PR по-русски (Статья об имидже России на Западе) |
|
Статья постоянного автора Glazev.Ru Артема Загороднова.
В недавнем опросе корреспондент американского журнала Foreign Affairs попросила жителей США перечислить слова, которые они ассоциируют с Россией. Самыми популярными оказались – «коммунизм», «КГБ», «снег» и «мафия». Единственные позитивные слова – «русская культура и искусство» – попали лишь на десятое место. А с русскими брэндами получилось еще хуже – единственные «русские» товары, которые смогли назвать американцы оказались автомат Калашникова и коктейль Молотова. В результате в интернете вскоре появился блог с нелестным названием «Россия: холодная, темная, утопленная водкой и управляемая КГБ». Мягко говоря – наша страна производит далеко не самое лучшее впечатление на иностранцев. К сожалению, это впечатление не совсем ложно. Однако мало кто оспорит тот факт, что эти четыре слова не представляют объективную общую картину жизни в России. К примеру - Норвегия является такой же «холодной» и «темной» как Россия, но далеко не все иностранцы ассоциируют ее именно с этими словами. Также далеко не все иностранцы вспоминают о коммунизме, когда думают о Китае, или о Гестапо, когда речь идет о Германии. Впечатление о чем-либо не может быть совершенно объективным, и два человека никогда полностью не смогут найти общую «правду» о какой-либо стране. Но возникает вопрос – почему впечатление о России на западе отклоняется настолько именно в негативную, а не в позитивную сторону? В Африке проблем не меньше чем в России, но я уверен, при подобном опросе об этом континенте слово «сафари» упоминалось бы так же часто, как слова «голод», «гражданская война» и «СПИД». Проблемы с нашей бюрократией, коррупция, хамство, и прочие факторы широко обсуждаются в СМИ как причины плохого зарубежного имиджа России. Но есть еще два фактора, которые рассматриваются реже - роль, которую играют западные СМИ и наши соотечественники (бывшие и нынешние) за рубежом. История с убийством бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в Лондоне, и то, как ее освещали западные журналисты, показала, что проблема с имиджем не является виной исключительно России.
23 ноября текущего годя в Ираке был проведен самый крупный теракт в истории нынешнего конфликта - погибло более 200 человек. В тот день на главной странице CNN можно было найти крупную фотографию господина Литвиненко со всеми подробностями его убийства. Лишь на правой стороне экрана - мелким шрифтом - была помещена ссылка на статью про иракский теракт. При полном отсутствии каких-либо фактов или доказательств, статья про Литвиненко занимала несколько страниц. В ней перечислялись все возможные причины его убийства (он что-то знал про скандал с ЮКОСом, про убийство Анны Политковской, про теракты 1999 г. …). Складывалось впечатление, что ее автор чуть ли не сам придумал эти версии, связывая убийства врага Владимира Путина с каждым тяжким событием, которое произошло за срок его президентства. Забыли только добавить пожар на Останкинской телебашне. Естественно ни о каком позитивном имидже речи идти не может, когда одному погибшему оппоненту нынешнего российского режима западная пресса оказывает больше внимания, чем 200 погибших граждан другого государства. Этот случай показал, что слово «КГБ» так часто упоминается американцами не только по вине российских спецслужб. Но в данном случае даже сами журналисты поняли, что они перегнули палку. На форуме сайта Би-би-си, где обсуждалась «история Литвиненко», ни один из первых 20 комментариев не подчеркивал вину Путина или российских спецслужб. Больше половины участников выражали раздражение «явно анти-российскому уклону западных СМИ при полном отсутствии фактов об убийстве». Одна девушка из Великобритании добавила - «Это просто истерия, умышленно вызванная нашими СМИ…Разве не хватает других событий, о которых можно писать?». Но в формировании негативного мнения о России, вызванного историями об убийствах и страданиях, играют роль не только западные СМИ, а парой и наши соотечественники за рубежом. К счастью, не все эмигранты из России хотят так акцентировать внимание на своей личной неприязни к нынешнему руководству страны, как это делал господин Литвиненко. Но мне лично пока не довелось встретиться с людьми, которые более мрачно и пессимистично представляют свою родину, чем русские. К примеру, если скажешь испанцу, немцу или китайцу, проживающему за рубежом, что ты собираешься посетить его страну, это обычно вызывает интерес и энтузиазм. Скажи это русскому - самый частый ответ «зачем Вы это делаете?» или, проще, «что ты там забыл?». Часто следуют рассказы обо всем неприятном, что наш соотечественник пережил в России. Однажды, когда один американец сказал моему знакомому из Санкт- Петербурга, что он собирается посетить его родной город, тот сразу же рассказал ему две истории: одну о том, как его однажды избили на улице. Вторую - как один раз, гуляя по набережной Невы, он обнаружил труп, проплывающий мимо него. Я уверен, что любой коренной петербуржец согласится, что эти две истории совсем не характерны для жизни в северной столице. Также могу добавить, что любой человек, проживший длительное время в большом городе (даже в Европе или США) мог бы привести подобный пример из собственного опыта. Но делают это чаще всего русские (естественно, не все – но многие), добавляя, что у нас в стране «не живут, а выживают», демонстрируя свою жизнестойкость. Ради того, чтобы показать, что мы сильные и мужественные, мы готовы испортить репутацию нашей страны в глазах иностранцев. Наши соотечественники часто не учитывают то, какое впечатление подобные рассказы об убийствах и «выживании» производят на европейцев и, особенно, на американцев. Поскольку в западной культуре не принято говорить о самом мрачном в собственной жизни, эти истории часто вызывают не уважение или понимание, а страх, или даже отвращение. Поэтому у американцев часто складывается впечатление, что в России происходят исключительно кровавые убийства и преступления. Нашу склонность делиться самыми печальными событиями жизни нельзя назвать плохой или неправильной. Даже нельзя сказать, что она безосновательна. Однако когда западные СМИ пишут исключительно об отрицательных сторонах политики и жизни в России, и наши же соотечественники как бы сами эти истории подтверждают, неудивительно, что именно коммунизм, КГБ, снег и мафию ассоциируют с нашей страной. Если Россия действительно хочет улучшить свой имидж, этот процесс должен, прежде всего, начаться с рассмотрения того, как мы себя сами преподносим иностранцам.
Артем Загороднов (Вашингтон), Glazev.Ru |