Ну что же, театральный сезон 2025 открыт. И по этому поводу хочу позволить себе некоторые мысли. Много букв...
Так уж сложилось, что Булгакова воспринимают (если не многие, то большая часть) в первую очередь, как автора "Мастера и Маргариты" и "Собачьего сердца", то есть произведений в поп-стиле. И даже они намного более глубоки, чем кажутся на первый взгляд простого обывателя, а уж что говорить про "Дни Турбиных" или "Кабала святош". Вот угораздило же Михаила Афанасьевича родиться в такое время...
Про пьесу "Бег" написал Горький как про "превосходную" и "Твёрдо убеждён, «Бегу» в постановке МХАТа предстоит триумф, анафемский успех". Да, есть и высказывание Сталина, но смею утверждать, что он путает художественное произведение и документальные хроники. В художественном произведении автор пытается донести какой-то посыл, какие-то свои важные мысли через судьбу своих персонажей. И это не всегда совпадает со скупыми и сухими фактами из учебника истории. В учебнике истории не место человеческим судьбам и трагедиям, которые происходят на фоне гражданских войн, революций и мятежей.
Правда точно сказать, что хотел донести до читателей Булгаков сложно, хотя бы потому что пьеса неоднократно переписывалась, чтобы просто увидеть свет в то время, ну и чтобы Михаил Афанасьевич получил хотя бы гонорар. Поэтому думаю окончательный текст результат компромисса. Да и то сказать, написать ТАКОЕ произведение про трагедии русских людей, которые оказались по ту сторону баррикад от новой власти, это... это невероятно, это подвиг, это смелость. А начал писать Булгаков в 1926 году! Можно сказать по горячим следам.
1.

Нет смысла пересказывать сюжет. Одну мысль только хочу записать, которая ко мне возвращается снова и снова в контексте пьесы "Бег". Как так получилось, что русские военные, русские офицеры, которые еще вчера были героями Отечественной войны 1812 года, которые гнили в окопах в первую мировую, которые гибли в Порт-Артуре, вот эти все герои, которыми мы и сейчас гордимся, как эти офицеры и их потомки в одночасье стали врагами народа? Само собой любая война и революция поднимает много мути, но не все же были такие. И еще, уехали, убежали, уплыли от новой власти не самые глупые, не самые отсталые. Сколько лет после этого (а может и сейчас) сказывается такая сегрегация общества, такое искусственное перемещение такого большого количества предпринимателей, офицеров, инженеров и т.п. в другие страны? Только в Крымскую эвакуацию страну покинули более 146 тысяч человек (по разным оценкам).
Есть версия (и мне так кажется), что Булгаков хотел ключевой фигурой сделать не белых офицеров и не красных офицеров, а Серафиму Корзухину. И первая версия названия пьесы (Рыцарь Серафимы) и то, что писалась она под впечатлением рассказов второй жены Булгакова позволяют предположить, что это так.
Собственно и замечательный фильм "Бег" 1970 года делают Серафиму одной из главных героинь повествования. Она, как и многие другие граждане одной страны в одночасье оказались окрашены в разные цвета - белые, красные, черные... А еще вчера были просто жителями Российской империи. Очень интересное решение в спектакле всех актеров одеть в бежевые одежды, всех и красноармейцев и белых офицеров и ребенка и начальника станции, всех в одинаковых цветовых полутонах. Потому что это только называются они по-разному, а на самом деле все жители одной шестой части суши.
2.
И вот, по всем этим описанным причинам и по причинам сегодняшнего дня, мне очень хотелось посмотреть эту пьесу в театре.
И вот получилось - Театр Русская антреприза, понедельник, 7 вечера. Зал битком. Всегда в этом театре "прикалывает" насколько они пытаются в маленький зал набить зрителей - приставные кресла, нулевой ряд и еще стулья на входе - это что-то.
И... и так себе, на четверочку с минусом. Возможно дело в очень высокой планке заданной фильмом с великолепными актерами Евстигнеевым, Ульяновым и конечно Дворжецким. Но скорее всего дело в самой постановке тоже.
Зря они стали заигрывать со зрителем в легкий жанр. Пьеса и фильм пронзительно тоскливый. Тоска людей, которые в одночасье потеряли самое большое - Родину. Не работу и может даже не деньги, а Родину. Возможно не все национальности это поймут, но для русских мне кажется это очень важно.
3.

Только седьмой сон (в Париже) более живой и даже можно сказать веселый. А в театре эту тоску в первом акте пытались "сделать", а во втором кажется эти попытки бросили.
Потом актеры. Конечно гениальный Сергей Барковский, который играл генерала Чарноту. Собственно на Барковского мы и шли. Еще понравилась игра Александра Васильева в роли Хлудова и Елены Мартыненко.
Самое большое непопадание это Николай Смирнов в роли Парамона "Парамоши" Корзухина. Ну какой же это миллионер, богач-бизнесмен, который и торговал вагонами пушнины и даже в Париже отлично устроился? Это... это какой-то владелец одесского ломбарда! Михаил Драгунов в роли Гллубкова тоже мимо.
Ну и сама Серафима, которую играла Нижельская. Да, это конечно не Наташа Ростова как в фильме. И самое главное, не было в спектакле Серафимы, не видно и не слышно и не понятна ее роль. И спектакль сразу потерял какой-то внутренний стержень - про что он, о чем? Получились просто сценки времен Гражданской войны.
Но... как это не странно, но мое мнение, что лучше идти и смотреть, чем не идти. Да и где еще у нас ставят пьесу Бег?