«ЛА-ЛА ЛЕНД» (режиссер Дэмьен Шаззел)
В канун Рождества молодой пианист Себастьян, в который раз лишается работы (он был тапером в небольшом лос-анджелесском ресторане) и вновь вынуждены искать средства к существованию. Перманентные провалы не убеждают музыканта забросить инструмент, напротив, он мечтает в будущем открыть свой джазовый клуб, и не намерен отказываться от этой затеи в угоду возможности стабильного дохода сейчас.
Работающая в кофейне Миа также грезит о творческой карьере. И потому ежедневно бегает на всевозможные кастинги, мечтая о роли хоть в самом захудалом фильмеце или сериальчике. Но разливать кофе по стаканам у нее получается чуть лучше.
Волею судеб два одиночества находят (не с первого, а с третьего раза) друг друга и находят друг в друге источники для вдохновения. Любовь дарит паре крылья. Только вперед, только вместе! Но нереализованные мечты того и гляди могут перекрыть влюбленным кислород…
Два года назад киношный мир был приятно удивлен увлекательной «Одержимостью» - музыкальной драмой, накал страстей и степень нагнетания саспенса в которой был почище большинства современных триллеров. Широкоформатный дебют Дэмьена Шаззела получила три «Оскара», а сам 29-летний постановщик был обласкан критикой и публикой за новаторство и свежий взгляд.
Третья полнометражная работа режиссера подтвердила, что комплименты не были напрасны и в Голливуде появился молодой перспективный оригинал, умеющий снимать авторское зрительское кино, продолжая удивлять даже видавших виды.
Как и в «Одержимости» творческий процесс играет сюжетообразующую роль в картине. Однако если два года назад музыка в кадре звучала лишь на репетициях и концертах главного героя, то сейчас она везде и всюду. «Ла-Ла Ленд» - мюзикл. Причем мюзикл, не перенесенный с бродвейских подмостков (как «Чикаго» и «Отверженные»), не адаптирующий литературную классику и рок-хиты прошлого (как «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж»), а сочиненный Шаззелом и его соратником – композитором Джастином Гурвицем с нуля. Рискованная, казалось бы, ставка – сыграла.
Поющие и танцующие в кадре Райан Гослинг и Эмма Стоун (играют вместе уже в третий раз после «Этой дурацкой любви» и «Охотников на гангстеров») создают запоминающийся экранный дуэт меломана и киноманки, заражающих друг друга своим потенциальным талантом и умением радоваться маленьким прелестям жизни: как-то сеанс «Бунтаря без причины», уютный джазовый концертик в тесном клубе или полуночный степ на лос-анджелесском пустыре.
Сюжет «ЛЛЛ», в котором при желании можно найти отголоски даже великого «Гражданина Кейна» особо замысловатым не назовешь, но в этой элегантной простоте кроется истинная магия кино. Простые, но искренние танцевальные номера, простые, но цепляющие песни, погружают в атмосферу классического Голливуда. Шаззел отдает дань стилю «Поющих под дождем», «Кабаре», «Звуков музыки» etc, но при этом делает универсальный хит. Если убрать из кадра немногочисленные современные гаджеты, то историю Себастьяна и Мии можно органично внедрить в любой отрезок последнего столетия, и он там получит заслуженную прописку.
Помимо прочего, «Ла-Ла Ленд» еще и очень качественная мелодрама, которая идеально подойдет в качестве похмельного средства и для тех, кто переживает бурные волнения зарождающейся любви, и для тех, кто этому ушедшему чувству готовится устроить достойные проводы. Что важнее: творческая самореализация или гармония в личной жизни? Шаззел оставляет вопрос открытым, лишь намекая, что единожды встав перед подобным выбором, человек вряд ли сможет стать полностью счастливым. Однако и глубоко несчастным эта дилемма его не сделает. Виртуозно выстроенный и сказочно красивый финал придется по вкусу и отпетым романтикам, и трезвым рационалистам.
В любви, как и в карьере, может не очень повезти. Но это не повод: не любить и не работать. Джаз, пожалуйста.