«Голос улиц» (режиссер Ф. Гэри Грей)
В середине 1980-х молодые хип-хоп таланты из пригорода Лос-Анджелеса решили пробиться на музыкальный Олимп. Строптивая банда из Комптона броско назвалась N.W.A. («Ниггеры с позицией») и бросилась на амбразуру. Группа отличалась провокационными текстами о нелегкой жизни парней из черных кварталов, что вызвало положительный отклик у публики и агрессию со стороны стражей порядка. Dr. Dre, Easy-E, Ice Cube, DJ Yella and MC Ren привлекли внимание продюсера Джерри Хеллера, пообещавшего сделать из ребят настоящих звезд. И, правда, вскоре слава накрыла чуваков, как лавиной. Члены коллектива, прошедшего к тому времени огонь и воду, и думать не смели, какая это ерунда по сравнению с медными трубами…
«Голос улиц» на первый взгляд кажется сугубо фанатской вещью, любопытной лишь сторонникам конкретной субкультуры. Однако стоит взять в расчет, что музыкальными кумирами большой части современной молодежи являются группы и исполнители, напрямую или опосредованно воспользовавшиеся творческим наследием и имиджем N.W.A. И вот тогда кинопродукт о парнях из Комптона видится ориентированным на весьма немалую аудиторию. Действительно Niggaz With Attitudes стали локомотивом не только нынешнего хип-хопа, но и существенной части поп-культуры в целом. С таким предстартовым раскладом глядеть фильм вам (даже при изначальной индифферентности) станет куда занимательнее.
Главным комплиментом, который можно сходу сделать «Голосу улиц» - то, что картина получилась нескучной. За счет правильного выбранного темпа повествования и в целом симпатичных главных героев, 2,5 часа экранного действия, если и не пролетают ракетой, так точно не ползут. И это притом, что немалое количество времени уделено полноценным музыкальным номерам. Композитор Джозеф Трапанезе (ни рэпер никоим разом) постарался, чтобы зевать нефанатам хип-хопа в данные моменты не пришлось. И у автора аутентичных звуковых дорожек к двум «Рейдам», «Обливиону» и «Трону: Наследие» это получилось.
Ф. Гэри Грей, славящийся умением создавать не замахивающиеся на многое, но добротные ленты, держащие в напряжении («Вызов», «Переговорщик», «Законопослушный гражданин», «Ограбление по-итальянски») и в этот раз остался верен себе. Динамично, энергично, но в то же время без особых претензий. Кто знает, что бы могло получиться у Гэри Грэя, задумай он свой фильм более мрачным и драматичным. Но имеем, что имеем.
И тут надо учесть, что одними из инициаторов создания фильма, которые выступили впоследствии в качестве продюсеров и приложили руку к сценарию, стали непосредственные участники N.W.A (Dr. Dre и Ice Cube), а также вдова Easy-E. В общем, о том, что случилось 30 лет назад, эти люди знают куда больше, чем кто-то со стороны. Но в тоже время товарищи они заинтересованные и четко расставляют акценты, уводя из-под удара всю комптонскую пятерку и списывая относительные неудачи на негативное внешнее воздействие. Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Ну, что-то вроде этого.
Таким образом, называть «Голос улиц» полноценной биографической драмой – все равно, что считать таковой и «Восьмую милю» с Эминемом, например. Лента Ф. Гэри Грея вряд ли позволит в полной мере понять: за счет чего N.W.A стали кумирами поколения? К счастью, это обстоятельство отнюдь не делает картину неудачной. Успех имеет свою цену. Только расценки у всех разные. Вот в этом «Голос улиц» убедителен и очень.
P.S. вышеупомянутый Эминем, а еще и Снуп Дог, Тупак Шакур и еще ряд широко известных в узких кругах персонажей в кадре появятся. И это дополнительный повод внимательно следить за перипетиями происходящего на экране.