http://www.ispic.net/includes/servic...6af9dde0ab.jpg
Лондонский музей открыл выставку фальшивок
Выставка известных подделок под знаменитые произведения искусства открылась в
лондонском музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum). Все экспонаты собраны британской полицией в последние годы. Экспозиция работает пока только для специалистов, но, как сообщает газета The Times, интерес выставке так велик, что ее могут открыть для публики в 2007 году.
На выставке представлены не только картины и объекты, которые выдавались за подлинные произведения искусства, но и оборудование и документы, с которыми работали фальсификаторы. Особый интерес у экспертов вызвали вещи, принадлежавшие одним из самых удачливых копиистов последних десятилетий - Джону Дрюи (John Drewe) и Джону Майатту (John Myatt). Этим двоим удалось продать через антикваров и ведущие аукционные дома - Christie"s, Sotheby"s и Phillips - множество удачных подделок под художников XX века, включая Анри Матисса и Альберто Джакометти. С 1995 года, когда Дрюи и Майатт были арестованы, полиции удалось найти только 80 из 200 фальшивых картин.
Десять самых часто подделываемых художников (по версии интернет-сайта ArtNet):
- Джорджо де Кирико
- Жан-Батист Камиль Коро
- Сальвадор Дали
- Оноре Домье
- Винсент Ван Гог
- Казимир Малевич
- Амедео Модильяни
- Фредерик Ремингтон
- Огюст Роден
- Морис Утрилло
Источник: Lenta.ru
***
***
Портал "Музеи России" к началу 2007 года
Мы уже несколько раз отмечали публикации в прессе о 10-летии портала "Музеи России" http://www.museum.ru/N30093. Пришло время для заключительного аккорда.
Кроме описательных статей о работе портала очень интересный материал в жанре беседы был опубликован в декабрьском номере журнала "Студенческ... далее »»ий меридиан" (2006). Статью-беседу "Музеи в паутине" подготовила корреспондент журнала Дарья Чаликова, она уделяет особое внимание культурной тематике и в частности жизни музеев. Думаем, что Вы уже встречались с публикациями этого автора. Нам очень важно, что журнал обращается к студенческой аудитории. Надеемся, что читателям этот материал был интересен.
Специальную страницу празднику портала "Музеи России" посвятил журнал "Взор" (№22, 2006). Вы знакомы с таким журналом? Это интересный журнал о путешествиях, он оформлен на самом высоком уровне. Журнал издается в Самаре, нам особенно приятно, что на 10-летие портала откликнулись регионы.
Мы отметили столичную прессу, региональную, но не забудем и Санкт-Петербург. Небольшая заметка "Искусство в сети" с конструктивными замечаниями о работе портала размещена в журнале "Эрмитаж" (зима 2006-2007). Автор с говорящим псевдонимом Иван Зарезов обратил внимание на работу форума и пробелы с новом разделе "Музеи мира". Со своей стороны отметим, что форум наш любим и знаем, что он действует. То есть люди находят ответы на свои вопросы, устраиваются на работу. А раздел "Музеи мира" продолжаем пополнять, работаем и над оформлением.
На портале особую активность проявляют музеи художественного профиля. Журнал для специалистов "Художественный совет" (№6, 2006) так же разместил небольшую красочную заметку о 10-летии портала.
Итого: портал отмечен в студенческой прессе, региональной, профессиональной. Достаточно? Нет, это еще не все. Портал обращен к широкой аудитории, нам хотелось, чтобы его работа была отмечена в популярном издании. В февральском номере журнала "Cosmopolitan" (2007) в рубрике "Планета Cosmo" под заголовком "Это модно" появилась заметка о музеях и 10-летии портала.
В год 10-летия портала 15 журналов и газет посвятили свои публикации "Музеям России". Кроме праздничных статей о портале в прессе публиковались еще материалы портала о музеях. Общение с прессой в 2006 году портал провел достойно, а 2007 год получил прекрасное начало.
от 07.03.2007, город Москва
Редакция портала "Музеи России" www.museum.ru
***
Картины нашли свой дом
http://ashdod.israelinfo.ru/news/images/12.jpg
[показать]
Историческое событие для культуры Израиля произошло в Ашдоде. Здесь в городском музее, который находится в центре искусств «Монарт», открылась постоянная выставка «Гонимого искусства». Первые посетители, приглашенные на открытие, увидели картины художников, работавших во времена фашистской и сталинской диктатур. Коллекция была представлена Ашдоду на вечное пользование семьей Бар-Гер-знаменитыми и меценатами из Германии. Яков Бар Гер не дожил до открытия выставки. Но его дело продолжила супруга.
На открытии музея присутствовали президенты двух стран-Германии Иоханес Рау и Израиля-Моше Кацав, советник Российского посольства Александр Крылов.
Президент Германии поблагодарил Йоханеса Рау, пожелал мира нашей стране и процветания городу Ашдоду.
Президент Израиля Моше Кацав отметил, что у искусства нет границ и нынешняя выставка — ярчайшее тому доказательство.
Мэр города Цви Цилькер поблагодарил представителей семьи Бар-Гер за столь ценный подарок нашему городу, поздравил присутствующих с открытием выставки, имеющей огромную культурную ценность.
В состав коллекции входят произведения мастеров искусств-авангардистов из Германии, Италии и России. Большую часть выставки занимает именно русский авангард. Здесь есть произведения Григория Брускина, Ильи Кабакова, Михаила Гробмана и других.
ashdod.israelinfo
***
«Музей без стен».
500-летняя история иммиграции в Голландии онлайн
Гастарбайтеры, прибывшие в Голландию в 1960-х годах
Софья Корниенко (Амстердам)
9.03.07
http://gdb.rferl.org/05FDD671-2452-4...AD2_w220_s.jpg
В Нидерландах открылся первый виртуальный музей — мобильный, интерактивный Нидерландский Музей Разнообразия, посвященный 500-летней истории и культуре иммиграции в Нидерланды. Инициативы такого музея в стране не предпринималось до сих пор, хотя в Нидерландах проживают представители 190 различных национальностей.
«Моя концепция — абсолютно новаторская, таких музеев не существует», — говорит Реза Атлаши (Reza Atlaschi), создатель нового Нидерландского Музея Разнообразия (Museum voor immigratie & diversiteit) — музея, которого, собственно, также не существует: «Он существует, просто его нет физически. Я называю его "Музей без стен", что очень хорошо подходит предмету, которому музей посвящен — иммиграции. Иммиграция преодолевает любые стены», — убежден Реза Атлаши.
Музей создан в рамках общенационального конкурса «Вдохновение Интеграции» (De Baak — Inspiratie voor Integratie) и является одним из пятнадцати финалистов. Призера объявит на приеме в Амстердаме супруга крон-принца Виллема-Александра принцесса Максима (Princess Máxima of the Netherlands), аргентинка по национальности, в конце месяца, но проект уже состоялся.
Свое детище Реза Атлаши строил по выходным и вечерам, ведь днем он работает на обыкновенной работе, консультантом в крупной телекоммуникационной компании. Побороть невежественный шовинизм и раскол между разными культурами — знанием, причем знанием, которое любой человек сможет мгновенно получить с экрана компьютера и мобильного телефона. Технологии для такого музейного опыта уже разработаны, говорит со знанием дела Реза Атлаши: «Музей основан, так сказать, на двух столпах. С одной стороны — это история иммиграции в Голландию с XV века. Для начала — простой исторический обзор, с картинками. В конечном итоге, если мы будем развиваться в сторону более традиционного музея, то начнем приобретать в нашу коллекцию такие документы, как, например, договор, подписанный между голландским и турецким правительствами в таком-то году, и копии этих документов вывешивать в интернете».
— С другой стороны, виртуальный музей основан на святом для мировой паутины принципе интерактивности и моментального доступа. Почему же в таком случае он называется «музеем», а не «энциклопедией», например.
— В новом мире, где определений не хватает, слово «музей» ближе всего отражает суть моего проекта. По сути дела, я основал новый «институт», только это слово по значению менее открытое, чем «музей». Я приду к людям сам, им не придется идти ко мне. Виртуальный музей — это еще и образовательный портал. Я надеюсь, что в скором времени мне удастся в сотрудничестве со школами по всей стране собрать цифровой материал, и коллекция разрастется в считанные месяцы и станет интерактивной. Разумеется, мы будем отбирать только подходящий материал. Вы посмотрите хотя бы в одной YouTube сколько способной молодежи!
— Каковы же критерии для подходящего материала?
— Я буду размещать в коллекции музея только тот материал, который к теме иммиграции и культурного разнообразия подходит позитивно. Если кто-то лишен такого подхода в своем творчестве, то пусть самовыражается на другой платформе. Я не собираюсь заниматься ура-пропагандой, но факты говорят сами за себя. Голландия в этом смысле — уникальная страна с многовековой историей иммиграции, про которую почему-то не принято часто вспоминать. Создается такое впечатление, что сегодняшние проблемы интеграции — это нечто новое, так они подаются. А Вы загляните в исторические источники. Каждая очередная группа иммигрантов испытывала проблемы того же рода, то же неприятие. Немцы, например. Как долго им не доверяли! Или гугеноты! Жена принца Вильгельма Первого Оранского, основоположника династии, Луиза де Колиньи была из гугенотов. Народ ей не доверял. То есть каждую новую волну чужаков наблюдали сначала издалека, с опаской. А теперь посмотрите — самые влиятельные корпорации в Нидерландах принадлежат семьям с немецкими фамилиями (Vroom & Dreesman, C&A Бреннинкмаеров, всех не перечислишь) — и успешно работают! А все началось с того, что в XV веке Амстердам начал принимать беженцев, которых преследовали на родине за религиозные убеждения, прежде всего протестантов с территории современной Бельгии. Массовый исход из Антверпена в Амстердам. Затем пришла первая волна гастарбайтеров. Во время так называемого Золотого Века, XVII-го столетия, население Амстердама на одну треть составляли трудовые мигранты, в основном из Скандинавии и Германии. И без этих людей не было бы и Золотого Века. Таков непреложный закон — как только экономика процветает, приходит новая волна иммигрантов, которые, в свою очередь, обусловливают дальнейший экономический рост. И если бы мы воспринимали происходящее сегодня в рамках этой закономерной цикличности, наш диалог на тему интеграции звучал бы иначе.
По окончании конкурса «Вдохновение Интеграции» настоящая работа для Резы Атлаши только начинается. Все равно главного приза в 10 тысяч евро не хватит на реализацию его грандиозных планов. На базе своего виртуального проекта он собирается основать фонд. Помочь в реализации проекта уже выразили желание несколько голландских ученых, а также представители бизнес-сообщества. Причем помочь не деньгами. Одна крупная компания, например, в качестве спонсорской помощи составит для Резы Атлаши бизнес план: «Моя ключевая аудитория — молодежь. Ведь их менталитет еще на стадии формирования. К тому же они как рыбы в воде чувствуют себя в рамках таких виртуальных концепций, как моя. У каждого, у кого в руке мобильный телефон — весь мой музей на ладони. Я собираюсь воспользоваться новейшими технологиями, уже разработанными в лабораториях, но еще не примененными на практике. Вся моя коллекция — фото, текст, музыка, видео — будет мобильной, ее можно будет бесконечно передавать с носителя на носитель. Конечно, моя идея может быть воспринята, как политическая. Но я делаю ставку на искусство и культурное наследие, а не голландскую политику консенсуса, с помощью которой все равно ничего не изменишь. Время ускоряет темпы культурного познавательного процесса. Быстрее, быстрее, быстрее! Уже нет целого выходного на поход в музей. Я предлагаю музей-вспышку, мобильный музей. И это символично, так как нет темы мобильнее, чем тема миграции», — убежден Реза Атлаши.
И кто знает, возможно, так же, как в европейских текстах часто по-джойсовски нет точек, а в самой Европе нет границ, в музеях и в сознании больше не будет стен. Как поет популярная сегодня в Нидерландах группа Spinvis: «Lotus Europa, я купил ее в Швеции у одной женщины, она все равно больше не ездила, у нее было много колец на пальцах, она приехала из страны, где дети голодают и собаки замерзают намертво, а алкоголь весело переделывает мужчин, смейтесь до упаду, пейте до обморока, я в Lotus Europa еду по снежным холмам в кожаных брюках, а на востоке объявили войну и полетели гуси».
svobodanews
***
Дом, мастер, тотальные инсталляции
Дом Павла Кузнецова
– один из самых молодых в Саратове музеев, родившийся благодаря акциям музейщиков и художников. Теперь – еще один филиал Радищевского музея. Неудивительно, что общественный “градус” Дома по-прежнему высок. Выставки и “арт-акции” спешат сменить одна другую.
Название рождественской выставки звучит многозначно. Логотип “Колокол”, написанный по кругу, читается и как око, кол, около. Сотрудники музея по всему городу собирали колокольчики – бубенчики, звонки и звоночки для новой экспозиции, составляли сей чудный новогодний “хор”. Выставка имеет другое, собирательное название – “Звук”. В прошлом году у них тут был “Свет”, тоже инсталляция. Она складывалась из бесчисленных фонарей и фонариков – домашних, праздничных, каретных, железнодорожных, – помещенных в ладью (или гондолу?), вспыхивающую огоньками, как огромный светящийся мотылек.
А еще в прошлом году “у Кузнецова” происходил показ вертепных кукольных театров. И старинных рождественских открыток, и стилизованных под позапрошлый век нынешних, авторских. Можно было послать такую открытку своим родным с помощью немыслимо красивого антикварного почтового ящика. (Кстати, и сейчас еще успеете!)
А еще-еще раньше, в честь юбилея книги мистера Кэрролла, посетители музея прямо с порога попадали в страну Чудес, где разрешалось примерить корону карточной правительницы и побывать на чаепитии Мартовского Зайца. И даже – пролезть по тесной кроличьей норе. Тех, кто ее одолевал, ждала награда: исчезающая улыбка Чеширского Кота и уменьшающая микстура.
- Наш курс – тотальная инсталляция! – без тени улыбки говорит Игорь Сорокин, главный юморист и хозяин Дома.
“Музеефицируют” и “инсталлируют” сорокинцы постепенно и Дом, и двор, и улицу вокруг. Живопись у них дополняется артефактами и наоборот. Художники сажают по весне цветы, а осенью, среди оранжево-бордовых клумб, расставляют свои картины цветочной тематики. На выставке “Художник-чайник” преспокойно соседствуют натуральные носатенькие чайные символы и их живописные варианты. В основном, улетающие, растекающиеся по холсту чайники Андрея Окладникова.
Здесь всё и везде – музейное пространство, и зритель – его полноправный участник. Только недавно закрылся самый оригинальный из последних проектов – “Музейная долина” (получил премию благотворительного фонда В. Потанина). Карта Глебучева оврага и новейший по нему путеводитель, составленный стараниями художников и археологов, фотографов и биологов. Эксклюзивное домино “Старый Саратов” (можно было в него поиграть на улице Октябрьской). И – кульминация проекта: спуск на дно оврага и общества с помощью веревок и компаса. Не к новогоднему столу будет сказано, но в рамках проекта три дня работала установка, которая извлекала ток из… нечистот коллектора в овраге.
Скучать посетителям Дома не дадут ни за что. Вполне в духе четверки талантливых, веселых и очень изобретательных друзей: Кузнецов – Петров-Водкин – Уткин – Матвеев.
Сейчас в Доме Кузнецова появился и сам Кузнецов. Точнее, его изящная, лаконичная графика. Хороши артефакты, спору нет, но что может быть лучше легкого росчерка или свободного мазка Мастера?
Ирина Крайнова № 62 /Январь 2006/ www.rampa.ru/digest
***
Музей Изобразительных Искусств Мальты
Валлетта, South Street
Тел: 225769
Время работы:
Зимой: Пон - Суб 08.15-17.00; Воскр 08.15-16.15
Летом: Пон - Воскр 07.45-14.00
http://www.malta.ru/finearts.jpg
Экспозиция Музея включает в себя все лучшие образцы искусства, которые удалось найти на островах Мальтийского архипелага. Она отражает различные периоды развития искусств не только на Мальте, но и в Европе. До начала пятидесятых годов коллекция Музея существовала в разрозненном виде, экспонаты находились в других музеях, в старинных зданиях, хотя, в принципе, работы над созданием единого музея велись с 1921 года, когда первое правительство Мальты своим специальным указом учредило должность Куратора Искусств.
Искусство 11-17 веков представлено шедеврами кисти Пьетро Перуджино и Витторе Карпаччио; скульптурами Мельхиора Гафы и Джузеппе Маццуоли, - представителей школы Бернини.
Искусство 18 века представлено работами таких художников, как Антуан Феврэй, Бушер, Хьюберт Роберт, Джозеф Клод Вернет и др.
Залы, рассказывающие об искусстве 19 века, предлагают посетителям музея работы Доменико Морелли и Джузеппе Кали - ярчайших представителей Неаполитанской школы живописи.
Коллекция современного искусства Мальты включает скульптурные композиции Антонио Скортино, полотна художников Эдварда Каруана Дингли, Антона Инглотта, Вилли Апапа и Джианни Велла.
В Музее выставлены также коллекции изделий из серебра, керамики, старинного оружия.
Музею изобразительных искусств принадлежат две художественные галереи с постоянной экспозицией работ художников и скульпторов Мальты и многих других стран мира.
malta.ru/museums
***
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
http://www.museum.ru/img.asp?7379
Телефон: (81622) 7-3608, 7-3691, 7-3770
Адрес: 173007, Новгородская область, г. Новгород, Кремль, 11
Проезд: От ж/д и автовокзалов автобусами 4, 9; с Торговой стороны - авт. 4, 19, 2-к, 17
Режим работы:* Информация по тел.: (816-22) 7-3691 Внимание:
только по предварительной договоренности
Входная плата:* Объекты показа первой категории: Взрослые - 15 руб., школьники - 5 руб., студенты - 7 руб., второй категории взрослые 10 руб., школьники 3 руб., студенты 5 руб.
Интернет:
www.museum.ru/M654 - официальная страница
Грановитая палата Новгородского кремля - W764
www.novgorod.ru/city/history/ve/
эл. почта:
M654@mail.museum.ru,
culture@ctorstudio.com,
museum@kremlin.natm.ru
афиша, события и экскурсии
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания - 04.05.1865
18 мая - Международный день музеев
Описание:
Новгородский музей основан в 1865 году в связи с празднованием тысячелетия российской государственности и является одним из старейших музеев России.
С 1917 по 1940 гг. ему постепенно были переданы все архитектурные, исторические и художественные памятники города.
Во время Великой Отечественной войны его коллекции были частично уничтожены, частично - увезены в Германию, а архитектурные сооружения - разрушены.
В послевоенные годы Новгородский музей был создан заново, пройдя путь от Областного краеведческого до имеющего федеральный статус Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, включенного в Свод особенно ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Сформированная заново археологическая, нумизматическая, иконописная, ювелирная, книжная и др. коллекции уникальны не только сами по себе, но и возможностью вместе с грандиозным архитектурном и монументально-живописным комплексом XI-XIX вв. (в оперативном управлении музея находится 95 памятников зодчества) проследить взаимосвязанность и непрерывность исторического и художественного развития Великого Новгорода на протяжении целого тысячелетия. фонды музея насчитывают более 400 000 единиц хранения основного фонда.
Новгородское музейное объединение - едва ли не единственная в России музейная структура, полностью сохранившая за собою все имеющиеся до 1991 г. филиалы в гг. Боровичи, Чудово, Валдае, Старой Руссе, Великом Новгороде. Оно, объединение, имеет 36 экспозиций и стационарных выставок, половина которых за последние 10 лет были или кардинально перестроена (все экспозиции музея-усадьбы А.В. Суворова, музея колоколов в Валдае, музея Северо-западного фронта в старой Руссе, Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, ц. Спаса на Ильине в Великом Новгороде) или созданы заново: экспозиции Музея изобразительных искусств (Дворянское собрание); лицевого и орнаментального шитья XII-XVII вв. (Иоанновский корпус); стационарные выставки "Спасенные фрески" (гридница на Ярославовом Дворище), выставки а архитектурных памятниках собора Рождества Богородицы Антониев а монастыря, цц. Федора Стратилата на Ручью, Рождества Христова на кладбище в Великом Новгороде, Музей уездного города в Валдае, "История сельскохозяйственной школы имени Н. А. Некрасова" в Чудове.
Здание(я):
В оперативном управлении музея находится 170 сооружений, 95 из которых являются памятниками архитектуры XII-XIX в.в. Большая их часть включена: по решению ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия; по указу Президента России - в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации
Основатель:
Богословский Николай Гаврилович (1824-1892 гг.)
Основные экскурсии:
История Новгорода в легендах, преданиях, былинах
Сказ о городе под городом
Героическое прошлое Новгорода 11 - 17 вв.
По следам древних мастеров
Каменная летопись. Древняя Русь.
В крестьянской усадьбе
Археология о Великом Новгороде
Сказ о новгородском зодчестве и фреске
Новгород и новгородцы в войнах 17 - 20 вв.
Обзорная экскурсия по территории Новогородского объединенного музея-заповедника
Новгородский Софийский собор - замечательный памятник русской истории и культуры
Русское декоративно-прикладное искусство 11 - 19 вв.
История земли Новгородской
Древнерусское, русское и современное изобразительное искусство в собрании Новгородского музея
Прошлое и настоящее Новгорода
Ярославово дворище - историко-архитектурный музей-заповедник
К истоку Волхова
Путешествие в Вяжищскую обитель
История и архитектурные памятники Хутынского монастыря
Путешествие по новгородским монастырям
Музей народного деревянного творчества "Витославлицы"
"Спасенные фрески"
Образовательные услуги:
Детский музейный центр
Детская студия глиняной игрушки Святослава Тарасова
Лекционно-массовые циклы
1. "Путешествие в старину" (7 занятий) для дошкольников и 1-2 класс
2. "Мой город и я" (7 занятий) для дошкольников и 1-2 класс
3. "Музейная мозаика" (6 занятий) для дошкольников и 1-3 класс
4. "Маленький новгородец" (6 занятий) 1-3 класс
5. "Что такое памятник" (5 занятий) 3-5 класс
6. "Исторический калейдоскоп" (7 занятий) 3-5 класс
7." Город под городом" (6 занятий) 5-8 класс
8. "У золотых родников" (7 занятий) 5-7 класс
9. "Мир крестьянской культуры"(6 занятий) 5-8 класс
10. "Культура древнего Новгроода" (7 занятий) 5-8 класс
11. "В мире искусства" (4 занятия) 5-8 класс
12. "О святом и о святых: из истории русского православия" (7 занятий) для младшего и среднего школьного возраста
13. "В гостях у художника" (5 занятий) 5-10 класс
14. "Традиции народной культуры" (6 занятий) 9-11 класс
15." Архитектура и монументальная живопись Новгорода" (7 занятий) для учащихся средних и стьарших классов
16. "Героическое прошлое Великого Новгорода" (6 занятий) для учащихся 7 класса и старших школьников
17. "Страницы великой истории" (6 занятий) для учащихся 7 класса и старших школьников
18." ХХ век в судьбе Новгорода и новгородцев" (5 занятий) 9-11 класс
19. "Между двумя столицами" (6 занятий) для учащихся 8 класса и старших школьников
20 Абонемент - викторина "История и личность" (6 занятий) 7 класс
21. Абонемент -викторина "История и личность" (6 занятий) 8 класс
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Туристические маршруты:
Архитектурные памятники древнего Новгорода
Святая Русь - Великий Новгород
Археологические прогулки по древнему Новгороду
Прошлое и настоящее Великого Новгорода
Транзитный туристский маршрут
"Москва-Валдай-Боровичи-Кончанское"
Петербург-Чудово-Старая Русса
Санкт-Петербург - Новгород
Москва-Новгород-Санкт-Петербург
Местные достопримечательности:
Рюриково Городище. Перынский скит. Ц. Спаса Преображения на Ковалеве. Ц. Успения на Волотове (после реставрации). Ц. Спаса на Нередице (после реставрации). Ц. Николая на Пипно (после реставрации)
museum.ru
Галерея Уффици - энциклопедия лучших художников (Galleria degli Uffizi)
[показать]
Галерея Уффици - один из старейших музеев Италии и мира. Вы найдете его в самом сердце старой Флоренции. Города ставшего "родиной" Ренессанса и одним из лучших его произведений. Сердце знаменитого музея - коллекция не менее знаменитого рода Медичи, правившего здесь долгие годы. К моменту рождения музея, а произошло это примечательное событие во второй половине XVI века, она была одной из богатейших, лучших в мире.
Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (именно в Уффици хранится знаменитое тондо с изображением Святого семейства - единственное крупное живописное произведение неистового скульптора вне Сикстинской капеллы), Караваджо, Тициан… Имена, заставляющие замирать в сладостном предвкушении сердца ценителей прекрасного. Не говоря уже о великолепных образцах искусства Античности, а также произведениях (лучших произведениях!) художников французских, немецких голландских, фламандских… Лучшие художники, лучшие произведения.
В Уффици много замечательных и примечательных коллекций и экспонатов. Например, здесь хранится уникальное собрание автопортретов знаменитых художников. Конечно, автопортреты тружеников кисти, более или менее прославленных, можно найти в любом художественном музее. Но галерея автопортретов из Уффици собиралась сознательно и целенаправленно. Создавалась она как своего рода "доска почета" передовиком творческого "производства".
Основание этой драгоценной коллекции портретов старых и современных мастеров (действительно современных, ибо пополняется она до сих пор) было положено последним прославленным отпрыском дома Медичи - кардиналом Леопольдо Медичи в XVII веке (кардинал, кстати, увлекался не только искусством, но и наукой и даже в свое время числился среди покровителей Галилея).
Приступив к созданию галереи автопортретов, Леопольдо первым делом приобрел большую часть собрания произведений этого жанра римской Академии Святого Луки (евангелист Лука считался и почитался в Европе как покровитель искусства, по преданию он был первым человеком, запечатлевшим лик Девы Марии). Приобретая портреты старых мастеров, не забывал он и современности. И портреты знаменитейших художников того времени вошли в состав галереи. Следующие поколения не забывали о галереи. Уже в XVIII столетии герцог Пьетро-Леопольд приобрел для нее собрание аббата Пацци. Но все же основным источником обновления собрания стали сами художники. Иногда они присылали свои изображения сами, нередко само руководство Галереи Уффици выступало в роли заказчика. Получить такой заказ было почетно, и сразу ставило счастливчика (иногда заслужено, иногда нет) в один ряд с гениями прошлого.
Список художников, чьи портреты хранятся в знаменитом собрании, занимает несколько страниц. Рядом с именами титанов Возрождения, Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и легкомысленного, как все искусство XVIII века, Буше вы встретите множество имен незнакомых. Но, в первую очередь, вы, конечно, обратите на русские имена в этом списке. Кипренский, Айвазовский, Кустодиев, Иванов (только не Александр, а Виктор художник века ХХ).
В 1819 году Флорентийская Академия художеств впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому художнику. Им стал Орест Кипренский. Спустя 12 лет такая честь была оказана Карлу Брюллову, но тот, по каким-то причинам охладев к работе, его не окончил. Сегодня этот автопортрет хранится в коллекции уже не флорентийского, а петербургского музея. В 1874 году в галерею был помещен автопортрет Ивана Константиновича Айвазовского, в то время бывшего, действительно, одним из известнейших живописцев своего времени. Борис Кустодиев присоединился к ним в 1912 году и только в 1983 году там появился портрет Виктора Иванова.
С мнением создателей табеля о рангах (или, выражаясь языком современным, рейтингом) художников от Галереи Уффици можно спорить и не соглашаться, но явление это, безусловно, интересное. Заслуживающие самого пристального изучения, так, что, пережив атаку шедеврами мирового искусства, экспонирующимися в залах Уффици, загляните и в эту галерею, при случае. Всегда приятно видеть признание соотечественников иностранцами, не так ли?
C 2007 по 20012 год галерея будет закрыта на ремонт.
http://www.museum.ru/