• Авторизация


Толкуя, не растолковать 14-08-2007 21:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


София, Республика Болгария, Конституционный суд, дело № 5 2007 года. Главный прокурор Республики Болгария вышел с представлением о толковании нормы ст. 130а, п. 2 от Конституции Республики Болгария относительно объёма и содержания правомочия министра правосудия, которое обозначено так: «управлять имуществом судебной власти». Прокурор справедливо указал, что таким образом обозначенное в тексте акта правомочие может пониматься по крайней мере двояко. Первое понимание означает «совокупность осуществления всех управленческих полномочий по отношению ко всему имуществу судебной власти, которое включает в себя недвижимое имущество — судебные строения и вещные права на них, а также денежные средства и движимое имущество, необходимое для осуществления судебной деятельности». Второе понимание состоит в том, что правомочие министра составляет «компетенцию от имени государства осуществлять право собственности на недвижимое имущество судебной власти». Это включает в себя приобретение путём строительства или получения от государства строений для нужд судебной власти, осуществление капитального и текущего ремонта, перестройку их и переустройство.
Прокурор полагал, что верным является именно второе толкование. Именно оно отвечает принципу разделения властей.
Министр правосудия считал,что толковать следует только термин «имущество», включив в него и движимые и недвижимые вещи.
Высший судебный совет полагал, что, напротив, в понятие «имущество» следует включать только недвижимое имущество.
Национальная следственная служба полностью поддержала точку зрения главного прокурора.
Мнистру регионального развития и благоустройства всё было совершенно ясно, и он вообще счёл, что тут нечего истолковывать.
Верховный кассацонный суд и Верховный административный суд поспешили сообщить, что их ведомства используют базы отдыха для… естественно повышения квалификации (а кто бы сомневался-то?! Не для плясок же голыми при Луне).

И вот в этом-то положении Конституционный суд Республики Болгария начал рассуждать. Было написано там немало довольно верных констатаций, в которых, правда, для нас удивительным выглядит отнесение прокуратуры и следствия к судебной власти. Было высказано чрезвычайно глубокое по своему смыслу умозаключение, что интересы общества требуют создания и действия независимой судебной власти. Там же суд процитировал самого себя, что „стопанисването на държавно имущество е съвкупност от разнородни и неизброими изчерпателно действия(хозяйственное управление государственным имуществом является совокупностью разнородных и исчерпывающим образом неперечислимых действий). Словом, букв было написано немало.

Как было видно из ранее высказанных точек зрения какглавного прокурора, так и остальных участников процесса, неясность кое-в чём таки была. И отметим — неясность эта (сие прекрасно заметно из не совсем к месту сделанных двумя высшими судами замечаний относительно баз отдыха) весьма, оказывается шкурного характера. Совершенно понятно, что вовсе без имущества судебная власть нормально функционировать не может, и не менее того понятно, что осуществление любого права на это имуществом или даже сама возможность осуществления права может оказывать влияние на суды. Например в смысле интереса. Заметим тут, на полях, что обозначенная проблема, состоящая в требовании независимости судебной власти от исполнительнойв рамках одного и того же государства очень сильно перекликается как раз с той самой темой, которая обсуждалась в статье «Суд земной» (ещё раз! обратите внимание — с какой неприличной поспешностью верховные суды объявили свои базы отдыха местом исключительно повышения квалификации; интерес, стало быть, и у них тоже был, и интерес этот был в осуществлении прав, скажем, пользования  государственным имуществом).

Читая строчки решения я ждал — когда же судьи Конституционного суда дойдут до ясно видимого естественного противоречия, при котором представитель исполнительной власти может осуществлять совокупность «разнородных и исчерпывающим образом неперечислимых действий» да так, чтобы никак не задеть судебную власть. Согласитесь, было очень интересно узнать — к какой же толковательной дефиниции придёт суд.

И суд решил. Резолютивная часть решения очень интересна. Настолько, что я воспроизведу её языком оригинала. (Прежде, чем его прочтёте, обратите внимание, что вопрос первоначально состоял именно в том, что главный прокурор попросил истолковать правило, таким образом, чтобы его применение не нарушало бы принципы разделения и независимости властей)

По изложените съображения на основание чл. 149, ал. 1, т. 1 от Конституцията Конституционният съд

Р Е Ш И :

Управлението на имуществото на съдебната власт от министъра на правосъдието, съгласно чл. 130а, т. 2 от Конституцията се осъществява при съблюдаване на баланса с чл. 117, ал. 2 и 3 от Конституцията и се отнася до това имущество, управлението на което от министъра не затруднява нормалното функциониране на съдебната власт, не препятства ефикасното упражняване на функциите й и не засяга в каквато и да било степен нейната независимост.

Перевожу:

По изложенным соображениям и на остновании ст. 149 абз. 1 п. 1 Конституции Конституционный суд

РЕШИЛ:

Управление имуществом судебной власти со стороны министра правосудия согласно ст. 130а, п. 2 Конституции осуществляется при соблюдении баланса со ст. 117, абз. 2 и 3 Конституции и относится к тому имуществу, управление которым со стороны министра не затрудняет нормального функционирования судебной власти, не препятствует эффективному осуществлению её функций и не затрагивает в какой бы то ни было степени её независимость.

И вот что тут не менее интересно: под этим решением красуется подпись председателя Румена Янкова, который как раз и не был согласен с решением о толковании, которое, вообще говоря, поставило больше вопросов, чем дало ответов.

Интересно, а Конституционный суд Республики Болгария вообще-то задумывался над тем, что то самое прокурорское обращение, которое они рассматривали было направлено им вовсе не из-за желания посмотреть на их багряно-чёрные мантии или почитать тексты различных статей Конституции. Задумывался ли состав суда, что в результате толкования должна была быть ликвидирована очевидная неясность в тексте позитивной нормы (ну как тут не заняться самоцитированием и не вспомнить собственную статью «Нормы — среда, объективная действительность или инструмент (продолжение)»), а не введены ещё более неясные вопросы о том — что такое нормальное функционирование, и где оно заканчивается, а начинается функционирование ненормальное? что такое эффективное осуществление функций судебной власти, и какой, собственно, должен быть эффект? и, в конце концов — какое именно осуществление министром правосудия вот так описанного в Конституции полномочия каконо там обозначено не затрагивает независимости судебной власти? И вот перед этими-то проклятыми вопросами Конституционный суд спасовал, толкуя Конституцию. Откровенно спасовал.

И смею предположить, что спасовал именно из-за отсутствия интеллектуальной смелости. Смелости рассудка. Обозначившуюся перед судом мысль, что нельзя оказаться независимым от того, в чьих руках находится твоё имущество, суд просто не довёл до логического конца: надо выбрать между нахождением имущества в чужих руках и независимостью. И альтернативы тут нет. А интеллектуальная трусость — позор, господа судьи…

См.также тут
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Толкуя, не растолковать | singa - Моя работа | Лента друзей singa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»