Кто автор этого текста?
.... поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый ряд репрессий со стороны “власть имущих”, мстящих окраинам за их “свободолюбие”, – вызвали ответную волну национализма снизу, переходящего порой в грубый шовинизм. Усиление сионизма среди евреев, растущий шовинизм в Польше, панисламизм среди татар, усиление национализма среди армян, грузин, украинцев, общий уклон обывателя в сторону антисемитизма, – все это факты общеизвестные.
Волна национализма все сильнее надвигалась, грозя захватить рабочие массы. И чем больше шло на убыль освободительное движение, тем пышнее распускались цветы национализма.
В этот трудный момент на социал-демократию ложилась высокая миссия – дать отпор национализму, оградить массы от общего “поветрия”. Ибо социал-демократия, и только она, могла сделать это, противопоставив национализму испытанное оружие интернационализма, единство и нераздельность классовой борьбы. И чем сильнее надвигалась волна национализма, тем громче должен был раздаваться голос социал-демократии за братство и единство пролетариев всех национальностей России. При этом особая стойкость требовалась от окраинных социал-демократов, непосредственно сталкивающихся с националистическим движением.
Но не все социал-демократы оказались на высоте задачи, и прежде всего – социал-демократы на окраинах. Бунд, раньше подчеркивавший общие задачи, теперь стал выставлять на первый план свои особые, чисто националистические цели: дело дошло до того, что “празднование субботы” и “признание жаргона” объявил он боевым пунктом своей избирательной компании. За Бундом последовал Кавказ: одна часть кавказских социал-демократов, раньше отрицавшая вместе с остальными кавказскими с.-д. “культурно-национальную автономию”, теперь ее выставляет как очередное требование. Мы не говорим уже о конференции ликвидаторов, дипломатически санкционировавшей националистические шатания.
Но из этого следует, что взгляды российской социал- демократии по национальному вопросу не для всех еще с.-д. ясны.
Необходимо, очевидно, серьезное и всестороннее обсуждение национального вопроса. Нужна дружная и неустанная работа последовательных социал-демократов против националистического тумана, откуда бы он ни шел.
Что такое нация?
Нация – это, прежде всего, общность, определенная общность людей.
Общность эта не расовая и не племенная. Нынешняя итальянская нация образовалась из римлян, германцев, этрусков, греков, арабов и т. д. Французская нация сложилась из галлов, римлян, бриттов, германцев и т. д. То же самое нужно сказать об англичанах* немцах и прочих, сложившихся в нации из людей различных рас и племен.
Итак, нация – не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей.
С другой стороны, несомненно, что великие государства Кира или Александра не могли быть названы нациями, хотя и образовались они исторически, образовались из разных племен и рас. Это были не нации, а случайные и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя.
Итак, нация – не случайный и не эфемерный конгломерат, а устойчивая общность людей.
Но не всякая устойчивая общность создает нацию. Австрия и Россия – тоже устойчивые общности, однако, никто их не называет нациями. Чем отличается общность национальная от общности государственной? Между прочим, тем, что национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен. Чешская нация в Австрии и польская в России были бы невозможны без общего для каждой из них языка, между тем как целости Рос* спи и Австрии не мешает существование внутри них целого ряда языков. Речь идет, конечно, о народно- разговорных языках, а не об официально-канцелярских.
Итак – общность языка, как одна из характерных черт нации.
Это, конечно, не значит, что различные нации всегда и всюду говорят на разных языках или все, говорящие на одном и том же языке, обязательно составляют одну нацию. Общий язык для каждой нации, но не обязательно разные языки для различных наций! Нет нации, которая бы говорила сразу на разных языках, но это еще не значит, что не может быть двух наций, говорящих на одном языке! Англичане и северо-американцы говорят на одном языке, и все-таки они не составляют одной нации. То же самое нужно сказать о норвежцах и датчанах, англичанах и ирландцах,
Но почему, например, англичане и северо-американцы не составляют одной нации, несмотря на общий язык?
Прежде всего потому, что они живут не совместно, а на разных территориях. Нация складывается только в результате длительных и регулярных общений, в результате совместной жизни людей из поколения в поколение. А длительная совместная жизнь невозможна без общей территории. Англичане и американцы раньше населяли одну территорию, Англию, и составляли одну нацию. Потом одна часть англичан выселилась из Англии на новую территорию, в Америку, и здесь, на новой территории, с течением времени, образовала новую северо-американскую нацию. Разные территории повели к образованию разных наций.
Итак, общность территории, как одна из характерных черт нации.
Но это еще не все. Общность территории сама по себе еще не дает нации. Для этого нужна, кроме того, внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое. Между Англией и Северной Америкой нет такой связи, и потому они составляют две различные нации. Но и сами северо-американцы не заслуживали бы названия нации, если бы отдельные уголки Северной Америки не были связаны между собой в экономическое целое благодаря разделению труда между ними, развитию путей сообщения и т. д.
Взять хотя бы грузин. Грузины дореформенных времен жили на общей территории и говорили на одном языке, тем не менее они не составляли, строго говорят одной нации, ибо они, разбитые на целый ряд оторванных друг от друга княжеств, не могли жить общей экономической жизнью, веками вели между собой войны и разоряли друг друга, натравливая друг на друга персов и турок. Эфемерное и случайное объединение княжеств, которое иногда удавалось провести какому-нибудь удачнику-царю, в лучшем случае захватывало лишь поверхностно-административную сферу, быстро разбиваясь о капризы князей и равнодушие крестьян. Да иначе и не могло быть при экономической раздробленности Грузии… Грузия, как нация, появилась лишь во второй половине XIX века, когда падение крепостничества и рост экономической жизни страны, развитие путей сообщения и возникновение капитализма установили разделение труда между областями Грузии, вконец расшатали хозяйственную замкнутость княжеств и связали их в одно целое.
То же самое нужно сказать о других нациях, прошедших стадию феодализма и развивших у себя капитализм.
Итак, общность экономической жизни, экономическая связность, как одна из характерных особенностей нации.
Но и это не все. Кроме всего сказанного, нужно принять еще во внимание особенности духовного облика людей, объединенных в нацию. Нации отличаются друг от друга не только по условиям их жизни, но и по духовному облику, выражающемуся в особенностях национальной культуры. Если говорящие на одном языке Англия, Северная Америка и Ирландия составляют тем не менее три различные нации, то в этом не малую роль играет тот своеобразный психический склад, который выработался у них ив поколения в поколение в результате неодинаковых условий существования.
Конечно, сам по себе психический склад, или – как его называют иначе – “национальный характер”, является для наблюдателя чем-то неуловимым, но поскольку он выражается в своеобразии культуры, общей нации, – он уловим и не может быть игнорирован.
Нечего' и говорить, что “национальный характер” не представляет нечто раз навсегда данное, а изменяется вместе с условиями жизни, но, поскольку он существует в каждый данный момент, – он накладывает на физиономию нации свою печать.
Итак, общность психического склада, сказывающаяся в общности культуры, как одна из характерных черт нации.
Таким образом, мы исчерпали все признаки нации.
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей,* возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Ну что? Чей это текст?
Исходное сообщение Drewp Насчёт "...говорящие на одном языке Англия, Северная Америка и Ирландия". У Ирландии есть свой собственный язык, гэльский. Английский язык им "соседи" навязали, огнём и мечом, как говориться. Великий Голод середины 19-го века "помог" в этом плане. А так же, введение обязательного образования на английском языке и запрет в школах на ирландский. Отсюда - и ответная волна ирландского национализма, как в вышеприведённом источнике сказано.Drewp, англичане всегда порабощали народы и навязывали свой язык. В той же Австралии больше 15 миллионов человек говорят по-английски.
Исходное сообщение stepkin это говорит о вашем скудоумии _______________________ Любите Александра Исаевича мудрая Кошка?stepkin, фантастику о 100 миллионах репрессированных многие любят: Солженицина в школьную программу либерасты включили. Хотя, вроде и Прилепина включили тоже... Как бедным школьникам в этом противоречии истину найти?
Исходное сообщение stepkin https://youtu.be/holsD0MG0FY Еще одно мнение о писателе Прилепинеstepkin, а я привык пользоваться своей точкой зрения
Исходное сообщение Drewp Вступлюсь за Солженицына. Читал только "Раковый корпус". Вполне себе хорошая книга. Хоть я и не либерал(ст). Памятуя о моём пионерско-комсомольском детстве, я, в нынешних условиях, скорее всего социал-демократ.Drewp, Сознаюсь честно, не читал Солженицина вообще... пытался начать, но, "не мой слог". Обожаю стихи Пастернака, те, что в "Докторе Живаго", но самого "Доктора..." начал читать и бросил. Фильм посмотрел... Получается, я сам ни как не могу охарактеризовать литературную ценность произведений, которые не прочёл целиком. Но речь не об этом. Речь только о приводимых в "ГУЛАГе" цифрах и фактах, которые благодаря "художественному вымыслу", зашкаливают на фантастическом уровне, на что в своей программе Прилепин и указал. Вообще Прилепин - интересный чёрт. Я часто смотрю его программу "Уроки русского". Хоть я далеко не всегда согласен с его выводами, но я ни разу не смог уличить его в искажении исторических фактов и цифр, как бы я не старался придраться. Но я отношусь с уважением к позиции и убеждениям, подкреплёнными не только эмоциями, но и железными фактами. Ну, а факты ведь тоже каждый трактует по-разному, опираясь на свои стойкие убеждения и эмоции. Но... факты на многое открывают глаза, и их не стоит игнорировать. Я в юности учился находить информацию, сопоставлять факты, находить и синтезировать причинно-следственные связи. "Школа", которую я прошёл ещё в Тбилиси, позволяла мне узнавать об окружающих, с достаточной достоверностью информацию, о которой, как им казалось, они никому не сообщали. И, соответственно, сам "врал" о себе в "проговорках" и оговорках... В тбилисской среде, где царил мир лицемерия и интриг это меня выручало. Ну... про "враждебную среду" я писал... повторяюсь... С момента моего приезда в Ставрополь, я сказал себе: "Саша, Россия - твоя страна. Здесь - мирный российский народ. Живи по-совести". И я ни разу больше не воспользовался своими навыками, хоть, сознаюсь, в первые годы работы в нашей конторе, желание было. Трудновато было оставлять безнаказными пакости единичных наивных хамов, но я стойко продержался, хоть и в ущерб своим нервам. Тбилиси был в конце 80-х полигоном формирования дезинформации, на котором через литовских посредников начинали отрабатываться цветные революции и сарафанное радио массовой дезинформации. В апреле 1989-го, с виду нормальные люди, несли полную чушь. Но тогда не все западные организации оказались завязаны в одной теме. Представители Красного креста, к примеру, возмутились: "Зачем вы нам даете кровь наркоманов? Где анализы отравленных людей?" Французских и бельгийских врачей обвинили в том, что их "подкупила" Москва. А литовские "товарищи" тогда, совершенно открыто сказали З.К. Гамсахурдиа: "Хорошо, что после разгона митинга есть жертвы". Мантра "Грузинов убивали только за то, что они грузины" и сказка о русском десантнике, гнавшемся за старушкой 1,5 км, и зарубившем её сапёрной лопаткой - были в топе популярности. Однако то, что металлической арматурой "мирные митингующие" покалечили более 100 невооружённых солдат внутренних войск (некоторые из ребят получили и ножевые ранения в спину), как-то умалчивалось. Я не причисляю себя ни к какой партии или движению. Я точно не националист. И я патриот России. А к моей позиции в необходимости военной операции России на Украине, меня подвели мои умозаключения, сформировавшиеся задолго до этой операции. А значит и мои убеждения и моя позиция, в свете нынешних событий не поменялись. Да, мне очень жалко и тех людей, чьи страдания и смерть принесли военные действия, прервав мирную жизнь. Но у меня ни капли сомнения в том, что без упреждающего удара России было бы хуже всем: и тем, кто на Украине, и нам с тобой! Не торопись с выводами... Давай дождёмся новых фактов... Мир к нашим народам вернётся, и всё расставит по своим местам! P.S. Увы, не умею кратко излагать мысли, поэтому мало кто выслушивает меня до конца.