был в ЦДХ на Крымском валу... На выставке И.И. Шишкина. Не торопитесь переходить со страницы!
Знаю, что Иван Иванович Шишкин – классик. И есть стойкое чувство, что он был и будет всегда в нашей жизни и в жизни наших детей (дай Бог им здоровья!), как и его имя-отчество. Отчасти это понятно - традиция. Как «Советское шампанское» на Новый год (и... в общем: нужное вставить, ненужное – вычеркнуть)… Традиционные "Утром в сосновом лесу" на фантиках, коврики с теми же медвежатами, водворившиеся в коммуналках советских граждан и те же репродукции в провинциальных гостиницах и санаториях СССР. Опять же репродукция "Рожь" в учебнике родной речи и иллюстрация к лермонтовскому переводу Гейне в учебнике литературы – всё это превратили работы художника в общее место, фон детства нескольких поколений.
Шишкин, как и Пушкин - наше все.
Его работы выглядят "такими, как в жизни". Кажется, что художник этот был вечно, потому что вечна природа. Меж тем, когда студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Иван Шишкин показывал свои пейзажи, дивились не только однокашники, но и преподаватели. Знакомые места выглядели "так красиво, как и швейцарские виды, - вспоминала племянница художника, - и мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие до него еще никто не рисовал".
Шишкин умудрялся рисовать бурелом, полянки и болотца так, как иные писали парадные портреты. Каждая травинка, лист лопуха или корявый пень удостаивались отдельного эскиза, тщательно прописанного и отделанного. В любовном внимании к "прихотям" формы растений, в той основательности, с какой эти прихоти заносятся в альбом или книжечку, в страсти к точности изображения чудится интерес не только художника - естествоиспытателя. Не зря Крамской, один из близких друзей Шишкина, напишет: "Это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом". Тот же Крамской писал о врожденной привычке Шишкина "мыслить линиями и формой". Роскошный дар рисовальщика, похоже, служил ему не для выражения лирических переживаний - для познания природного мира. На выставке в ЦДХ, которую (если вы еще там не были – советую посетить) выставлены более сотни шишкинских рисунков и офортов из запасников Третьяковки. Они позволяет оценить в полной мере дар графика-виртуоза, уникальность которого современники оценили сразу. Портретные черточки растительных и древесных любимцев тут вписываются в выверенную композицию. Самый поразительный результат - эффект абсолютной естественности видения. Это при том, что природа в изображении художника не то чтобы не знает о существовании человека, скорее не хочет замечать его. "Что может быть лучше природы, да еще не искаженной подвигами человечества", - это золотые слова Шишкина написаны им в одном из писем.
Нежелание живописать подвиги человечества у Шишкина еще в годы учебы в Москве. Ему тогда прочили карьеру исторического живописца. Пейзаж считался "низшим жанром". Надо было обладать недюжинной самостоятельностью суждений, а то и упрямством, чтобы настоять на своем выборе. В немалой степени именно Шишкину мы обязаны признанием жанра пейзажа равноправным с другими. И вот теперь, как кажется, в своей любви к природе, которая может показаться наивной, он вполне современен. И свидетельство тому – выставка в ЦДХ.
В общем, если вы за слом стереотипов – вам прямой путь на Крымский вал!
[325x441]
[700x431]
[700x550]
[605x699]
[700x434]
[699x456]
[699x518]