Первое, что впечатлило нас по приезду в Запорожье - это пыль. Просто пыль, но которая, как создается впечатление, лежит ровным слоем на всем: на дорогах, домах, машинах, людях. Подбежавшие прямо к вагонам зазывалы-таксисты упрямо пытались уговорить нас сесть в машины, большая часть которых даже на свалке смотрелась бы металлоломом. Возраст машин и их сомнительное техническое состояние было вторым сильным впечатлением.Колдобины в тротуарах на нашей улице впечатлением назвать трудно: они нас не удивили - скорее удивило то, что они все там же, все так же хорошо поживают и даже размножаются. В недавно перечитанном фантастическом рассказе времен 80-х герой построил машину времени и махнул на 20 лет вперед. Так вот, если бы такой путешественник из 80-х годов вдруг очутился бы в одном из спальных районов Запорожья, он бы не очень удивился: дома все те же, дороги все те же, машины все те же, даже знакомые трещинки в асфальте все на месте. У него даже был бы шанс отыскать на стене троллейбуса нацарапанное им лет 20 назад слово, потому что троллейбусы тоже не менялись уже лет ...цать.
Никуда не делся ни Днепрогэс, ни даже памятник Ленину. Современные коммунисты, правда, не очень-то за ним следят, но зато женящиеся пары по-прежнему возлагают ему цветы.
Вряд ли из-за признания заслуг, просто дань традиции. Если на месте Ленина вдруг оказался бы Мао Дзе-Дун, я думаю, пары все так же носили бы ему цветы, просто от этого памятника получаются великолепные фотографии с видом на Каховское водохранилище и Днепрогэс.
Все так же сидят старушки на скамейках у подъездов, перемывая косточки всем входящим, все так же "забивают козла" мужики за покосившимися столиками. Эти столики и скамейки любовно устраиваются, заплетаются виноградом от жаркого солнца, кое-где сиденья сменили выброшенные кем-то диваны, а прогнившие спинки латаются фанерой, вокруг в самодельных клумбах растут простенькие цветы - ведь это настоящие клубы, единственное место общественной жизни стариков, привыкших обходится без парков и консьержей.
Но если удалиться немного от спальных районов, изменения станут более заметны. Появилось очень много магазинов, магазинчиков и фирмочек, и их пестрая реклама сразу заметна на дороге: рекламы значительно больше, чем дорожных знаков. Почему-то большинство этих фирм имеют в названии слово "элитный": элитная обувь, элитная аптека, элитные спиртные напитки. Многие названия написаны на иностранных языках или имеют иностранное происхождение. В Париже иностранные названия обычно указывают на страну происхождения хозяев заведения, здесь же - от желания выделиться. Причем ни витрина, ни название чаще всего ничего не говорят о том, чем же торгует магазин. Чем может торговать магазин с псевдофранцузским названием "Папиллон" или "Гранд"? Да чем угодно. От ювелирных изделий до мебели. Кстати, еще одно впечатление: мебельный магазин в полуподвале. В голове тут же роятся жуткие картины, как эта мебель в полуподвал попала и каким способом ее оттуда придется забирать покупателям.
Еще одно сильное впечатление: количество пива, продаваемого на каждом углу, и количество народа, пьющего это пиво. Все возраста, как любви, покорны пиву: мы видели и бабушку с пивом в руке, и почти девочку. С пивом ходят, ездят в транспорте, и, безусловно, сидят с пивом на лавочках, прямо под вывеской вроде "элитные спиртные напитки".
По телевизору каждая вторая реклама - это реклама пива, и, справедливости ради надо отметить, что только реклама пива отличается каким-то качеством, все остальные рекламы смотреть просто невозможно. Нет реклам машин, духов, банков, зато море рекламы продуктов, стирального порошка и зубной пасты. Но каждая вторая - про пиво!
В субботний вечер город просто наводняется пивными компаниями: все высыпают на проспект и бульвары города с бутылкой живительного напитка. Просто сидят на лавочке и его пьют.
Впрочем, мы вспомнили, что когда мы четыре года назад были в Киеве, традиция собираться вечерами на Крещатике просто попить пивка нам ужасно нравилась: это была хоть какая-та попытка отвлечься от повседневной суеты.
Еще из первых впечатлений: отсутствие ремней безопасности в машинах. Их заботливо заправляют за сидения, "чтобы не мешали", и все поголовно обходятся без них. Больше всего этих ремней не хватало в маршрутках: в них трясет, как в тренажерах для космонавтов. Причина ясна: дороги и скорость. Гоняют по дорогам быстро, а колдобины и трещины, как я уже говорила, никуда не делись.
Но мастерство водителей все равно впечатляет: канализационные люки, сделанные не запoдлецо с дорогой, а сантиметров на 10 выше или ниже - не редкость. Поэтому гонять на скорости - занятие не для слабонервных. Может быть именно чтобы лучше видеть сюрпризы дорог многие ездят с противотуманками? Не с ближним светом, а именно с противотуманками. Теоретически это должно лучше освещать ближний участок дороги, и ночью на неосвещенной улице это может быть важно. Правда, почему машины ездят с противотуманками даже днем в солнечную погоду, так и осталось для нас загадкой.
Еще в городе много заводов и проводов. Когда живешь в Запорожье, ни того, ни другого сильно не замечаешь: это становится повседневной деталью пейзажа. Но вот приехав после долгого отсутствия явственно чувствуешь эту промышленную нотку.
Из-за сложностей с экологией уже никто не доверяет водопроводной воде: воду здесь покупают. Покупная же вода берется из водопровода, но с помощью обратного осмоса и озона. Получившаяся вода вкусна, гигиенична и недорога. Еще раз задумались, а не купить ли нам установку обратного осмоса.