнили и распались. Превратившись в бесформенный комок, только с виду еще обманывающий простотой своего ниточного лабиринта. Минотавр которого давно мертв. А Ариадне с Тесеем, нечаянно расставшимся давным-давно у поворота, никакими криками больше не вернуть друг друга. И не выкарабкаться наружу. Даже поодиночке. 

  [300x189]Фильм в самом деле несет на себе отпечаток какой-то античной трагедии. Рока. Судьбы, которую нельзя изменить. Архетип царя Эдипа расщеплен тут на брата и сестру. Кадр за кадром Висконти проводит две призрачные фигурки через ночной сад, где они нежны друг к другу по-братски. В полуразрушенное здание у водопада, где их близость вот-вот перейдет в столкновение. Эпизод, когда брат снимает с сестры кольцо, действительно полон магии. Он завораживает. По-настоящему. Магнетическое очарование, которое окутывает в этот момент брата и сестру, безусловно ужасно, но все-таки не перестает очаровывать и притягивать. Висконти, дружище… Не мог ты снимать порочное и злое так, чтобы это действительно вызывало отвращение. Бодлер целенаправленно взращивал свои цветы зла, а на клумбе итальянского аристократа они взошли сами по себе.

[300x189]Больше всего я сочувствовал Сандре (Клаудиа Кардинале). Эталонная lost little girl блейковского стихотворения. Бабочка, залетевшая не в то окно. Сбившаяся с пути в полете из-за бликов на зеркальных стеклах. И медленно сгорающая (тут самый садизм – в том, что медленно…) в пламени какого-нибудь старинного светильника. Полуторачасовая экранная жизнь Сандры – это ее медленная агония. В центре паутины. Невероятно прозрачной. Чьи нити не видны никому: ни ей, ни брату, ни мужу, ни, тем более, зрителям. Все сбились в поисках паука. Его роль с легкостью можно отдать самому факту инцеста между родными братом и сестрой. Или хотя бы ностальгии по прошлым счастливым денькам. А то - «голубой крови» семьи. Но, на мой взгляд, все это тоже часть не распутываемого, в принципе, клубка. Дополнительные липкие нити в прозрачной паутине. То, что губит [300x189]Сандру, которую каким-то легким приторным ветерком принесло обратно в родные пенаты, и Джанни, написавшего о своей юношеской любви роман, как ни странно, прекрасно можно объяснить психоанализом. Но мы не будем этого делать. Не обладаем знаниями в достаточной степени. Не сможем лихо жонглировать терминами. Если по-простому, то такая любовь брата и сестры объясняется не только и не столько острым чувством одиночества и отчужденности детей от остального мира. Сколько желанием продлить состояние детства, эйфорией вечной юности, нежеланием взрослеть. Постоянной близостью двух человечков в глубине пещеры, откуда никто из них поначалу не собирался выползать или вылетать. Куколки не желали превращаться в бабочек. Поэтому, наверное, детьми Сандра и Джанни (Жан Сорель) назначали встречи в пустом, сыром и полуразрушенном месте. У водопада.

[300x182]Если бы Сандра не покинула дом в юности, их чувства все равно бы закончились. Даже любовь Джанни и его ревность к мужу Сандры (Майкл Крэйг) очень иллюзорны. Мне, честно говоря, хотелось, чтобы они любили друг друга по-настоящему. При всех прочих (грех, порок и т.д.) в этом было бы действительно что-то возвышенное и прекрасное. Состояние невозможной любви, декаданс чувств, «ромео и джульетта». Я бы, как зритель, понял и простил. Но, видимо, у Висконти была иная цель. Потому что я не сочувствовал им как влюбленным. Как несчастным в любви. Потерянным и одиноким. В липкой темноте клубка их любовь так и не смогла расцвести. Оставшись лишь маленьким бутончиком влюбленности. Засохшим. Обыкновенным, хотя и не частым среди родственников такой степени близости. Они были обделены искренней добротой и заботой. Объединены общей ненавистью к отчиму и легким презрением к матери. Вся их влюбленность, которую нам так и не показали в фильме, свелась к детским играм в записочки, во встречи, и даже в секс. А из всей (предполагаемой Джанни) любви нам была показана, увы, только похоть. (Вопрос о том, может ли похоть быть частью любовных отношений я выношу за скобки, как несущественный).

[300x153]Гипертрофированная близость брата и сестры, которую Висконти осторожно - кукольным домиком - поместил в прекрасно обставленные апартаменты, послужила им в свое время чем-то вроде «детского вигвама посередине комнате». И - о боже! – я, скорее на аллюзиях, чем сознательно, почувствовал сходство камерного шедевра Висконти с «Мечтателями» Бертолуччи, где брат и сестра не переспали в полном смысле этого слова, но чья связь носила-таки интимный характер. Такое детское чувство упоенности существования только вдвоем. В выдуманном мире (мире кино, мире прошлого, мире аристократии – разницы никакой). Обе влюбленности – и в «Туманных звездах», и в [300x189]«Мечтателях» - в раз построенные замки иллюзий. Миражи. Фата Моргана. Беда Сандры и Джанни в том, что их влюбленность, прежде поддерживаемая общей ненавистью и общим грехом, через 20 лет просто повисла в воздухе. И стала медленно растворяться. Затягивая в ностальгическое прошлое обоих. Наверное, им нельзя было встречаться, наверное…Но рок. Судьба. И нарушение неумолимых правил выхода из лабиринта. Всегда придерживаться только одной стороны стены. И никогда не терять друг друга.

ПС Произведение, послужившее основой фильма можно найти тут: http://www.lib.ru/POEZIQ/LEOPARDI/leopardi.txt

Это «Воспоминания» Джакомо Леопарди. Хрустальное стихотворение-ноктюрн с такими, к примеру, строчками:

«Как заблуждался я в своих мечтаньях!

И ныне жизнь  моя столь беспросветна,

Что я б взамен охотно принял смерть.»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Эха 14-01-2007-01:44 удалить
Очень хочется увидеть, да. Отличная рецензия )
Сквонк 14-01-2007-02:17 удалить
Эха, Да, когда меня захватит фильм - костьми лягу в его защиту. Я скорее не рецензии, наверное, пишу, а лирические элегии-рефлексии. Объективного в них мало. Много восторженного и... личного. А фильм трудно будет найти. Вот вы в Питере. Будете в Москве - обращайтесь в Киноклуб Журфака МГУ. Он там есть. В отвратном качестве оцифровки с ТВ. Но другого кажется и нет вовсе. Права на фильм выкуплены одним буружином в Италии. Раритет, можно сказать.))
Эха 14-01-2007-02:29 удалить
Сквонк, Я все же надеюсь ) У тебя - фпечатления. Это интереснее ) И информативности в энтом гораздо более, чем в сухом отчете о, когда понятия не имеешь все равно, что думать.
Сквонк 14-01-2007-02:37 удалить
Да. Мне тоже такие сухие рецензии не нравятся. Как сыграли актеры. Как хорошо снял оператор. Какой замечательный оператор был. Какой глубкой гуманистический смысл был заложен в фильме... Бр-р-р. С другой стороны претят легкие, здорово написанные, но обезличнные и поверхностные обзоры. Последние впрочем нравятся больше. Мне-то проще. Я в свой журнал пишу только о тех фильмах, что действительно меня захватили. А когда это бывает? Только когда фильм меня по-настоящуму вдохновляет. Дарит вдохновение, иными словами. Висконти просто обожаю. За его красоту. И ненормальность. Снять фильм об инцесте в 1965 году! - это надо суметь. Смотрели "Мечтатели" Бертолуччи? Очень красивое тоже кино. И тоже очень и очень странное)))) LI 5.09.15
Ой, как хочется посмотреть! Впрочем как и все фильмы ,про которые ты пишешь)) Только иногда боюсь ,что по сравнению с твоим описанием кино покажется не таким ярким)))) Это типа такой закрученный комплимент)) А в Японии тоже нельзя будет найти? Здесь в прокате вроде мнго старых фильмов...
Эха 14-01-2007-18:16 удалить
Сквонк, "Мечтателей" Бертолуччи да, видела. Понравилось очень. "Ускользающая красота", кстати, тоже). Да даже "Конформист", впечатливший менее и окончательно все же непонятый, снят именно красиво. Так... Ух. Висконти другой. Единственный фильм, что у него видела, оставил престойкое желание видеть еще. Там... про девушку, помните? Которая ждала. Всерьез так ждала... Если в процессе просмотра местами трудно было сдержать иронию, даже язвительность, то концовка... Режиссер. проще говоря, сделал, ибо понимаешь что все,, ВСЕ, что думалось и прочувствовано - учтено и даже не ваше ) В общим, я все же надеюсь его встретить )
Сквонк 14-01-2007-18:29 удалить
Amaterasu_kami, //Только иногда боюсь ,что по сравнению с твоим описанием кино покажется не таким ярким// Моя вечная беда. Как я ее называю: истерическая восторженность.:))) На самом деле, описание это только жалкий слепок вообще с любого фильма, плохого и ли шедевра всех времен. Хотя да, иногда само описание нравится, а фильм нет. Но тут уж дело вкуса. Тешу себя надеждой, что моей вины в этом нет. Стараюсь писать только про те фильмы, которые по определению не могут быть низкого качества.:))) //А в Японии тоже нельзя будет найти? Здесь в прокате вроде мнго старых фильмов...// Напротив. Как раз в некоторых восточных странах такие раритеты и не раритеты вовсе. В поиске по гуглу первые же картинки были афишами к фильму с иероглифами. Вполне возможно, что японскими:)
Сквонк 14-01-2007-18:32 удалить
Эха, //"Ускользающая красота", кстати, тоже)// Отличное кино!:) Очень нравится его целомудренность, если так можно выразиться. Такая чистота... //Единственный фильм, что у него видела, оставил престойкое желание видеть еще. Там... про девушку, помните? Которая ждала. Всерьез так ждала... Если в процессе просмотра местами трудно было сдержать иронию, даже язвительность, то концовка...// Я так думаю, это "Белые ночи"? По роману, между прочим, Достоевского:) С Мастроянни, Жаном Марэ и Марией Шелл. К нему у многих висконтифилов неровное отношение. Но лично меня он просто очаровал в свое время. Это тот фильм? Черно-белый?
Эха 14-01-2007-19:04 удалить
Именно )) Фильма сделана мастерЪски.
Terston 14-01-2007-20:49 удалить
Сквонк, в очередной раз, спасибо за впечатления) Странно - но эта картина прошла как-то мимо, хотя Висконти - как казалось - пресмотрел очень много. Теперь будем знать)А Леопарди м впрямь - прелесть, жаль его у нас мало знают.
Сквонк 14-01-2007-21:07 удалить
Terston, /Странно - но эта картина прошла как-то мимо, хотя Висконти - как казалось - пресмотрел очень много. / Я хочу еще его "Постороннего" посмотреть. Его тоже мало хвалят, как и "Туманные". Стало быть, также хорош.:) Эха, /Фильма сделана мастерЪски./ Точно.
Terston 14-01-2007-22:14 удалить
Сквонк, "Посторонний" - отменная вещь, хотя, как и полагается хорошему режиссеру, от литературного источника немногое осталось. За то и ценим-с)
Сквонк 14-01-2007-22:33 удалить
Тоже ч/б камерная драма? LI 5.09.15
Terston 14-01-2007-22:37 удалить
Сквонк,по-моему, там что-то есть цветное - точно не скажу, очень давно смотрел. А Висконти, из-зи своей дворянской широты, не очень-то и камерный, скорее, интимный, нежели камерный.
Сквонк 14-01-2007-22:45 удалить
В "Туманных" он совершенно не широк. Почти всей действие происходит от силы в трех местах. И с тремя персонажами. А по сути - так и вообще с двумя. Понятно, какими... Камю вообще не очень люблю. Но хотелось бы глянуть, да. LI 5.09.15


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Туман и звезды ностальгической влюбленности | Сквонк - легкое дыхание красоты | Лента друзей Сквонк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»