Бродя по просторам русского Интернета поражаешься огромному числу записей, сделанных в бесчисленных домашних студиях самодеятельными музыкантами (selfmade, самоучками). Главное чувство, которое испытываешь, прослушивая их — разочарование, так как редко можно услышать что-то осмысленное, почувствовать вдруг то «содержание», вдохновившись которым композитор создал новую, необычную мелодию, гармонию или форму, именно такие вокальные партии, выбрал уникальный набор инструментов и фактуру изложения. Непохожее ни на что ранее слышанное! Если говорить о самодеятельной песне — музыка часто вообще не связана со стихами, несущими в песне основную смысловую нагрузку, она лишь создает фон для их лучшего восприятия и сыгранная сама по-себе совершенно не интересна. Большая редкость, когда наоборот, - музыка богаче стихов и интересна сама по себе. Тогда можно петь почти любой текст — и песня получится, и станет популярной!
Теперь о музыке, которую называют «программной», противопоставляя ее легкой музыке и эстраде. Век ХХ оставил нам традицию, по которой к программной музыке относят симфонии, поэмы, баллады, сонаты, увертюры — то есть произведения, относящиеся к академической музыке крупной формы, имеющие сложное «содержание» и строение. Характерной чертой такой музыки ХХ века было использование по большей части акустических инструментов, больших инструментальных составов. Яркий пример расширенного инструментального состава — концерт для рок-группы и большого симфонического оркестра (имеется в виду творчество рок-группы Deep Purple — альбом Concerto for Group and Orchestra (в исполнении Deep Purple и the Royal Philharmonic Orchestra), записанный на концерте в Ройал Алберт-холле 24 сентября 1969 года .
В ХХI веке появилось множество произведений программной музыки, в которых используется минимум акустических, но огромное число электронных инструментов, в том числе семплерных, либо реализованных на основе компьютерного моделирования.
Реалистично звучащие компьютерные модели акустических и аналоговых электронных инструментов, синтезаторов первой волны (таких, например, как Minimoog) создают новую палитру красок, которая может быть использована для выражения самого сложного «содержания». Однако возникла парадоксальная ситуация — при всей богатейшей палитре новых музыкальных инструментов, содержательность музыки уменьшилась. С одной стороны, музыка стала жертвой коммерциализации, ведущей к однотипности, навязыванию форматов со стороны СМИ. С другой стороны резко снизились доходы композиторов и исполнителей из-за развития новых способов коммуникации на основе Интернет, подорвавших финансовое благополучие крупных студий звукозаписи, звукозаписывающих компаний, - достаточно вспомнить недавнюю попытку компании EMI продать легендарную студию «Abbay Road», которую спасло от продажи и уничтожения только решение британского правительства признать ее исторической достопримечательностью. Теперь во внутренний интерьер студии можно вносить изменения только с учетом важности исторической ценности студии (подробнее об этом см.: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/02/23/n_1461315.shtml)
Несмотря на плохие времена, студия Abbay Road выжила, более того, можно слушать записи, сделанные в ней в режиме Live (реального времени) — слушать всем: http://www.abbeyroad.com/livefromabbeyroad/