[300x434]
Мы живем в мире вещей. В окружении изобилия, к которому не привыкли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что от стресса, депрессии, навалившихся проблем и конфликтов мы часто ищем спасения именно в вещах, причем в тех, которые можно просто купить.
Одни пытаются справиться со своими проблемами, поглощая горы шоколадных плиток и пирожных. Другие, желая прийти в себя от сложностей, идут в парикмахерскую, чтобы немного освежиться или полностью сменить имидж. А кто-то для поднятия настроения отправляется за покупками. Все это неплохие, реально действующие техники спасения от стресса. Но: стресса разового!
Шоппингомания – зависимость от эмоций, которые возникают при совершении покупок. Приобретаемые (часто без всякого разбора) вещи используются как средство получить недостающие приятные эмоции, которые все остальные получают через общение с другими людьми и насыщенную жизнь.
Причины шоппингомании:
недостаток эмоциональных переживаний (“эмоциональный голод”)
боязнь общения
потеря смысла жизни
одиночество
неуверенность в себе (низкая самооценка)
длительный стресс
Болезнью шоппингомания может считаться тогда, когда человек идет за покупками, чтобы поправить себе настроение, занять свободное время, придать жизни смысл. В то время как на самом деле необходимости в этих покупках нет, складывать вещи некуда, а в процессе похода по магазинам в корзину попадает все подряд. Состояние больного шоппингоманией психологи сравнивают с тем, что испытывают игроки и люди, страдающие ожирением.
Результаты исследований, опубликованных в Nature Today, показали: за принятие решений, в том числе и о покупках, отвечают несколько нейронов, расположенных в передней части головного мозга, непосредственно за глазами. Чтобы ответить на вопрос, как эти нейроны взаимодействуют, ученые наблюдали деятельность мозга макак, которым предлагалось выбирать между апельсиновым и грейпфрутовым соком в различных количествах. Обезьяны предпочитали грейпфрутовый, но если апельсинового было больше – брали его. Если же апельсинового сока было в три раза больше, они опять выбирали грейпфрут.
Так ученые установили: принятие решения о выборе зависит не от вкуса или цвета предлагаемой вещи, а строится по более сложной схеме. И корень иррационального поведения шопоголиков лежит гораздо глубже, чем мы представляем.
Без границ
Самые невоздержанные приобретатели – немцы. По некоторым данным, более 500 тысяч из них проходят курс соответствующей терапии у психологов.
У 50% девушек в возрасте от 14 до 18 лет из Италии, Шотландии и Испании присутствуют симптомы так называемого импульсивного шоппинга – они не могут пройти мимо витрины, чтобы не купить хоть что-нибудь.
С конца 60-х годов официально существует “Общество анонимных растратчиков”. Только в США оно насчитывает свыше
400 отделений.
Самые известные шопоголики
Невеста английского футболиста Уйэна Руни, Колин МакЛафлин, готова выложить за один шоппинг-уикенд в Нью-Йорке до 15 тысяч долларов.
Виктория Бекхэм тратит ежегодно на свой гардероб не меньше 100 тысяч фунтов стерлингов.
Элтон Джон однажды потратил 60 миллионов евро за два месяца.