Все, кому надоели официальные празднования дня рождения страны24-25 августа, могли отправиться в близлежащее Гуляйполе. Там проходил первый фестиваль «День Независимости с Махно». А где Махно -– там и анархия. Писатели и музыканты всех мастей в тельняшках и шинелях, настоящие тачанки с пулеметами, армейские палатки и полуголые девушки, испещренные произведениями украинских «мытцив», потрясающая музыка и декалитры алкоголя, метание томатов в портреты украинских политиков и концентрированный аромат свободы… Что еще нужно, чтобы достойно отметить самый главный украинский праздник?
До начала фестиваля остается пара часов, стадион почти пуст. Зато улицы райцентра, как никогда, многолюдны. Причем людьми далеко не рабоче-сельского вида: в вышиванках, ирокезах и тельняшках. Местные выдают себя удивленными взглядами и растерянным поведением.
Дабы поглубже окунуться в атмосферу полной независимости, решаем прогуляться по местам боевой славы Нестора Ивановича. Оказывается, выдающихся мест в Гуляйполе не фонтан: мемориальная доска «здесь был-жил Махно», памятники Кирову и комсомольцу в буденовке, краеведческий музей «от мезозоя до вчера» и секс-шоп. Может, я культурно необразован, но последнему, почему-то, уделил наибольшее внимание – ну чем не культурный феномен?
На этом экскурсия по родине украинской анархии завершилась и начался сам фестиваль.
Открылся фестиваль под аккомпанемент оркестра внутренних войск, на который, по совести, обращал внимание только дирижер. Все же остальные предвкушали анонсированные гонки на тачанках.
Правда, вместо них зрителей ожидал этакий променад с участием всех творчески мыслящих: деятели украинского искусства взбирались на телегу, наворачивали кружок вокруг стадиона, попутно приветствуя всех и вся, и уступали место другим, не менее талантливым. Хорошо хоть, тачанки не подкачали –- их внешний вид наталкивал на мысли об ограблении какого-нибудь музея. Тут тебе и пулемет, и кучер, и настоящие кони.
Походив в народ, украинские писатели таки решили заняться делом, и открыть культурную программу гуляний. Первыми шли «Махновские чтения». Их принцип довольно прост: берется тачанка, на нее водружается украинский литератор с собственным произведением, и начинает это произведение доносить массам. На правах ведущего чтения начал харьковский поэт и писатель Сергей Жадан. За ним шел выряженный в цыгана писатель Юрко Покальчук, дальше -- лауреат Шевченковской премии Олесь Ульяненко, который, правда, кроме «Б..!» ничего толкового не сказал.
И понеслось: львовский поэт Назар Федорак, Сергей Пантюк, Роман Скиба, Дмитрий Лазуткин, всех не упомнишь. Короче, ни один ценитель украинской литературы обделен не был -– тут тебе и проза, и поэзия, и юмор, и писательская харизма.
Значение этого удивительного термина я понял сразу после чтений, когда вокруг замелькали полуобнаженные девушки всех возрастов. Оказывается, я стал участником представления «Поэтический боди-арт». Суть: известные украинские литераторы выводили на обнаженных телах всех желающих строки из своих произведений, а потом демонстрировали свои шедевры окружающей публике.
Юрко Покальчук обрисовал сразу двух девушек, причем далеко не совершеннолетнего вида. Поэтесса Света Поваляева расписала кучерявого Ваню, друга Сергея Жадана. А поэт Дмитрий Лазуткин так увлекся, что, кроме собственных поэзий, испещрил девушку всевозможными зайчиками и цветочками.
Среди окружающих тут же возникла идея: предложить подобную методику на вооружение министерства образование. Все были уверены, что качество запоминания «Евгения Онегина» заметно увеличилось бы.
Музыкальная программа шла в ногу с литературной. Тот же драйв, то же перенасыщение эмоциями. Начал его коллектив «Русичи», потом была наша запорожская «Хорта», в тему исполнившая свой хит про «Металлург» -- может, поэтому мы и выиграли у «Зимбру»? Особо отличились две полтавские команды «Трансформ ер» и «Арахнофобия» -- хотя, я бы на месте организаторов как-то дозировал драйв. Нельзя же столько интересного и сразу.
Настоящим открытием стал «Вася клаб», как выразился товарищ: «Я чуть не переломался в пяти местах! Вот это рок-н-ролл». Затем была группа «Вертеп», чуток разрядившая витавший в воздухе адреналин –- этакий спокойный рок-фолк.
Ну и, наконец, появились настоящие мастодонты украинской рок-сцены «Кому вниз». После их выступления люди на полном серьезе собирались умирать –- мол, больше ничего интересного в этой жизни не осталось.
После этого музыкального великолепия наиболее стойкие были приглашены на так называемую «Бардовскую ватру» -- здесь можно было услышать тех же исполнителей, но в более узком кругу и не так громко. Правда, когда у одного из костров начали петь ДДТ, к «москалям» подошел молодой человек необщительного внешнего вида, и ударил певца в лицо. Довольно спорный способ обучения «рідній мові», не так ли?
Утро второго дня было омрачено некими неизвестными барабанщиками, которые били чем попало по железным бочкам и в довольно-таки нецензурной форме призывали окружающих прекратить спать! Большинство прислушалось к совету молодежи и веселье продолжилось.
Очень сильно поражала близость людей искусства к простому народу –- в рядом стоящем ты мог запросто обнаружить организатора фестиваля Олеся Дония, а в выплясывающей девушке легко было узнать киевскую поэтессу Светлану Поваляеву.
Может потому, что гонки на тачанках на этот раз не вызвали такого интереса, чтения получились более централизованными и менее анархичными. Когда на тачанку вылез культовый художник и писатель Лесь Поддеревьянский и своим специфическим голосом исполнил одну из своих пьес, моментально вернулось вчерашнее ощущение вседозволенности. Но одной пьесой художник не отделался – зажатый со всех сторон поклонниками и журналистами, он раздавал направо и налево небанальные автографы из одного слова «х…», попутно отвечая на вопросы прессы.
Закончив с формальностями, Поддеревьянский приобщился к забрасыванию портретов политиков помидорами, целясь почему-то исключительно в Виктора Федоровича. Данная акция проходила под названием «Томатный лидер нации».
Далее, как истинный читатель харьковчанина Сергея Жадана, я присоединился к его поклонникам -– Сергей зачитывал избранные отрывки из «Анархии» и «Цитатника». Кстати, в ближайшее время все книги Сергея будут переизданы, и в продаже наконец-то появится вышедший маленьким тиражом «Биг мак».
Правда, в нагрузку пришлось выслушать пару отрывков из нового произведения Юрка Покальчука –- витиеватые изложения не для слабонервных об изнасилованиях и прочей половой вакханалии.
А вечером полуизможденный коллектив поклонников Махно добили своими выступлениями «Перкалаба», «От вінта» иЦе міцне». О «Бардовской ватре» речи уже никакой не шло –- тут бы не умереть от передозировки эндорфина и накопленной усталости. «
А вообще, всех ощущений не передашь, их очень много, они путаются и скачут. Но стойкое желание вернуться не выветрилось до сих пор! Единственное, что я знаю точно -- больше никогда день рождения своей страны я не отмечу посреди скучного города, в компании молодежи с рабочих окраин, моря пива и потрясающе попсовой музыки.
Теперь гулять –- только в поле!
Максим Щербина , "ОСТРОВ СВОБОДЫ" "Остров Свободы"