- Левка, ты почему мне такую книгу дал? Она же не о математике, совсем о другом. <...>
- Ты что, уже прочитал? - спросил он недоверчиво.
- Пока не всю, все не успел... Страшно , Левка.
- Страшно? Почему?
- Да мир-то вон какой! А я? А все мы, люди!.. Я, Левка, твою книгу читал и нет-нет да себя щупал: есть ли я на свете или только кажется?
- Нуи и что, нащупал?
- Есть, но уж очень, очень маленький. Все равно что и нет.
- А голову свою ты щупал?
- Ты, Левка, не смейся. Я серьезно.
- И я серьезно: пощупай голову, прошу.
Нет, Левка не улыбался, косил строго серым глазом на Дюшку.
- Голова как голова, Левка. Ты чего?
- А того, что она по сравнению со звездамии галактиками мала. Не так ли?
- Сравнил тоже.
- А в нее вся вселенная поместилась - миллиарды звезд, миллиарды галактик. В маленькую голову. Как же это?
Дюшка молчал.
- Выходит, что эта штука, которую ты на плечах носишь, таракан, - уж извини! - самое великое, что есть во Вселенной.
- Я... Я не подумал об этом, Левка. То-то и оно. Не размеры уважай.
В. Тендряков "Весенние перевертыши"
…Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определённых исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления (В. М. Садовский): «элемент в системе» и «система в элементе», «личность в системе общества» и «общество в системе личности». Детский взгляд на мир читающего книгу о вселенной героя повести В. Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши» ухватывает самую суть этого парадокса: «В самом начале задавался простой вопрос: «Как велик мир?» И дальше говорилось о… толщине волоса… Толщина волоса в десять тысяч раз меньше вытянутой человеческой руки. Вытянутая рука в десять тысяч раз короче расстояния до гор на горизонте. Расстояние до горизонта только в тысячу с небольшим меньше диаметра Земли. А диаметр Земли опять же в десять тысяч раз меньше расстояния до Солнца… мир безжалостно разбухал. А Дюшка съёживался, становился всё ничтожней - до ничего, до пустоты! …вместе с родной Землей, со своим родным Солнцем…» После этого ошеломившего его ощущения, ощущения крупинки в бесконечной вселенной, подросток задаёт другу вопрос, есть ли вообще он на свете. И тот просит его дотронуться до головы: «…Голова как голова… Ты чего? — А того, что она по сравнению со звездами и галактиками мала. Не так ли? — Сравнил тоже. — А в неё вся вселенная поместилась — миллиарды звёзд, миллиарды галактик. В маленькую голову. Как же это?.. Выходит, что эта штука, которую ты на плечах носишь… — самое великое, что есть во вселенной. И в самом деле захотелось вдруг до зуда в руках пощупать свою великую голову, начинённую сейчас вселенной». Личность Дюшки Чугунова, как бы она ни была мала по своим физическим размерам, вмещает в себя вселенную; человек как элемент системы может вмещать в себя саму систему. Этот парадокс системного мышления пока остаётся неразрешимым. Возможный выход из этой парадоксальной ситуации позволяет наметить заманчивая аналогия между личностью и микроскопической частицей, которую известный физик М. А. Марков назвал «фридмоном» в честь создателя космологической теории расширяющейся вселенной А. А. Фридмана. Особенность фридмона заключается в том, что, несмотря на его микроскопически малые размеры, в нём могут свёртываться и упаковываться целые галактики, большие миры упаковываются в малом мире. Миры во фридмонах, по предположению М. А. Маркова, должны обладать большим числом измерений, чем трёхмерное пространство и одномерное время. Из гипотезы учёного вытекает, что в принципе могут существовать микроскопические элементы, вмещающие в себя целые системы. По аналогии с гипотезой М. А. Маркова можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свёртывание пространства общественных отношений в пространство личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире. Подобное предположение не только открывает возможность для разрешения парадокса системного мышления, но и позволяет по-иному взглянуть на ряд эффектов, возникающих при приобщении личности к общественно-историческому опыту человечества…