«Облава» Розлин Бош – фильм без героя. Равную важность в нём представляют три большие еврейские семьи из Парижа – Вайсманны, Зиглеры и Траубе, но вряд ли имеет смысл представлять по отдельности всех их членов. Их объединила одна общая катастрофа, - и их же бытовые взаимоотношения заслонили масштаб этой катастрофы. Сначала все ужасы исторического события нам последовательно показывают, плавно меняя кадры документальной кинохроники под титрами на цветную картинку: оккупанты давят на французское правительство, настаивая на выдаче евреев, и оно соглашается в обмен на возвращение своего контроля над полицией, оправдывая себя тем, что избавляются от эмигрантов. Фашистам не нужны дети, но французские власти заявляют, что их социальные учреждения не справятся с таким наплывом сирот, а значит, детей нужно забирать вместе с родителями. Выбирают, чтобы облава проводилась не 14 июля, в праздничный день взятия Бастилии, а 16 июля. Так в 4 часа дня указанного числа началась крупнейшая облава в истории человечества, в результате которой было задержано свыше 12 тысяч евреев, поспешно лишённых французского гражданства, треть которых составляли женщины, дети и старики. Полиция не выполнила план: парижане укрыли около тысячи человек. Арестованных согнали на огромный стадион Вель-д’Ив, оставляя на улицах города брошенные вещи, тела самоубийц, людей разлучённых с друзьями и родными и людей злорадствующих, а так же счастливо избежавших общей участи: одну девушку спасают проститутки, выдавая за свою, другой помогает священник, советуя изменить имя. На стадион прибывает добровольцем юная медсестра Аннет Моно (Лоран) и видит жуткие условия скученности, нехватки воды, разгула детских и не только инфекционных болезней и катастрофической малообеспеченности медпункта персоналом и медикаментами. Доктор Давид (Рено) трудится не покладая рук, отправляя желающих вырваться на свободу к старшему сантехнику, у которого есть пропуска, но таких немного: остальные не могут бросить свои семьи. Французские пожарные, пригнанные следить за шлангами, разливают людям воду и собирают записки для оставшихся по ту сторону кордонов. Аннет знакомится с маленьким мальчиком Ноно (ди Кончерто) и, узнав, что его мать умерла, берёт над ним своеобразное шефство. Когда после двух дней, проведённых на стадионе, евреев отправили во французские лагеря для «нежелательных элементов», Аннет отправляется туда вместе с детьми. В лагере она садится на тот же паёк, какой выдают узникам, строчит письма префекту округа и, наконец, встречается с ним, чтобы показательно упасть в обморок ему на руки, что, впрочем, ничего не меняет. Из лагеря на восток идут эшелоны, и кто-то ещё надеется на лучшее, а французское правительство делает вид, что верит, будто нацистам нужна еврейская рабочая сила, - но им нужен пепел, который скроет количество жертв. Крематории строить не успевают, и трупы сжигают прямо под открытым небом. Поездов не хватает, поэтому детей разлучают с родителями: разделив их колючей проволокой и рядами солдат, угоняют сначала мужчин, потом женщин. Но французские власти обеспокоены скорейшим решением вопроса о детях и стремятся «из гуманных соображений» поскорее «воссоединить их с родителями». И дальше начинаются чудеса. Мальчик Жо (Левердез) сбегает из лагеря со своим другом, вытащив из параши, куда перед отправкой на смерть люди сбрасывали все драгоценности, неизвестно как там оказавшуюся карту местности. Аннет падает в обморок как раз перед тем, как детей увозят, и опаздывает на перрон, откуда отходит поезд; откуда-то не менее таинственным образом возникший врач де Голля сообщает ей, что по прибытии всех его пассажиров отравят газом. История проматывается до 45 года, освобождённые узники концлагерей ищут друг друга, родных и друзей, стены увешены листками с фотографиями погибших. Аннет спускается из комнаты, где спит вповалку множество детей, видимо усыновлённых, и встречает… Ноно, конечно. Его приёмные родители туманно объясняют, что его «выбросили на путях» и с тех пор он почти не разговаривает. Кто выбросил, как выбросил, почему упавший с поезда ребёнок не погиб и даже не покалечился – дело десятое, когда домохозяйки достают платочки. Стоит ли добавлять, что с Жо она тоже сталкивается, и его судьба тоже благополучна – а о его приятеле забыли как о персонаже второстепенном? Под занавес отдают скупую дань исторической правде и логике, называя число погибших жертв облавы и напоминая, что из детей на самом деле не выжил никто. Бош, видимо, долго колебалась, какой фильм она снимает – о Холокосте или о детях, и последние победили. В «Облаве» так никого и не расстреляли и не затравили собаками при попытке к бегству, никто не умер на операционном столе или в пути, зато, шагая вдоль ограждения лагеря к его воротам, евреи поют, а в самом лагере танцуют под радио; да, не все немецкие солдаты были чудовищами, но здесь жестокость становится скорее исключением, чем правилом. На этом нейтральном фоне дети бегают , просто бегают: бегают с жёлтыми звёздами просить милостыни у оккупантов, бегают по стадиону и дразнят надзирателей, бегают по лагерю – никакие условия не в состоянии поколебать их незамутнённой жизнерадостности. Зрителю предлагается умиляться даже их не по годам вопиющей тупости, особенную неприязнь вызывающую во время облавы, когда «детским» вопросом а-ля «а где папа?» проваливались попытки взрослых спасти друг друга, солгав жандармам. Когда Аннет один раз сюсюкает с Ноно, это оправданно, второй раз – терпимо, потом от этого начинает тошнить, и кажется, будто упитанный малыш, обласканный доброй тётей и не подозревающий о том, в какую беду угодил, - единственная жертва фашистского режима. А когда эта жертва ещё и оказывается живой и практически невредимой, чувствуешь, что тебя крупно обманули, и к тому же поставили в неловкое положение: ругать кино о Холокосте – дурной тон. Нет, фильм хорош, и даже замечателен – в нём прекрасные драматические актёрские работы, даже эпизодические роли врезаются в память, а по-настоящему плачущая в кадре Лоран и мужественный Рено (само собой, между ними сквозит неслучившимся романом) и вовсе великолепны. В нём историческая достоверность, множество значимых деталей, кропотливо подобранный антураж, качественная съёмка, ответственность и добротность. В нём есть психологически неоднозначные, развивающиеся персонажи, переживающие самые различные эмоции без штампов, наигрыша и пафоса – естественно и искренне, что стало редкостью для кинематографа. И этот во всех отношениях замечательный фильм режиссёр утопила в розовых соплях с сахаром, даже глянцевого Гитлера в белоснежном кителе она заставила возиться с малышнёй, не замечая, что этим позитивным образом любящего папочки создаёт злую карикатуру на своё собственное творение. О том, что дети – цветы жизни, вне зависимости от расовой принадлежности, мы знаем, - и напоминания об этом не следует маскировать под трагедии, достойные более серьёзного разговора. [383x162]
Сильный фильм. Некоторые из моих знакомых его вообще не могут смотреть, а я смотрю достаточно спокойно. Просто потому что привык видеть хорошие вещи и реагировать на них достойно.
А не отмазываться "Я такое не смотрю.")