Рисунок — не форма, но способ видения ее.
Дега
Микеланджело
•
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
•
...Зачем я над своим искусством чах,
Когда таков конец мой, — словно море
Кто переплыл и утонул в соплях.
Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье:
Не чувствовать, не видеть облегченье,
Умолкни ж, друг, к чему меня будить?
Как иногда ваяешь в твердом камне
В чужом обличье собственный портрет...
...Спустя столетья люди будут знать,
Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне,
И как я мудр что полюбил тебя.
...И на бумаге образ начертать,
Как ловко бы рука ни рисовала,
Потребно проб и опытов немало,
Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать.
Говорят, что, делая добро хорошим людям, тем самым делаешь их лучше, дурных же еще хуже.
...если теряешь свое добро, жизнь все-таки остается.
...нет таких людей, которые желали бы больше добра другим, чем себе.
Жадность — это большой грех, а там, где грех, не может быть удачи.
Живите в мире, не заводите себе друзей и близких кроме Бога. Не говорите ни о ком ни хорошо, ни дурно; никогда не известно, что из этого выйдет, думайте и заботьтесь только о себе.
( Писал Микеланджело брату, заботясь о нем. Ред.)
•
Я совсем не так глуп, как вам кажется, и через несколько лет вы будете гораздо больше ценить мои письма, если я не ошибаюсь. Если же я ошибаюсь, то и это не худо, так как я знаю, что во всякое время надо заботится о себе и о своих делах.
•
6 декабря 1525. Флоренция
Мессер Джован Франческо!
Если бы я имел столько же силы, сколько жeлания, то, прочитав ваше письмо, я смог бы выполнить все то, о чем вы мне пишете, и в очень скором времени; но так как я ее не имею, то постараюсь сделать то, что могу.
Что касается колосса, вышиною в 40 рук, который, как вы мне сообщаете, должен быть поставлен на углу лоджии (дворца) Медичи, против угла дома мессера Луиджи делла Стуфа, то я думал об этом очень много, и мне кажется, что на этом углу его ставить не следует, так как он займет слишком большую часть улицы; другой угол, где находится парикмахерская, для него гораздо более подходящее место, так как перед ним будет площадь и он не загромоздит улицы. Но так как, может быть, не разрешат удалить лавку, которая отдана внаем, то я подумал, нельзя ли этого колосса изобразить сидя, нижнюю же часть его сделать пустою и там поместить парикмахерскую. В руки этому колоссу дать рог изобилия, также пустой внутри, который служил бы вместо трубы, через которую проходил бы дым. Далее, череп этой фигуры я тоже оставил бы полым, как и все члены, и его можно было бы также как-нибудь использовать: тут на площади живет мой большой друг огородник, который сказал мне под большим секретом, что он устроил бы там отличную голубятню. Мне же пришла в голову еще одна идея, которая, кажется, будет еще лучше; но тогда пришлось бы сделать эту фигуру гораздо выше, а это сделать можно, составляя ее из отдельных частей, как башню. И тогда голова этой статуи служила бы для церкви Сан Лоренцо колокольней, в которой она очень нуждается. В ней поместились бы колокола, звуки лились бы изо рта, и казалось бы, что этот колосс кричит о пощаде, особенно в праздничные дни, когда звонят чаще и в большие колокола.
Что касается перевозки мрамора для этой фигуры, то мне кажется, что надо сделать так, чтобы никто об этом ничего не знал, и привезти его ночью, хорошо запакованным, чтобы никто его не увидел. Провезти его через городские ворота будет довольно трудно, но я думаю, что сделать это все-таки возможно; в крайнем случае у нас есть еще ворота Сан Галло, а там двери открыты до рассвета. Относительно выполнения или невыполнения вещей, о которых вы пишете, мне кажется, лучше всего поручить их тому, кто их должен выполнить, так как я буду так занят, что не смогу взять на себя еще одной обязанности.
На все остальное из вашего письма я не отвечаю, так как вскоре Спина едет в Рим и устно вам расскажет все это лучше, чем я в письме.
Ваш Микельаньоло, скульптор во Флоренции.
•
Мне не хотелось бы, чтобы ты брал в жены девушку, отец которой, обещавши дать приданное, потом откажется это сделать; но я хотел бы, чтобы ты больше думал о девушке, чем о приданном, так как тебе, более чем кому-либо, следует искать себе жену, не заботясь о том, как велико ее приданное.Ты должен, главным образом, искать здоровья тела и души, к тому же желательно благородство крови и хорошие нравы, а также надо знать, каковы ее родные; это очень важно.
•
Насчет паломничества в Лорето для поминовения души твоего отца скажу тебе, что если дан обет, то, мне кажется, надо обязательно его исполнить, хотя лучше было бы раздать бедным те деньги, которые ты истратишь на дорогу. Бог знает, что делают священники с деньгами, которые они получают.
•
...нигде нельзя так легко сделаться публичной женщиной, как при дворе, особенно если нет родных.
•
Если в плане имеются различные части, то все, одинаковые по качеству и количеству, должны быть одинаково украшены и орнаментированы. Если же меняется одна часть, то не только позволено, но необходимо изменить ее орнаментику, а также и соответствующих частей. Основная часть всегда свободна, как нос, находящийся посредине лица, не связан ни с одним глазом, ни с другим; рука же должна быть одна как другая, и один глаз должен быть как другой. Поэтому очевидно, что части архитектурного целого находятся в таком же соотношении, как части человеческого тела, и тот, кто не знал и не знает строения человеческого тела в анатомическом смысле, не может этого понять.
Микельаньоло Буонарроти.
К.Коро
Я никогда не тороплюсь переходить к деталям. Меня интересуют прежде всего массы и характер картины. Когда это уже установленно, я начинаю искать тонкости формы и цвета. Я все время работаю над этим, не отвлекаясь ничем и не придерживаясь системы...
•
Помните всегда о массах, об обшем, о том, что вас поразило. Не забывайте о первом впечатлении, взволновавшем вас. Рисунок это первое, чего надо добиваться. Потом валеры отношения форм и валлеров. Вот это точки опоры. Потом цвет. Наконец выполнение. Если вы хотите написать этюд или картину, постарайтесь добросовестно найти форму.После того как вы напрягли для этого все свои силы, переходите к валерам. Ищите их вместе с массой. Будьте добросовестны. Хорошо употреблять такой прием: если у вас белый холст, начинайте с самого темного тона. Следуйте по порядку до самого светлого. Начинать с неба нелогично.
•
Цвет для меня имеет второстепенное значение, так как больше всего я люблю целое, гармонию тонов, а цвет иногда вносит резкость, чего я не люблю.
•
В картине всегда бывает одна самая освещенная точка, и она должна быть единственной. Вы можете поместить ее где угодно: на облаке, в отражении в воде или на чепчике, но должен быть только один тон этой силы.
•
...Так как вы (Писсаро) настоящий художник, вы не нуждаетесь в советах.
Пользуются красками, но пишут чувствами.
С. Шарден
"Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собою живопись. Если бы мне надо было поместить вывеску над моей дверью, я написал бы: "Школа рисования", и я уверен, что создал бы живописцев".
"Время берет на себя труд заканчивать мои произведения".
"Что касается правды, - говорил Энгр, - я предпочитаю быть немного выше ее, какой бы это ни был риск".
"Меня упрекали, и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые произведения. Вот каковы мои соображения на этот счет: большинство любимых мною по сюжету работ казались мне заслуживающими того, чтобы затратить труд и сделать их еще лучше, повторяя или лучше отделывая их, как это часто случалось с моими первыми картинами и, между прочим, с "Сикстинской капеллой".
Когда художник в силу своей любви к искусству и затраченных им усилий имеет право надеяться оставить свое имя будущим поколениям, он неустанно будет стараться сделать свои произведения более прекрасными или хотя бы менее несовершенными. Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты".
Энгр
Не ищите чёрную кошку в "Чёрном квадрате" - её там нет.
igor-nz © 2006
Я берегу зрение для живописи
Ренуар
Безобразно то, что безОбразно
Сергей Городецкий
Школяр стремиться к совершенству, а мастер--к простоте.
ОШО
Словами все не опишешь и гениальна та картина которая выше описания
Andrey
"Поистине, искусство заключено в природе. Кто не знает его, тот не владеет им."
Альбрехт Дюрер
Великий русский художник Блюллов однажды поправлял этюд ученика. С удивлением глядя на исправленный рисунок, ученик воскликнул:
- Вы только чуть-чуть прикоснулись, и стало совсем иначе!
- Искусство начинается с этого чуть-чуть,
- ответил Брюллов.
"Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства."
К. Глюк
"Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как и сама жизнь."
Федор Шаляпин
"Нет искусства без упражнения, ни упражнения без искусства."
Протагор
"Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат."
Леонардо да Винчи
1. Cоздавая произведение, художник не должен копировать то, что его побудило создать это произведение. Он должен своим произведением передать людям свои ощущения, передать тот импульс, что побудил его к творчеству. Чтобы они почувствовали то же самое. Картина может быть совсем не похожа на то, что видел художник на пленере, но должна вызывать те же самые чувства.
2. Художник НЕ должен передавать в точности свои переживания - это делает произведения искусства продуктом конвейера, если можно назвать конвейером единственный экземпляр. Речь идет о конвейере чувств. Одинаковые чувства у всех - это уже пошло.
И та, и другая точки зрения имеют право быть, как имеет это право практически все, что есть вокруг нас. Имеет и имеет.
Но сущность не бывает двойственна, она также и не занимается ныне популярным синтезом и не ищет компромиссов. Она полностью охватывает все возможные нюансы. Всеобъемлет.
SLAVASTIK
Заниматься живописью, не имея таланта, — то же, что отлодотворять волны.
Паоло Веронезе
Живопись — неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.
Какое чудо — восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!
Эжен Делакруа
Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.
Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
Сальвадор Дали
На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.
Козьма Прутков
Живопись — нечто сродное между мыслью и вещью.
Сэмюэл Колридж
Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо...
Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.
Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.
Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Живопись спорит и соревнуется с природой.
Спросили одного живописца, почему, в то время, как он делает такие прекрасные фигуры, являющиеся предметами мертвыми, — по какой причине сделал он детей своих столь безобразными. На что живописец ответствовал, что картины он делает днем, тогда как детей ночью.
Леонардо да Винчи
Разве Рафаэль не был бы гением живописи, если бы он, на беду, родился без рук?
Готхолъд Эфраим Лессинг
Лессинг говорит: «Если Рафаэлю отрезать руки, он все же останется живописцем». Точно так же мы могли бы сказать: «Если господину* отрезать голову, он все же остался бы живописцем», — он продолжал бы писать и без головы, и никто бы не заметил, что головы у него и вовсе нет.
Гейне
Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком.
Микеланлдело
Живопись — это страстное молчание.
Густав Моро
Неважно, насколько плохо вы рисуете, до тех пор, пока вы рисуете плохо не так, как другие.
Джордж Мур
Женская одежда — живопись, мужская одежда — скульптура.
Барнетт Ньюмен
Современная живопись — это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше.
Роберт Орбен
В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.
Как тщеславна живопись, вызывающая удивление сходством с оригиналом, который никого не удивляет.
Блез Паскаль
Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.
Пабло Пикассо
Живопись — искусство, на которое можно смотреть; скульптура — искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура — искусство, сквозь которое можно пройти.
Дэн Райе
Живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим.
Ф. Стендаль
Искусство живописи — это искусство выражать невидимое через видимое.
Э. Фромантен
Написать картину может последний дурак, а вот продать ее только умный сумеет.
Самюэль Батлер
Картины других художников можно назвать картинами, картины же Рафаэля — сама жизнь.
Джорджо Вазари
Боязнь пустого пространства часто заставляет закрыть стены; и заменяют эту пустоту пустые картины, лишенные мысли.
Иоганн Иоахим Винкельман
Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире.
Эдмон Гонкур
Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.
Сальвадор Дали
Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру — разбить, но как поступить с фасадом дворца?
Дени Дидро
Писать картины — профессия, продавать их — искусство.
Анри Жоансон
Купи прежде картину, а после рамку!
Пробка шампанского, с шумом взлетевшая и столь же мгновенно ниспадающая, — вот изрядная картина любви.
Ты картина, Катерина! Да, в пропорцию везде.
Козьма Прутков
Во фразе: «Картины Пикассо — это мазня» — о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем — все.
Жан Кокто
Картина — посредник между предметом или явлением и мыслью.
Сэмюэл Колридж
С определенного момента картина становится только фоном для подписи художника.
Лешек Кумор
Спросили одного живописца, почему, в то время, как он делает такие прекрасные фигуры, являющиеся предметами мертвыми, — по какой причине сделал он детей своих столь безобразными. На что живописец ответствовал, что картины он делает днем, тогда как детей ночью.
Леонардо да Винчи
Портрет должен быть картиной и характеристикой лица.
Илья Репин
Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину!
Ромен Роллан
Вздыбленные лошади на картинах старых мастеров походят на кенгуру.
Марк Твен
Вы спрашиваете, милостивый государь, в каком учреждении было бы уместно поместить написанные вами картины. Могу ли я предложить вам приют для слепых?
Джеймс Уистлер
Картины покупают не потому, что они нравяться; напротив, картины нравятся, потому что их покупают.
Жорж Фейдо
Искусство — это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке.
Гилберт Кит Честертон
Любитель — это человек, это человек вынужденный где-то работать, чтобы иметь возможнсть писать картины, а профессионал — это человек, который имеет возможность писать картины, потому что у него есть работающая жена.
Бен Шан
Какую картину я стану спасать, если в Национальной галерее начнется пожар? Ту, что поближе к выходу.
Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению.
Бернард Шоу
http://www.kozma.ru/library/aphorisms/pictures.htm#a1