Посещая Париж (эх, когда, когда же мы встретимся вновь?!), я всегда хожу в Гранд опера и в Комеди Франсез. И поскольку по-французски я не говорю, то всегда выбираю пьесы Мольера, которые знаю почти наизусть. В Москву же привезли тяжеловесную "Лукрецию..." Виктора Гюго. И что интересно, вроде субтитры должны облегчать процесс, но актеры говорят очень быстро, и ты просто не успеваешь их читать и одновременно следить за действием. Да еще и без антракта в переполненном зале МХТ!
Постановку Дени Подалидеса нельзя назвать новаторской, прямо скажем. Декорации в мрачных тонах и условны: Венеция обозначается гондолой во всю сцену, шестами-причалом и масками. Кое-как намечен дворец в Ферраре, а покои принцессы вообще практически пустая сцена. Играют как обычно в Комеди - т.е. по-старинке, с хрипотой в голосе, с декламацией, с пафосом. Такого и в Малом театре сейчас не увидишь.
Сначала идет тяжело (еще и из-за необходимости отвлекаться на субтитры), но потом как-то втягиваешься в мрачный мир ядов и отравителей, кинжалов и братоубийц. Центром этого мира является эдакая средневековая Мессалина - Лукреция Борджиа в исполнении Эльзы Лепуавр. Великолепная актриса. Только ради ее игры стоит идти. Пьеса практически с античным накалом страстей (как я говорю - все долго страдали и умерли), разбавляется легкими репризами *в сторону*, вроде "Скорее я поверю, что папа Александр IV верит в Бога!" и самим выбором актеров (роль незаконного сына Лукреции, Дженанаро, играет чернокожий актер, и закрадывается мысль о новом прочтении пьесы - ладно, инцест, дело-то обстоит еще хуже). И только французы могут так органично сочетать трагическое, пафосное и смешное.