Классик кинематографа Карлос Саура, и без того не раз названный популяризатором испанской культуры, неожиданно снял самый привлекательный рекламный ролик своей родной стране – не художественный фильм, и даже не документальный, а отснятый на плёнку концерт для тысяч кинозрителей под названием «Фламенко, фламенко». Дёшево и сердито, просто и со вкусом без каких-либо закадровых комментариев и без сюжета сменяют один другой короткие эпизоды-номера – и говорят сами за себя. Всё происходит в некоем ангаре среди полотен и гравюр известных мастеров прошлого, посвящённых испанскому народу, преимущественно женщинам, - некоторые картины воспроизводятся танцем, - на фоне живописных задников-фресок, изображающих восход солнца или лунную ночь. В течение полутора часов перед нами в безупречной операторской работе проходят разнообразнейшие ипостаси фламенко – музыка, пение, танец, их дуэты и трио, когда все эти языки непринуждённо и естественно общаются между собой, - в исполнении лучших мастеров жанра. Стучат каблучки, щёлкают пальцы, свет переливается на складках платьев, хлопки ладоней задают ритм, короткие возгласы подбадривают танцующих, хор голосов подхватывает песни, подпевает гитарным переборам. Казалось бы, каждый имеет представление о том, что такое фламенко, но Саура открыл в нём столько сторон, что, возможно, и не всякий испанец настолько глубоко и подробно знает эту культуру. А в ней – и берберский восток, и европейская выверенность, и пантомима, и слаженные массовые композиции с профессиональной хореографией, и стихийные проявления национального темперамента. Теперь мы смотрим на фламенко как бы изнутри и видим, каких физических сил требует танец от исполнителей, каким напряжением лицевых мускулов даётся надрывное цыганское пение, какие драматические эмоции, быть может, испытывают танцоры и певцы при этом, - фильм щедр на крупные планы, и ловишь себя на ощущении, как удивительно, непривычно наблюдать за этим вблизи. Я уже говорила, что пластика и жесты танца, вокал и игра на любом инструменте, импровизационная и не только, способны выразить любое чувство, даже самую сложную и многогранную гамму чувств, - и творение Сауры и приглашённых им испанцев подтверждает эту избитую истину в очередной раз. Жалеешь только о том, что не знаешь испанского, из-за чего весь смысл песен ускользает и они кажутся несколько однообразными. Но ради чего точно стоит смотреть «Фламенко» - так это ради последнего номера: традиционный перепляс, полукруг стульев и импровизированная площадка, на которую выходит любой желающий, вне зависимости от возраста, показать, на что способен. Как бы ни банально это звучало, - эти люди действительно танцуют как дышат, от юности до старости. Быть может, стоило часть номеров вынести на открытый воздух из студии, - но и без того результат красив, интересен, атмосферен и не даст заскучать. [381x206]