"Милан Кундера в своей "Невыносимой легкости бытия" дал замечательное рассуждение о том,
что представляет собой "кич" и "кичевое" сознание.
Это такая картина мира, по словам Кундеры, из которой исключено наличие дерьма.
Все дискомфортное, все, что нарушает гладкое гармоничное мироощущение, просто объявляется несуществующим.
Это и есть кичевое сознание.
Вся наша жизнь – это борьба позитивной жизненной философии с философией кича, борьба за целостность жизни,
за то, чтобы принять в картину мира, в том числе, и то, что вызывает тревогу, вызывает дискомфорт,
будучи неотъемлемой стороной нашей жизни.
Стоит вспомнить формулу Канта: делай, что должно, и будь что будет.
Всегда есть зазор между реальными результатами и нашими целями, но, тем не менее,
наша задача – принимать эту непредсказуемость и быть открытым тем возможностям, которые возникают."
PSYLIB® – Д. А. Леонтьев. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА И КАК С НЕЙ НЕ ...
Милан Кундера.
Кич — это ширма, прикрывающая смерть.
Прежде чем нас предадут забвению, мы будем обращены в кич.
Кич — пересадочная станция между бытием и забвением.
Источник кича — категорическое согласие с бытием.
***
Человек проживает настоящее с завязанными глазами. Ему лишь дано думать или догадываться,что он живёт. И только позднее, когда ему развязывают глаза, он, оглядываясь на прошлое, осознает, как он жил и в чём был смысл его жизни
Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее. И напротив, абсолютное отсутствие бремени ведёт к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движение столь же свободны, сколь бессмыслены
- англ. kitch; нем. Kitsch. Прoдукт творчества, претендующий на художественную ценнoсть, но не обладающий ею. К., как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлениeм к усилению эффекта.
Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог Российской Государственной Библиотеки
Электронный ресурс "Научная сеть"
Образчик КИЧа
Иосиф Сталин
[показать]
http://pantoja.livejournal.com/69578.html
Основу кича формирует триада кич-идеология-политика.
Он прокладывает себе путь через смешение стилей и тенденциозность в искусстве, или, как назвал это Брох, «репрезентацию зла» (например, подчинение искусства религии в Средние века, морализирующая поэзия Лессинга ... Как реакционный феномен, кич, по Броху, относится не только к искусству, но и касается всех проявлений человеческой (общественной) жизни, от моды до политики, что очевидно, когда все вокруг погружено в среду кича.
Слова Милана Кундеры подтверждают, что кич занял устойчивое положение в политике; он утверждает, что кич стал эстетическим идеалом всех политиков, всех партий и движений. Современные политики и партийные лидеры либо невежественны, либо просто забыли хорошо известное высказывание Альбера Камю, что красота не служит никакой партии, но лишь человеческому страданию или свободе.
Наиболее опасно то, что политические движения вместо рассудительности отдают приоритет эмоциям. С другой стороны, идентичность кича создается не политической стратегией, полагает Кундера, но изображениями, метафорами, лексикой и архетипами, создавая политический кич. Кундера изобрел и понятие инквизиция кича. По его мнению, этого можно избежать в стране, где есть разнообразие политических движений. В таких обществах человек может сохранить свою индивидуальность таким же образом, как художник, создавая неожиданные работы.
Наибольшая опасность кича в том, что, как и наркотики, он может выдаваться дозировано, по чайной ложечке, с постепенным повышением дозы. Кич может казаться милым, любящим, сладким, мягким, сентиментальным и мелодраматичным. Другая сторона кича, однако, может симулировать силу, размах и значительность. Проект нацистского искусства - тому подтверждение.
Политический кич это мощное средство политической пропаганды и носитель идеологий. В этом он представляет экзистенциальную опасность, что особенно касается фашистских режимов. Как отметил В.Беньямин, фашизм постоянно следует линии эстетизации политической жизни, к чему В.Хог добавил, что благодаря этому снимаются все имущественные противоречия в обществе, поскольку массы получают эстетическое удовольствие от участия в парадах и зрелищах, увековечивая существующие имущественные отношения.
Разновидности политического кича
Рассматривая отношения между неврозом и кичем, Брох говорит о кровавом и слащавом киче. Например, Гитлер жил ради первой и любил вторую разновидность кича. Слащавый кич весьма распространен и присутствует в разных формах пропаганды и рекламы. Можно говорить и о других разновидностях кича. Так, Кундера рассматривал коммунистический кич (с его Первомаем и обязанностью каждого быть в этот день полностью счастливым и конформным), и американский кич (с его упором на «традиционные американские ценности» и «варварский коммунистический режим»). Существует и антикоммунистический кич, вырастающий из антикоммунистического фундаментализма (лозунг «красные бандиты!»). Общее для них то, что все эти разновидности требуют одномерного мышления, опираются на крайне упрощенные, искусственные и тривиальные допущения.
«Кичизация» мифа
Сфера, которая легче всего поддается воздействию кича – это сфера мифа. Мифическое сознание является темой междисциплинарных исследований в истории, социологии, психологии и культурологи. Эти теоретические подходы находятся в более-менее прямых отношениях с антропологией.
Можно согласиться с Брохом, что фундаментальная структура людских проблем всегда связана с теологией или мифом. Как форма культурных отношений миф амбивалентен. Дорфль проводит различие между позитивной мифопоэтической энергией и ложной мифогогической волей. Если первая создает новые мифы, влияющие на произведения искусства, на социальные и политические достижения, мифогогический аспект приводит к фетишизации и мистификации элементов, которые иначе не имели бы ценности. Другими словами, он приводит к «кичизации», опошлению мифа. Как следствие подобной девиации вкусов возникает кичевый миф, на основе которого расцветают иррациональные, фантастические представления и проявления бессознательного.
Дорфль также анализирует псевдо-мифы («мифы нашего времени»), представленные фашистскими и нацистскими мифами, мифами спортсменов, певцов и кинозвёзд. Обыватель обычно приписывает своему герою такие черты и способности, которые поднимают его на уровень мифического героя, хотя это и является ложным, искаженным образом, суррогатом. Итальянские эстетики подметили, однако, что современные мифические герои устаревают очень быстро и неизбежно; вот почему они прибегают к «дозированному» применению эффектов чистого кича (вспомним хотя бы таких героев как Бэтмен и Супермен с их развевающимися плащами, один из которых напоминает крылья летучей мыши, а на втором изображена большая буква «S»).
Перевод Андрея Маклакова
Полный текст документа доступен по адресу:
http://facta.junis.ni.ac.yu/pas/pas2007/pas2007-03n.pdf
"Сталинский Третий Рим и гитлеровский Третий Рейх были прежде всего вторичны, противоестественны — оттого страшны и одновременно так чудовищно безвкусны.
Чешский писатель Милан Кундера говорит: "Тоталитаризм — это империя кича".
Фашизм — это отсутствие стиля, программная эклектика: ритуалы, архитектура, тексты — все перемешано в один вульгарный вторичный продукт.
Диктатура не останется в веках в качестве творца "Большого стиля", высотки Посохина не станут пирамидой Хеопса просто потому, что новая история знает то, что было неизвестно древней.
Она знает то, чего боится любой преступник, — свидетеля. Таким свидетелем новой истории явилось христианство; духовная свобода сделалась безусловной мерой вещей.
Искусство новой истории, личностное искусство, насчитывает чуть более тысячи лет; древнее — безличное — десяток тысяч. Силы неравны, язычество постоянно берет реванш. Но пока существует хоть один свидетель, знающий иную точку отсчета, довольно и его, чтобы восстановить равновесие. Варварские государства называют таких людей инакомыслящими."
МАКСИМ КАНТОР КОММЕРСАНТЪ. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Новогодний ретро - КИЧ :-)
Кичевая поздравительная открытка нач. ХХ в.