Сколько времени среднестатистический человек тратит в дороге на работу? Если предположить, что поездка занимает час в обе стороны, за год получится почти 270 часов. За всю жизнь (среднестатистическую) -- более 618 суток у женщин, и почти 721 -- у мужчин.
Начнем с самого распространенного вида запорожского транспорта -- маршрутного такси. Для горожан -- это самый быстрый, удобный, но не самый надежный и дешевый способ передвижения.
Конечно же, в экономии времени. Маршрутка, в среднем, едет со скоростью 70 километров в час, поэтому добраться, например, от вокзала Запорожье-1 до площади Ленина можно за полчаса. Явный плюс -- хоть в снег, хоть в дождь внутри авто чувствуешь себя сухо и комфортно, если, конечно, нет давки.
Переполненные маршрутки. В час пик такая езда превращается в экстремальное развлечение. Желая опередить конкурентов, водители проделывают всевозможные зигзагообразные па, напрочь забывая, что в салоне находятся люди. Был случай, когда счастливый отец ехал из роддома -- у него сын родился, -- с трудом умостившись в переполненное авто, повернулся к одному знакомому с вопросом: "Выпить хочешь? У меня сын родился!". Тот возьми, да ответь: "Да". Новоиспеченный папаша откупорил бутылку с шампанским, достал припасенные для такого случая стаканчики, начал угощать всех, кто был в маршрутке. В общем, доехали весело.
Когда-то я торжественно клялась, что больше никогда в жизни не сяду в троллейбус. Погорячилась. Кто ж знал, что проезд подорожает? Теперь сей вид городского транспорта мне очень даже симпатичен. Собственно, как и трамваи. Помню, в детстве мне очень нравилось ездить в этих желтых вагончиках, завораживающе стучащих железными колесами по рельсам. Причем нужно было сесть именно в красное кресло, почему-то тогда оно мне казалось каким-то инопланетянским.
Дешевизна. Электротранспорт -- самый дешевый, в смысле оплаты за проезд. Экономишь целый рубль только в одну сторону. Еще есть шанс стать удачливым обладателем "счастливого билетика". Может быть, успеха он и не принесет, зато положительный заряд энергии на целый день обеспечен. Может, и правда, что его нужно съесть, чтобы подействовало?
В чем минусы
Драгоценное время, которое безжалостно убивается. Если на дорогу маршрутка тратит, например, минут 30, то на рогатом монстре будешь ехать в два раза дольше.
Короли ночных дорог -- такси -- занимают не менее прочные лидирующие позиции.
Как известно, в ночное время транспорт практически не ходит. Чтобы не жить на остановках, есть выход -- вызвать такси. Во-первых, удобно. Во-вторых, тебя доставят в любую точку города. В-третьих, с таксистами всегда есть, о чем поговорить. Такого количества душераздирающих историй, наверное, не слышал никто. В общем, таксист может быть жилеткой, в которую можно поплакаться.
Поездка на такси -- удовольствие не из дешевых. Так, например, с проспекта Металлургов до "Запорожья-1", в среднем, на проезд вы потратите до 25 гривень. Если водитель занимается частным извозом, то стоимость проезда увеличится.
Велосипеды становятся все более любимым транспортом горожан. Увидеть велосипедиста в обтягивающих шортиках и ярком шлеме, энергично крутящего педали на улицах Запорожья, не составит труда.
Ты можешь сам контролировать скорость и время передвижения. В среднем, велосипедист едет со скоростью 15-21 километров в час, в зависимости от качества дороги и погодных условий. Помню, как-то спускалась с очень крутой горки: скорость 65 километров в час, адреналин зашкаливает, чувство свободы и легкости -- ощущения невероятные.
Помимо экономии средств на проезд, езда на велосипеде -- хорошая тренировка мышц и выносливости. Кстати, на байке можно спокойно поехать за город на выходные, поверьте на слово, увлекательное приключение.
Вряд ли кто-то рискнет ехать на велосипеде во время гололеда или проливного дождя. Также в Запорожье еще не предусмотрены стоянки для веломашин, поэтому парковка двухколесного друга надолго -- головная боль велосипедиста.
Покупка и обслуживание байка -- удовольствие не из дешевых. Конечно, можно купить велосипед и за 600 гривень, но хороший байк стоит от 2,5 тысяч. Если приплюсовать к этой сумме деньги, потраченные на облагораживание техники, спецодежду и прочие мелочи, сумма выльется приличная.
Весь мир переживает скутерный бум. Например, в Америке каждый третий владелец автомобиля желает пополнить свой технический арсенал скутером.
В чем плюсы
Прежде всего скутеру, как и велосипеду, не страшны никакие заторы на дорогах. Но в отличие от последних, средняя скорость скутеров -- 40-50 километров в час. Ты гораздо быстрее доберешься до места назначения, плюс ко всему -- отпадает надобность крутить педали. Экономия сил и времени налицо. Самый главный козырь -- низкий расход топлива. Так, в среднем, на 100 километров понадобится всего-навсего от двух до четырех литров бензина.
В чем минусы
Опять же, возможности скутеров ограничивают погодные условия. Стоимость техники, в среднем, от 2,5 тысячи гривень (б/у), в зависимости от качества и новизны.
Еще одним новшеством города стали велорикши. Все, что от тебя требуется -- заплатить деньги за проезд. Остальное возьмет на себя рулевой, который будет усердно крутить педали.
Ты просто сидишь, наслаждаясь поездкой, окрестными пейзажами и музыкой, разрывающей шум проезжих машин и проходящих людей. Кроме того, стоимость проезда -- 50 копеек в минуту. До ближайшей остановки можно добраться за пять минут, потратив при этом 2,5 гривни. Зато с ветерком и музыкой.
На далекие расстояния велорикши не ездят. Проверено. Как-то на бульваре Шевченко подошли к одному такому извозчику, попросив довезти до Песков. Очевидно, парень плохо ориентировался в городе, или же просто растерялся. Изначально не выражая не малейшего удивления, он развернулся в сторону Набережной, указав рукой вдоль бульвара, спросил: "Это туда?" После кратких объяснений, что это совсем в другую сторону, решил удостовериться, все ли он правильно понял, переспросил: "Это что, до "Запорожья-1"? -- "Немного дальше". Его удивление не знало границ. От своей затеи мы отказались.
Еще один минус -- время. На дорогу, в зависимости от расстояния, его потребуется немало.
Если есть желание погрузиться в мир прекрасных дам и благородных джентльменов, можно прокатиться на конной повозке. В городе я их видела только две, но, возможно, в скором времени количество извозчиков увеличится.
В чем плюсы
Свежий воздух (настолько свежий, насколько это возможно в Запорожье). Мерное постукивание подков о черное тело асфальта. Очень романтично выглядит со стороны. Огромный плюс для влюбленных: взять бутылочку вина (или кому что по душе), поудобней умоститься и поворковать. Сидите, забыв о городской суете, наслаждаетесь поездкой. Единственное, что может ее омрачить -- торчащие болты, которыми крепят доски сиденья, впивающиеся в филейные места.
Кстати, один мой знакомый решил разнообразить свои будни и доехал домой именно на такой повозке. Расстояние было невелико, всего 15 минут пешком, но заплатить за удовольствие пришлось 10 гривень.
Дорого! Стоимость часа езды колеблется от 70 до 150 гривень. Плюс ко всему, если погода не летная, то и поездка будет не ахти. Если вообще извозчик выедет на свой маршрут.
Прибегнув к несложным подсчетам, можно высчитать: если человек ежедневно на проезд в маршрутках тратит от трех до шести гривень -- в среднем, ежемесячно уходит от 60 до 140 гривень. В год -- 720-1680 гривень.
Если приобрести недорогой велосипед, он оправдает себя в ближайшие полгода, но только при условии, что ездить по городу придется только на байке. Что, в общем-то, нереально.
Скутер оправдает расходы в течение года-двух. К сожалению, это время не обойдется без поломок и дополнительных затрат на обслуживание.
Выбрав троллейбус и трамвай, будете тратить одну-две гривни в день. Соответственно, в год потратите всего лишь от 240 до 480 гривень. Для сравнения: на маршрутках, в среднем -- от 480 до 1200 гривень.
Конечно, можно еще разводить лошадей, запасаться сеном на зиму, и рассекать по городу на своем копытном транспорте. Это на любителя. Счастливой дороги!
Юлия Чекалева ( чудесная девушка - ред.)