• Авторизация


Посмотрела "Мою старшую сестру" 18-08-2011 06:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На сцене справа поворачивается вокруг своей оси широкая тумба с идущими поверху буквами «Ленинград – город-герой», обклеенная старыми театральными афишами, одна из которых, гласящая «Моя старшая сестра», «смотрит» прямо на зрителя. Тумба «говорит» голосами актёров и актрис второй половины прошлого века из старого радиоприёмника. По центру сцены – типичный семидесятнический раздвижной округлый стол с кружевной скатертью. Слева – потёртый кожаный диван, с высокой деревянной спинкой с зеркальцем, накрытый пёстрым ковром и кружевным покрывалом. Время и место действия, равно как и пьеса и её тема, видны сразу – и я так подробно описываю обстановку, потому что и эту пьесу, и спектакль по ней можно охарактеризовать тремя словами, обозначившими в программке жанр: «картинки недавнего прошлого». Володин хорош тем, что воспроизводит колорит эпохи – и вслед за ним Левитин устраивает нам ностальгическую экскурсию в мир, в котором и только в котором могла разыграться эта многим знакомая по кинофильму история, а художнику Гарри Гуммелю ничего не оставалось, как обставить это путешествие наиболее правдоподобными во всех деталях декорациями, не заключёнными, впрочем, по счастью, во мхатовскую коробку: на заднике – алый театральный занавес. За столом учит уроки Лида (Колесникова), её старшая сестра Надя (Богданова), как строгая мать, пытается отогнать от неё кавалера – однокашника Кирилла (Сухарёв). Юношу приходится защищать от некстати появившегося вспыльчивого дядюшки Вити (Жорж), чьё появление обе девушки встречают с большим энтузиазмом, – дяде они обязаны всем, он забрал их из детдома и воспитал, - и пичкают его с ложечки, чтобы он замолчал. Это очень смешно, равно как и последующая попытка Нади вырастить из младшенькой актрису, которой мечтала стать сама: Лида взгромождается на стол, заворачиваясь в скатерть, и, жестикулируя как дорожный постовой, отрывисто декламирует отрывок из «Войны и мира», как речь на съезде партии, тогда как у Нади эти строчки получаются гораздо лучше. Лицедейство у неё в крови, что доказывает нелепый Огородников (Шулин), панически боящийся своей жены, до которой дошли фантазии Нади о том, как её муж якобы ухаживал за ней, - но в театральную студию всё равно идёт поступать Лида. Пятёрка абитуриентов – настоящий юмористический ансамбль, обаятельнейшие типажи-дружеские шаржи, метко обрисованные несколькими яркими мазками. А потом, после живого и непринуждённого начала, трёхчасовой спектакль скатывается в кропотливое, дотошное и потому отчасти нудное перенесение на сцену каждой буквы автора – эпизод за эпизодом, и затемнения между ними, и закадровый голос, дикторски-спокойно отсчитывающий годы: прошло два, потом ещё два. Вот Надя прочитала перед комиссией статью Белинского «Любите ли вы театр…», её согласились зачислить, но после дядюшкиного глумления она решила сначала окончить строительный техникум, а потом уже заниматься «хобби». Позволяя дяде определять свою судьбу за себя, она так же – вместе с ним – влезает в жизнь сестры, запрещая ей встречаться с Кириллом, который чуть не угробил группу товарищей на нехоженом маршруте. В итоге Кирилл женится, но Лида продолжает с ним встречаться, пока дядя пытается по-своему устроить Надю – приводит в гости своего подчинённого Володю (Щепачев), стеснительного и неловкого, перед которым Надя пляшет, а затем выпроваживает его прочь. Окончив техникум, Надя находит в театре эпизодические роли, которые её не удовлетворяют, и всё пробуется и пробуется у Медынского (Ливанов) с монологами главных героинь – но они не удаются: она «потеряла индивидуальность» - точнее, индивидуальность просыпается, только когда она вспоминает с Лидой жизнь в детдоме «как при коммунизме», а потом повторяет этот монолог, когда Медынский её уже не слышит. Её отношения с сестрой всё больше портятся, когда в дом приходит Шура (Левитина), кроткая жена Кирилла, знающая о его отношениях с Лидой, но прощающая ему всё, и Надя снова предлагает Лиде отказаться от Кирилла – но безуспешно. И вот – достаточно маленького признания пожилой коллеги из общежития по прозвищу Колдунья (Ислентьева), чтобы Надя вновь поверила в себя, с десятой попытки покорила театр подготовленной ролью Лауры и проснулась знаменитой. Соответственно повзрослела и исправилась и Лида – когда Шура съехала, она побывала у Кирилла дома, убедилась, что в нём жили не по недоразумению сошедшиеся, а близкие люди, и вознамерилась с любовником порвать. На этом воцарении всеобщего взаимоуважения Володин ставит точку, - Левитин же доводит сюжет до всеобщего счастья: накануне спектакля Нади Лида, собиравшаяся расстаться с Кириллом, исчезает, и он ищет её, ибо Лида ошиблась и на самом деле ему нужна она, а не жена. Вернувшийся Владимир помогает в поисках и приводит сестру за кулисы к Наде, и, слыша, как она играет, та сразу проникается. Володинская пьеса была семейной мелодрамой о взаимоотношениях таких разных сестёр – наивной, целомудренной, поучительно-пафосной, идеологически безупречной. Левитину удалось вытащить из неё на первый план бесхитростную, но симпатичную историю о том, как никогда не стоит отказываться от своего шанса, ведь талант не зароешь, - а когда позволяешь себе творчески самореализоваться, вся карма автоматически очищается. При этом он ничего не изменил, а только добавил, что кажется странным на фоне его прежних интерпретаций, кроме разве что «Зойкиной квартиры» - но, видимо, так и стоит поступать с самоиграйками, неизменно нравящимися публике своей уютной домашне-камерной душевностью, тем паче что труппа «Эрмитажа» достойно сыграет что угодно. Очаровательна немолодая, немного несуразная, но искренняя Надя, прекрасны выходки задыхающейся в тисках дядиной опеки и жаждущей свободы Лиды, обаятелен упрямый умник и немного романтик Кирилл, удивителен дядя – сначала откровенно противный и отталкивающий, со временем приобретающий теплоту, харизматичен справедливый и участливый Медынский… Здесь не переигрывают, не недоигрывают, не заигрывают и не наигрывают штампов и банальностей – значит, смотреть можно. И нужно. И удивляться, сколько проблем могут сами себе создать люди, тогда как на самом деле всё так просто – проще пьес Володина.
[277x150]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Посмотрела "Мою старшую сестру" | Black-and-Red_Phoenix - Гнездо Чёрно-красного Феникса | Лента друзей Black-and-Red_Phoenix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»