Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной.
Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
Мастер познается в самоограничении.
Природа - творец всех творцов.
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.
Научиться можно только тому, что любишь.
Вдохновение - это не селедка, которую можно засолить на многие годы.
Самое большое рабство - не обладая свободой, считать себя свободным.
Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия - если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее.
Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение.
Публика, вечно сбитая с толку, в своем восторге воздвигает вам статуи и ломает их, чтобы ими же разбить вам голову.
Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.
Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.
О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам.
Что сделалось смешным, не может быть опасным.
Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить.
Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой.
Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.
Доказывать что-то фанатику так же бесполезно, как и спорить с любовником о совершенствах и достоинствах его любовницы.
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
Люди словно животные: большие едят маленьких, а маленькие кусают больших.
Фанатизм наделал зла более, чем атеизм.
Мы оставим сей мир таким же глупым и таким же злым, каким мы нашли его при своем появлении.
Все великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, борющегося против предрассудков большинства.
Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру - причем его мучают соблазны и той и другой жизни.
Искусство балансирует между двумя пропастями - легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг - приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем, заключается свобода искусства.
Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.
Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии.
Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца. Самый опасный соблазн - не походить ни на кого.
Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.
Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог.
Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.
Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.
Лец
Осмельтесь мыслить самостоятельно.
Вольтер
Худое ремесло лучше хорошего воровства.
мысль, выраженная не художественно, есть убитая мысль.
"Энциклопедия мысли", Харьков, "Прапор", 1995
"Размышления и афоризмы французских моралистов XVI - XVIII веков", Санкт-Петербург, "Terra Fantastica" Издательского дома Corvus, 1995
"Энциклопедия афоризмов", Минск, "Современный литератор", 1999
"Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей", Э.Борохов. М. ООО "Издательство АСТ". 2001
"Пословицы и поговорки", С.Л. Бреслав.
"7000 золотых пословиц и поговорок". М. Изд. АСТ. 2000
[показать] Мысли об искусстве. Воспоминания современников
издательство: Республика
год: 2000
Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры.
Л. Толстой
Если ты хочешь стать живописцем,
ты рисовать не спеши.
Разные кисти из шерсти барсучьей
перед собой разложи,
белую краску возьми, потому что
это - начало, потом
желтую краску возьми, потому что
все созревает, потом
серую краску возьми, чтобы осень
в небо плеснула свинец,
черную краску возьми, потому что
есть у начала конец,
краски лиловой возьми пощедрее,
смейся и плачь, а потом
синюю краску возьми, чтобы вечер
птицей слетел на ладонь,
красную краску возьми, чтобы пламя
затрепетало, потом
краски зеленой возьми, чтобы веток
в красный подбросить огонь.
Перемешай эти краски, как страсти,
в сердце своем, а потом
перемешай эти краски и сердце
с небом, с землей, а потом...
Главное - это сгорать и, сгорая,
не сокрушаться о том.
Может быть, кто и осудит сначала,
но не забудет потом!
("Как научиться рисовать", 1964;
текст приведен полностью)
«Впрочем, нечего и говорить, что я не так наивен, чтобы утверждать, что в искусстве бывают течения абсолютно новые. В искусстве, как и в природе, всякая новизна есть, в сущности, лишь более или менее видоизмененное продолжение прошлого.»
«…Литература – прирожденный враг живописи».
«Какая необыкновенная эпоха! Три четверти своего времени люди проводили в мечтах! Считалось необходимым, чтобы сюжет откристаллизовался в голове, прежде чем он будет осуществлен на холсте. Можно было слышать такие фразы: “Художник переутомляется; вот уже три дня, как он мечтает в лесу!” И если бы еще вся эта “литературщина” кормила своих приверженцев! Но ведь за исключением немногих, вроде Дюпре, Добиньи, наконец, Милле, которые преуспевали, целая толпа бедняков, принимая всерьез легенду о художнике-”мечтателе” и “мыслителе”, проводила время перед своими неизменно пустыми холстами, оперев голову на руки! Вы можете представить, как презирали они нас, замазывавших свои холсты и старавшихся, по примеру древних, писать радостными
тонами картины, из которых была старательно изгнана всякая “литература”.»
«Мне редко приходится отказываться от заказов на портреты. Когда модель уж совсем дрянцо, я принимаю это как испытание. Художнику полезно время от времени справляться со скучной работой.»
«Народ в музеях - какая чепуха!.. Как-то в Лувре, сидя на скамье, я слышал от проходивших мимо посетителей: “Вот так рожа!” Я подумал: “Что же это такое со мной сегодня?” Уходя, я встречаюсь с другими посетителями и невольно их наблюдаю. Они останавливаются как раз на том месте, которое я только что оставил; один из них восклицает: “Черт возьми, вот так мордашка!” Это об “Инфанте” Веласкеса.»
«Можно подумать, что для того, чтобы нравиться, совершенно необходимо быть скучным… Мне кажется, кроме того, что публика постоянно боится, что ее «обвешивают». Она хочет быть уверенной, что мы достаточно потрудились над вещью, прежде чем она соблаговолит взглянуть на нее.»
«Истина в том, что в живописи, как и в других искусствах, нет ни одного, хотя бы самого маленького способа, который мог бы быть превращен в формулу. Вот послушайте: я вэдумал определить раз навсегда дозу масла для разбавки краски, и что же! Я не мог этого добиться. В каждом отдельном случае приходится решать заново. Можно подумать, что вы стали очень осведомленным, научившисъ от “теоретиков”, что фиолетовые тени происходят от противопоставления желтых и голубых, но в действительности, узнав все это, вы еще ничего не знаете. В живописи есть кое-что сверх того, самое существенное, необъяснимое. Вы обращаетесь к природе с вашими теориями, природа же все опрокидывает...». Ренуар
Творчество - разность между чьим-нибудь счастьем и общим несчастьем.
В.Хлебников
Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.
А. Чехов
Источник нашей созидательности в слабости; человек творит, чтобы компенсировать то, чего ему не хватает.
Э.Хоффер
Творчество - победа над похотью жизни.
Н. Бердяев
Нынешнее творчество на всех поприщах, за исключением наук, напоминает мне электричество - яркий свет без огня.
А. Рубинштейн
Заботятся у нас о творческой неудовлетворённости художников!
С. Лец
« Je ne cherche pas, je trouve. » Я не ищу, я нахожу. Пикассо