«ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ» (режиссер Том Форд)
Жизнь владелицы картинной галереи в Лос-Анджелесе Сюзан Морроу со стороны может показаться беспечной и счастливой: роскошный дом, богемное окружение и любящий преуспевающий муж. На самом деле все не так однозначно: молодой супруг почти не заглядывает на брачное ложе, пропадая в командировках, да и бизнес в последнее время не сильно успешен. Вынужденная коротать ночи в одиночку, Сюзан несказанно рада внезапной весточке от Эдварда Шеффилда. 20 лет назад они были мужем и женой, строили большие планы, но начинающая художница в какой-то момент посчитала начинающего писателя бесперспективным и дала от ворот поворот. Свой новый роман «Ночные животные» Шеффилд посвятил бывшей музе и ей же выслал рукопись с почетной миссией – стать первой, кто прочтет произведение и даст свою беспристрастную оценку. Расчувствовавшаяся Сюзан принимается за книгу, а узнав, что Эдвард в Лос-Анджелесе, пишет экс-возлюбленному приветственное послание с пожеланием повидаться. И пока тот раздумывает над ответом, миссис Морроу погружается в роман, канва которого кажется ей чем-то неуловимо знакомым и жутко пугающим…
Видимо создание модных коллекций и постановка дефилирования моделей по подиуму что-то общее да имеет со съемками фильмов. Либо стоит придерживаться такой позиции, либо следует просто признать, что Том Форд – уникум. Второе вернее. Ведь можно только представить, какими бы хулиганскими комедиями могли отметиться Джон Гальяно или Александр Маккуин и что за панковскую историю рассказала бы нам Вивьен Вествуд. Но они своих фильмов так и не сняли, а Форд снимает. И делает это так, будто именно кинематограф если и не является его основной стезей, то находится в паритете с дизайнерством.
Если его дебютную картину семилетней давности – «Одинокий мужчина» - можно было назвать неожиданно удачной пробой пера в деликатном исследовании на хорошо знакомую ему тему (Форд – открытый гомосексуалист), то «Под покровом ночи» - это уже филигранный уровень режиссуры в многослойном повествовании, адресованным всем и вся, кто хоть раз имел неосторожность проявить свои чувства.
«Ночные животные» (а именно так лента зовется в оригинале) – это история в истории. Каждая из них самодостаточна и увлекательна по отдельности, но в тоже время идеально вплетается в тело другой, проецируя персонажей романа в реальную жизнь, и наоборот. А может все совсем не так? Может обе эти истории плод воображения заблудившейся в себе и смертельно одинокой (при показательно холодном муже) дамы, переживающей кризис среднего возраста и пытающейся найти его причины? Форд настолько искусно рисует свое полотно, что дать однозначный ответ не получится. Да и надо ли? Чувства (оправданные и иллюзорные) очень часто перемещают нас в выдуманные миры, и найти различия между реальной жизнью и воображаемой, порой становится совсем непросто.
Еще со стартовых титров, претендующих на звание самого эпатажного вступления киносезона-2016, режиссер сознательно выводит зрителя из зоны комфорта, чтобы тот смог ощутить всю неловкость, в какую погружены главные герои, ставшие заложниками собственной слабости. Эми Адамс (Сюзан) и Джейк Джилленхол (Эдвард и герой романа Тони) поочередно (совместных сцен у них гораздо меньше, чем раздельных) убедительно жалки и несчастны в своем стремлении искупить чувство вину, которое сами же в себе и культивировали. А в качестве их союзников и противников на этом шоссе в никуда: инфернальный шериф, готовящийся к пенсии (как всегда невероятный Майкл Шэннон), упивающийся безнаказанностью гопник (неожиданный Аарон Тэйлор-Джонсон), бессовестный муж (Арми Хаммер), власть мать Сюзан (Лора Линни), да еще Майкл Шин, Андреа Райсборо, Айла Фишер по щепотке добавляющие остроты и горечи в идеально упакованную посылку с тоской и дискомфортом.
То, что с картинкой у Форда (а он, к слову, и сценарий к ленте написал, адаптировав бестселлер Остина Райта) будет полный порядок сомневаться не приходилось, но Шеймас Макгарви, известный клипами U2, Робби Уильямса, Coldplayи RollingStonesпостарался, чтобы зритель кожей ощутил пекло техасских бездорожий и безжизненный холод голливудских особняков. Музыкальное саспенс-сопровождение от поляка Абеля Коженёвски добавляет эмоций и без того будоражащему действу.
«Под покровом ночи» - неуютное, тревожное и настолько хватающее за горло зрелище, что попав в его власть, едва выйдя из зала, хочешь отправиться за следующим билетом. И да, давайте без экивоков: «Nocturnal Animals» - один из лучших фильмов, что случались. И не только в уходящем году.