Самое страшное, что может случиться, страшнее боли, лишений, голода и смерти - это СПИД. Сейчас нам уже не говорят о нем так часто, как раньше, но вовсе не потому что проблема не актуальна. Это чудовищная беда до сих пор ежедневно лишает людей всего, медленно и безжалостно.
Недожизнь, недосвобода, недолюбовь, недодружба - вот, что ждет персонажей фильма "Далласский клуб покупателей" после жуткого диагноза. Борьба даже не за свою жизнь, а за возможность существовать - против системы, против жадности, против непроверенных лекарств и против притеснения и недоверия.
В 85 году получить диагноз "ВИЧ" значило стать парией, изгоем, отверженным, униженным и бесконечно одиноким. Удел геев, наркоманов, бомжей и прочих "отбросов общества". Несчастными их делали не только бесконечно несправедливая система американской медицины (где возможность лечиться зависит от возможности платить), но и косность, глупость, брезгливость и страх собственных односельчан.
Через все это, пропустив через себя в полной мере, нужно пройти герою Макконахи, этому худому гению лицедейства - практически в одиночку. Эта мутация персонажа, разумеется, не шекспировского уровня - просто из обычного техасского быдла он превращается не в Человека, но в человека.
Отдельно стоит отметить самоотверженность Джареда Лето, который сыграл после "Реквиема по Мечте" свою самую саморазрушительную роль. Его герой (или героиня?) получился по-человечески слабым, но в своей слабости смелым и чутким. Величию калек - не песня, но рукопожатие.
Это не великая история. В ней нет ни драйва, ни рока, ни кучного саундтрека в стиле "Аферы по-американски", хотя по факту можно сказать, что фильм о такой же американской мечте и продаже её за хрустящие купюры. Или это про то, что шанс нужно продавать, чтобы он не обесценивался?
И вряд ли ей дадут Оскара, хотя она и выступает на поле/фоне очень такой же "Филадельфии". Разве что за перевоплощение Макконахи, убившего образ героя любовника худыми костяшками пальцев и дурацкой ковбойской шляпой.
Это человеческая история. Почти документальная (основано на реальных событиях), а потому тут нет героев, злодеев, гениев и безумцев. Тут есть обычные слабости, обычные люди, обычные чувства, которые нужно испытывать, чтобы оставаться человеком.
Итог - фильм хороший, человеческий, развивающий в нас сострадание и понимание, просто не надо ждать от него Голливудских феерий. Это важная история, она и не должна быть "крутой".
PS: Сцена с бабочками - как глоток воздуха в царстве экзистенциальной драмы.
[700x291]