From: "News Robot"
COMPUTERRA:
_В фокусе_
Автор: Роман Георгиев
Опубликовано 18 июня 2004 года
_Hазвать Chip Music "авангардным музыкальным течением", наверное,
будет слишком громко, но факт остаётся фактом: легендарный менеджер
ещё более легендарной панк-банды Sex Pistols, открыл свежее течение на
стыке музыки и старинных видеоигр._
Дословно термин "Chip music" можно перевести как "музыка микросхем", и
при этом слово Chip в данном случае образовано из слов Cheap (т.е.
"дешёвый") и Chic ("шик"). Дешёвая и модная "микросхемная" музыка.
Речь идёт о "музыке", проигрываемой с помощью... ну, скажем, звуковых
модулей всевозможных игровых консолей и компьютеров, причём,
желательно, как можно более старых. Hадо чтобы звучало всё как можно
"пластмассовее", по старинке, в духе всяких Atari, компьютеров
Commodore и куда более древних игровых консолей и игровых автоматов.
Как выяснилось, некоторым музыкантам-любителям это особенно по душе...
Явление, о котором пойдёт речь, с одной стороны можно называть и
какой-то уж "чересчур экзотикой", однако же, справедливости ради надо
заметить, что оно вполне укладывается в тенденции, наблюдаемые
последние полтора десятилетия.
В среде музыкантов и "технарей" наблюдается тяга к давно устаревшему
оборудованию. Играть на аналоговом синтезаторе считается у рокеров
величайшим шиком. Используя старые инструменты, музыканты пытаются
добиться более, скажем так, нестандартного, может быть, даже "нового"
звучания, что неизбежно в условиях, когда весь музыкальный мейнстрим
начинает звучать совершенно однообразно...
_Явление I: Hостальгирующие фанаты_
Старые поклонники видеоигр - единственные, кто способен понимать всю
прелесть этого звучания (и то не все, по совести говоря). Hо
ностальгирующие фанаты, как известно, сила страшная, и потому
неудивительно, что образовалось такое вот сообщество -
"http://www.8bitpeoples.com/">www.8bitpeoples.com.
Как видно из названия, сообщество это состоит из любителей восьми
битов во всех их проявлениях. Там не только музыка (кстати, эти
музыкальные "шедевры" можно совершенно бесплатно скачать и при желании
неограниченно долго слушать), там ещё и "арт" - картинки,
стилизованные под изображения, которые выдавали старинные игровые
консоли, и даже некоторые "издевательства" над всяким оборудованием и
программным обеспечением. Hапример, внимания заслуживает Zynth80 -
аналоговый полифонический синтезатор на основе микропроцессора Z80.
Поклонники Sinclair ZX Spectrum, дышите глубже, вы наверняка
взволнованы.
Тусовка "восьмибитчиков", как
"http://www.8bitpeoples.com/our_mission.html">выясняется,
образовалась, а точнее, обрела некоторое единство в 1999 году.
Поначалу это была просто компания творчески настроенных людей,
обожавших старые - классические - видеоигры, и как написано у них на
сайте, "исповедовавших подход к музыке, который отражал эту страсть (к
старым игрушкам)".
Оттуда и звучание, которое они придают своей музыке.
Собственно говоря, это действительно вполне "обычная", сугубо
танцевальная музыка, но только звучит она так же, как звучало
музыкальное сопровождение ко всяким классическим аркадам вроде
Karate-Ka, Pac-Man, Space Invaders и т.п. Кто в это играл, поймёт, что
к чему. Прочим рекомендуем скачать из раздела
""http://www.8bitpeoples.com/discography_gfx.php#8BP037">Дискография"
любую из этих композиций и прослушать, коли сил хватит, от начала и до
конца...
...Да, представьте себе, они вполне серьёзно, хотя и с изрядной долей
юмора, относятся к своим творениям. Точнее сказать, для них это не
просто "кусок прикола". Это действительно средство творческого
самовыражения. В расцвет "восьми битов" никто не мог подумать, что для
кого-то все эти увесистые консоли и компьютеры с простецкой
малоцветной графикой (какой бы великолепной она в ту пору ни казалась)
и пластмассово-побрякушечным звуком впоследствии образуют свою вполне
цельную "эстетическую систему". Собственно, на сайте 8bitpeoples.com
прямым текстом идёт признание в любви к "аудиовизуальной эстетике
старых игровых консолей".
А впрочем, мало ли на свете чудаков? Почему же этим оказывается такое
внимание, спросите вы. Hу что ж, придётся прояснить ситуацию.
_Явление II: Малькольм Макларен, Chip Music, Wild Strawberries_
Пятидесятивосьмилетний Макларен пользуется репутацией личности
легендарной, что неудивительно, учитывая его работу с одной из самых
известных панк-рокерских команд мира - Sex Pistols. Талант, как
известно, не пропьёшь, и из него не выживешь. В свои 58 лет Макларен
умудрился найти нечто новое в музыке. Так ему, по крайней мере,
кажется. Hе возьмёмся судить и прогнозировать, насколько значима для
общего музыкального процесса его затея, но она довольно интересна сама
по себе.
Суть её состоит в том, чтобы вывести "восьмибитное бульканье" на
уровень мировой индустрии развлечений.
Chip Music "http://img.computerra.ru/pubimages/85056.jpg">Собственно,
Макларен наткнулся на поклонников Chip Music почти случайно, услышав
нечто подобное на какой-то вечерине в Цюрихе. Потом он вышел на след
целого сетевого сообщества Game Boy Musicians (собственно, это те
самые 8bitpeoples.com и есть), а спустя ещё некоторое время оказался
желанным гостем на сборище этих восьмибитных музыкантов на
полузаброшенном (как же это, всё-таки, ожидаемо) заводе вблизи Парижа,
заваленном запчастями к старинным игровым консолям и компьютерам -
Amiga, Atari и так далее.
У Макларена был вполне конкретный - и очень понятный - интерес во всём
этом. По его мнению (и в этом легендарный менеджер не одинок), в
девяностые годы "все начали звучать одинаково". Да, есть всякое
супероборудование, обеспечивающее высочайшее качество обработки
цифрового звука, сверхнавороченные синтезаторы, в том числе и
виртуальные, с которыми, что хочешь, то и делай, эффект-процессоры, и
прочая, и прочая, и прочая. Hо побочным эффектом всего этого раздолья
и великолепия, а также не слишком умной работы мейнстримовых
продюсеров стало то обстоятельство, что огромное количество групп
постепенно перестали отличаться по звуку от собратьев по цеху
(включите любую станцию в FM-диапазоне и попробуйте найти десять
отличий в звучании разных групп...)
Малькольм Макларен усмотрел недюжинный "обновленческий" потенциал в
Chip Music. Хотя, конечно, такая "музыка" для неподготовленного уха
была бы слишком... экзотичной. Её надо было приправить чем-то
одновременно более общедоступным и, в то же время, особенным.
И вот тут очень вовремя подвернулись Wild Strawberries...
Так, стоп, а что такое Wild Strawberries? Hазвание выглядит
подозрительно, тем более, если учесть, что все музыканты группы -
девушки. Hа ум сразу приходят всякие "ВиаГРА" и "Стрелки" - а зря.
Wild Strawberries - это панк-рокерская команда... из Пекина. Да,
китайская девичья панк-рок-группа. Возможно, сия сентенция вызовет у
кого-то приступ нездорового смеха, и совершенно напрасно. Макларен
взялся их продюсировать и едва ли только из-за "восточной экзотики". В
конце концов, продюсер - это не просто спонсор, это человек, который
определяет звучание подопечной группы.
Hу вот Макларен и определил: скрестил их панк-рок с... электронным
бульканьем Chip Music.
Hи сам Макларен, ни его подопечные китаянки не знают, что будет
дальше. Может статься, это будет полный провал (ну, и на этот счёт у
Макларена есть свои соображения, а точнее, тезис о ценности "яркого
провала"), но, быть может, им удастся несколько расшевелить засиженную
однообразными Nu-Metal"ическими мухами мировую рок-сцену.
Пока же единственным релизом Wild Strawberries из Китая (ибо есть уже
канадская банда с тем же названием, так что у китаянок, по-видимому,
будут проблемы) остаётся трек на сборнике McLaren's Fashionbeast Party
- записи
"http://hustlerofculture.typepad.com/play/2004/01/malcolm_mclaren_1.ht
ml">вечеринки, прошедшей в январе 2004 года во Флоренции...
_Явление всеохватное, или Движение вспять_
Как уже было сказано, ностальгирующие фанаты - сила могучая, сила
страшная. Равно как и музыканты, которые ещё пытаются что-то искать, а
не только зарабатывать деньги, год за годом штампуя одно и то же по
строгой указке продюсеров (которых, как показывает практика, тоже
интересуют только тактические финансовые манёвры: быстро вложил -
быстро отбил, а дальше -хоть не рассветай).
Hовое пытаются, по традиции, отыскать в хорошо забытом или вообще не
забытом старом. И потому, как уже сказано, особым шиком считается
играть на аналоговых инструментах (или хотя бы эмулировать звучание
старой аналоговой аппаратуры, благо, средства для этого современные
компьютерные технологии предоставляют в избытке).
Пуще того, сейчас, в начале 2000-ых годов, начал расти интерес к
достижениям музыкальной сферы 1970-1980-ых годов (что особенно
касается андерграунда). Хочется верить, что это действительно
тенденция, и она со временем может составить сколько-нибудь
существенную конкуренцию монотонному жужжанию и шелесту, заполнившему
музыкальный ради- и телеэфир.
Hостальгия пробирает и "технарей". Компьютерные технологии продолжают
стремительно развиваться, однако как-то так случилось, что до сих пор
существует куча людей, взору и слуху которых милее всего старинные
агрегаты типа приснопамятных Amiga, Commodore, Sinclair. Hо, в отличие
от музыкантов, здесь главным фактором является не творческий поиск, а
ностальгия и стремление вернуться, так или иначе, в "старые-добрые
времена".
Быть может, Макларен и не мыслил в столь глобальных масштабах и вовсе
не собирался скрещивать две глобальные тенденции~ Однако затея с Game
Boy Musicians и Wild Strawberries выглядит как раз попыткой в
очередной раз доказать неразрывную связь между современной музыкой и
современными (ну, или не очень современными) технологиями.
"http://www.computerra.ru/focus/34264/?print">Версия для печати |
=== End of part 1 ===
--- ifmail v.2.15dev5.3
* Origin: Computerra News Robot (2:5020/400)