[300x204]
НАДЕЖДА ЛАВРЕНЮК. НАШЕ НЕУМИРАЕМОЕ ТЕЛО.
Какая идея смогла бы объединить всех людей на Земле? Привести их к единомыслию, к единодушию, к сотрудничеству? Задумались на одном из занятий по культурологии студенты Брестского государственного университета. Из какого ядра может вырасти живая неумираемая культура, совершенствующая человека?
Кто-то сразу стал убеждать, что это идея спасения, просматривая ее при этом в разных вариантах: и как идею спасения детей, и как идею спасения от экологической катастрофы. Кто-то сказал: это могла бы сделать идея разоружения или идея мира. Вспомнили свободу, равенство и братство. Очень интересные мысли возникли в связи с идеей любви, но тут же поднялся вопрос: а что такое любовь? Есть ли она в нашей реальности? Кто-то заметил, что путь к ней тернист и труден, и прежде чем дойдешь до любви, по дороге, как в сказках, встретишься с кознями недремлющего злого духа и бабы яги. Например, натомят голодом, а потом начнут потчевать отравленной пищей. И все это злонамеренно. Горе тому, у кого не хватит терпения и силы отказаться, и он бездумно набросится на предложенное. Тут же вспомнили о добре. Возможно, именно оно как природное ядро хранит в себе нашу оберегающую друг друга жизнеспособность, общность развития. Не забыли и о том, что “красота спасет мир” (Достоевский) или “осознание красоты спасет мир” (Рерих).
От поисков идеи перешли к размышлениям об объединяющей роли духовности, веры, универсальной церкви, государства. Возникло предложение: объединиться в каком-то деле. И тут же выпрыгнула ирония:
— В каком? Снова строить пирамиду или вавилонскую башню?
— Уже ведь строим храм Христа Спасителя!
Но общее мнение скоро серьезно и устойчиво определилось на том, что это должно быть дело жизни. Пошли уточнения: может, определит стремление к продлению жизни людей и реальные дела в этом направлении?
Тут же возражение:
— Сколько дано, столько и проживет каждый!
Возникла дискуссия:
— Но ведь можно хоть что-то сделать, хоть как-то измениться, чтобы стать здоровее и хоть немножко дольше жить!
— Что? – возразил все тот же студент.
— Ну, тебе хотя бы перестать курить!
— Знаете, как это трудно...
— Заниматься тем, что от души идет, а не тем, что заставляют делать...
Размечтались о планете как общем уютном доме и о всех людях как членах одной семьи... Кто-то вспомнил, что мы все едины в Адаме, в праотце, и предложил в этой изначальной общности осуществить поиск.
Захотелось развить эту мысль. Она оказалась родственна ядру учения Иванова, которое прорастает со всех сторон в разных природных формах, являя побеги древа жизни, хотя все еще не прояснено в нашем сознании с достаточной отчетливостью.
Духовное древо обычно проявляют дела, а результаты этих дел – плоды его. По плодам узнается всякое дерево! Не случайно говорится, что вера без дел мертва, ничего не прорастает в естество реальной жизни в таком случае, не наполняет живым дыханием... Не случайно в Библии дан совет настоящего Учителя отличать от лжеучителей по делам Его. И Иванов в “Детке” (одиннадцатый пункт) просит: “Прочитал – хорошо. Но самое главное – делай!” Призыв к делам и деланию звучит в его рукописях постоянно: “Не веришь? Не надо. Главное – делай! А получишь – поверишь!” И еще он написал: “Ваше дело – мое тело, мое дело – ваше тело!” Начнешь делать и, конечно, поверишь, потому что получишь плоды, результаты дела духа жизни, проявляющие себя в здоровье. Только трудно именно делать, оставить своеволие и по просьбе выполнять “Детку”. Именно так, делом жизни, назвал свою “науку – живую практику” Иванов. Духом жизни в природе произрастают естественные дела и формы. И Иванов просил человека, прежде всего, стараться быть не злым или добрым (как плоды с дерева познания добра и зла), а живым и естественным, значит, и не вредным в природе.
А что такое естественный человек? И как нам говорить о естестве без привычных оценок с позиций добра и зла, как нам говорить о делах вне привычного потока нашего сознания, ведущего каждого и всех к смерти? Как реализовать мысль: “Умирать научились. Теперь надо научиться жить. Жить надо, а умирать не надо!”? Как получить силы и качества другого духа, духа жизни? То есть вкусить плод с другого духовного древа, древа жизни? Библия говорит, что Бог поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни (Бытие, гл.3, ст.24). Как заполнить время и пространство другими делами, дающими плоды жизни? Как окружить себя живым и отшелушить мертвое, ведущее к болезням, бессилию, старости и далее? Как сделать нашу культуру живой?
Естественным человеком был Адам. Причем, важно понимать различие его божественного естества до грехопадения и его человеческой природы после того, как он вкусил плод с древа в центре рая и познал добро и зло, принял в свое тело яд греха, который отвернул его дух от божественного, и они перестали быть единым дыханием. Возник вопрос, а как мы себе представляем Адама? В чем похожи на него? Что сохранили из его наследия? Как далеко ушли и чем отличаемся?
Разные мнения-“воспоминания” создали единый портрет. Причем, он не вошел в противоречие с тем, что написал Клайв Стейплз Льюис (1838-1963), профессор литературы Кембриджского университета в его мифе в духе Сократа об Адаме: “...Я не сомневаюсь, что, появись райский человек среди нас, мы бы увидели в нем дикаря, к которому нужно относиться свысока, или, на худой конец, снисходительно. Лишь двое или трое из нас, самые лучшие, вгляделись бы пристальней в неодетое, косматое, косноязычное чудище – и склонились бы перед ним...”
Конечно, Адам не был окружен, как мы, “плодами” технической цивилизации, ни в каких делах духовное древо добра и зла еще не прорастало в реальность, дух смерти не наполнял и не оформлял ее. Его сознание и тело не знали ни экономики, ни политики, ни многого другого, известного нам, они не были пропитаны ни концентратами, ни конфетами, ни тем более спиртным или сигаретами, ни духом, сотворившим все это. Он был необут, неодет, непричесан. Вполне возможно, что мы его определили б ненормальным и дурачком. Но что же все-таки разглядели б немногие из нас, появись он среди нас?
НАДЕЖДА ЛАВРЕНЮК. НАШЕ НЕУМИРАЕМОЕ ТЕЛО.