• Авторизация


КИЧ_6 26-12-2008 06:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Юлия Попова, специальный корреспондент журнала «Эксперт».

В Москве продолжается Вторая биеннале современного искусства.

"...Сказать по правде, единственным «геополитическим» высказыванием на всей биеннале можно считать разве что участвующий в ее специальной программе проект

Виталия Комара и Александра Меламида «Любимая картина русского (американского, африканского и пр.) народа», придуманный еще в первой половине 90−х.

Поскольку дело давнее, напомню. Комар и Меламид опросили тысячу представителей упомянутых народов. Цель опроса — выяснить, что тот или иной считает хорошей картиной, то есть настоящим искусством. У россиян эта картина составила набор из «чего-нибудь божественного», «природы», «животных» и «детей». Так у Комара и Меламида и получилась «Любимая картина русского народа» — коктейль из «Утра в сосновом бору» (то есть тех самых шишкинско-конфетных «мишек»), «Христа в пустыне» и открытки с детишками; ее тут же прозвали «Явление Христа медведю». Тут не подкопаешься, тут без недомолвок и «широких возможностей для интерпретации» — работа проделана, результат предъявлен. Тут все точно, как в аптеке или на географической карте, — почти научная локализация представлений о прекрасном..."

***

[показать]

Раздел в постоянной экспозиции ГТГ «Российское искусство ХХ века»  представляет основные направления и действующие лица «авангардной линии». Особое внимание уделяется тем фигурам, которые, по мнению международно-признанных экспертов являются ключевыми для отечественного искусства – Илье Кабакову, Эрику Булатову,

Виталию Комару и Александру Меламиду,

Дмитрию Пригову и Александру Косолапову.


Среди основных тенденций выделены:
Лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х годов
Тенденции сюрреализма и абсурдизма (1960-е годы)
Метафизическое искусство (1960-1970-е годы)
Кинетизм (1960-1970-е годы)
Геометризм и минимализм (1960-1970-е годы)
Аналитическое и фотореалистическое искусство (1970-е годы)
Поп-арт (1970-е годы)
Соц-арт (1970-1980-е годы)
Леттризм (1970-1980-е годы)
Московский концептуализм (1970-1980-е годы)
Русский перформанс и хеппенинг (1970-1980-е годы)
Граффитизм (1980-е годы)
«Новая волна» (1980-е годы)
Политическое искусство (1980-е годы)
Нео-дадаизм (1980-е годы)

На материалах коллекции сотрудниками отдела был подготовлен курс лекций по истории и теории русского искусства 2-половины ХХ века.
 

14 июня 2001 г. в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге Марат Гельман и директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в торжественной обстановке подписали договор о передаче Маратом Гельманом части своей коллекции российского актуального искусства в дар Русскому музею.

 Марат Гельман подарил крупнейшему российскому музею около 60 работ, в числе которых произведения В.Комара и А.Меламида, В.Кошлякова, А.Савадова и Г.Сенченко, О.Голосия, Инспекции "Медицинская герменевтика", С.Волкова, Е.Китаевой, Кулика, А.Ройтбурда, Д.Гутова, Б.Михайлова, И.Макаревича и др.

Зам. директора ГРМ Евгения Петрова в своем выступлении отметила, что впервые с дореволюционных времен Русский музей получает столь большое пополнение своей коллекции со стороны соотечественника, сравнив Марата Гельмана с такими известными русскими меценатами, как Морозов и Третьяков.

Работы из коллекции Гельмана войдут в постоянную экспозицию Русского музея, размещенную в Мраморном дворце.

Список работ, переданных М.Гельманом в ГРМ:

1. Виталий Комар / Александр Меламид.

Выбор русского народа. Любимая картина.

1995. Холст, масло.

2. Виталий Комар / Александр Меламид.

Выбор русского народа. Нелюбимая картина.

1995. Холст, акрилик.

3. Виталий Комар / Александр Меламид.

Выбор украинского народа. Любимая картина.

1995. Холст, масло.

4. Виталий Комар / Александр Меламид.

Выбор украинского народа. Нелюбимая картина.

1995. Холст, акрилик.

5-8. Виталий Комар / Александр Меламид.

Наша Москва глазами обезьяны. Серия работ.

© 1999-2008 Антикварный портал 'Русский антиквариат'

КИЧ

(можно не задумываться о том, с какого языка и как точно это переводится, – на этот счет нет ясности даже у специалистов. Во всяком случае, не от «кичливый», – а как было бы любопытно: что-то вроде «кичливая пошлость»)

– эстетическая пошлость; особо – эта пошлость, выработавшая свой стиль; особо – сознательное использование такого стиля,

еще вариант –

– использование пошлостью стиля, как способа себя замаскировать и таким образом узаконить, –

так как снобизм требует от своих адептов прежде всего искусства стиля, в особом фаворе у утонченной публики может оказываться и этот. Согласитесь, когда человек высокоразвитый тешится кичем, это пикантно; это заставляет вас воображать ту неизмеримую высоту, на которой он стоит, где всем уже, видимо, пресытился и откуда нисходит...

• Когда культуры хватает лишь на то, чтобы знать, как выглядит пошлость, но не на то, чтобы не быть пошлым, – тогда выручает «кич»: подай пошлость как стиль – и ты весьма «comme il faut».

• Если кич – «эстетическая пошлость», то народное искусство – это «эстетическая наивность». В том и разница; в том и совпадение. Кич должен быть пошл до наивности, – тут-то он и трогает души избранных эстетов; наивность же может нечаянно выдавать пошлость... И все же эти две вещи следует различать.

Александр Круглов. Словарь

http://alkruglov.narod.ru/gloss10.html

ГЛУПОСТЬ

 

Из “Лексикона истории культуры”

С. П. КАПИЦА. Это — вопрос стиля, вопрос вкуса. Я бы сказал, что глупость одного — это гениальное откровение для другого, и наоборот. Часто все зависит от установки личности, от того, как и кто это сделал.

В науке, как, я думаю, и в искусстве, есть понятие подлинной ценности и есть понятие кича.

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/5/glupost-pr.html

Кич (нем. Kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять)


Мировоззренческо-стилистический компонент массовой культуры. Термин «К.» возник во второй половине XIX в. Хотя само явление существовало задолго до его определения, подлинное развитие оно получило лишь с появлением средств массовой коммуникации. Еще Гёте писал, что техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства, что наглядно продемонстрировал К.
Захват им различных областей культуры происходил постепенно. Прежде всего он вторгся в литературу, породив чтение такого рода, которое принято называть бульварным. Сегодня это почти все «дамские романы», творчество Жаклин Сьюзен, Гарольда Роббинса, Анны и Сержа Голон и многих многих других. В кон. XIX в. К. предъявил права на эстраду и прикладное искусство. Утонченные увеселения аристократии сменились грубостью, плоскостью буржуазных зрелищ. Их программы подчинилась вкусу нуворишей (Это, только с поправкой на политику, прекрасно показано в известном американском мюзикле Боба Фосси «Кабаре», 1972). Вкус тех же любителей открыток с амурчиками, порхающими над целующейся парой, с полногрудыми дамами, демонстрирующими глубокое декольте и подвязки с розовыми бантиками, верных поклонников кичевого романа.
С появлением кинематографа, телевидения, видео этот вкус распространился и на них. К. стал товаром, имеющим постоянный широкий сбыт. Его отличиями стали жизнеподобие в мелочах, мнимая значительность, обманчивая актуальность. В эстетическом же отношении это — нивелировка сюжета, сведение многозначности смысла к тривиальности житейской прописи, замена сложного эмоционального ряда простейшими психофизиологическими актами, эротическим возбуждением, кратковременным нервным шоком, стимуляцией агрессивности. Это и искажение литературной классики в угоду массовому вкусу (фильмы: «Снега Килиманджаро», 1952, «Убийцы», 1964, «Манон-70», «Волшебная гора», 1983 и др.). Сведение биографии великих людей к изложению пикантных подробностей их личной жизни («Генри и Джун», 1990, «Возлюбленный язычник», 1959, «Джексон Поллок: американская сага», 1993 и др.) Увлечение мистикой и ужасами («Изгоняющий дьявола», 1973, «Дракула», 1992, «Хрустальный башмачок и роза», 1976 и др.)
А. Моль в книге «Кич, искусство счастья» справедливо утверждал, что К. это не только стиль в литературе и искусстве, но и отношение к нему потребителей. Кичмен жаждет описаний «сладкой» жизни тех, кто не стеснен в средствах: аристократов, дам полусвета, финансовых магнатов, звезд кино, телевидения и эстрады и им подобных, что позволяет давать описания роскошных апартаментов и увеселительных заведений, полный реестр великосветских развлечений, «возвышенные» страсти и диалоги, пристойную дозу эротики или откровенный секс, то есть, всё то, чем зачитывалась несчастная Настя из горьковской пьесы «На дне».
На иной основе строятся взаимоотношения современного потребителя и неоки-ча. Если старый К. стремился к красоте, какой она представлялась неразвитому вкусу нуворишей, то есть к пошловатой красивости, то К. сегодняшний сознательно ввел моду на безобразное. Потребитель нередко
239
понимает, что вещь некрасива и нефункциональна (например, чайник в форме кошки или дом в виде башмака) и именно поэтому покупает ее, чтобы идти в ногу со временем, не выглядеть отсталым. Столь тесной связи эстетики с престижностью не знал старый К. Нынешний заказчик и потребитель К. принадлежит к тому слою населения, для которого характерны достаточная материальная обеспеченность, довольство собой и жизнью, тяга к постоянному украшательству ее все новыми и новыми вещами и развлечениями. Погружаясь в иллюзорный мир К., его потребитель обнаруживает сходство своих стремлений, своих представлений о морали, нравственности, эталонах успеха со стремлениями и представлениями героев книг, фильмов и телепередач. Для него важно только одно условие: показанное или написанное должно обладать всеми внешними приметами жизнеподобия.
К. апеллирует к инстинктам; теоретическое обоснование этого исследователи находят у 3.Фрейда, поскольку К. нередко делает ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью. Манипулирование сознанием реципиентов, точный учет психологии восприятия в сочетании с прогрессом технических возможностей распространения К.-продукции — основы как К., так неокича. Одной из разновидностей неокича является кэмп. По мнению С.Зонтаг суть кэмпа — пристрастие ко всему неестественному, искусственному, чрезмерному. Наиболее волнующим зрелищем объявляются те киноленты, которые входят в ежегодно составляемый критиками список десяти самых плохих фильмов. Новым успехом начинает пользоваться старая итальянская киче-вая серия картин с участием феноменального силача Мациста. Кэмпмен приходит в восторг от наиболее безвкусных кичевых украшений. Постмодернизм нередко иронически обыгрывает кэмп, превращая его в элемент художественного фристайла.
Лит.: Карцева Е. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977;

 Kitsch: The World of Bad Taste. Ed. G.Dorfles. N.Y., 1969;

 Moles A. Le Kitsch, L'art du bonheur. Paris, 1971; Stemberg J. Le Kitsch. P., 1971.

www.gumer.info

"Я полагаю, что единственно правильный вариант в РЯ именно кич (а не китч).


1. Из нем.-рус. слов. под ред. К. Рейна :

der Kitsch – кич, халтура, безвкусица (в литературе, искусстве)


2. Из нем.-рус. слов М. Я. Цвиллинга :
der Kitsch – кич; безвкусица (иск., лит.)


3. Большой словарь эрудита, на http://longsoft.ru/html/4/k/kit4.html есть:
КИТЧ
кич (нем. Kitsch), дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внеш. эффект. В худ. пром-сти 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. К. распространился как пром. имитация уникальных изделий. В 1960-80-е гг. предметы К. стали распространённым явлением массовой культуры.
(Большой Российский энциклопедический словарь)


4. Словари Грамоты.Ру дают два написания – кич и китч.

Традиционно в нем. языке транскрипция буквы "ч" – это "tsch". Например: der Tscheche – чех; tschetschenisch – чеченский. Наконец их знаменитое tschues (чююс!) – пока.
И нигде не выделяется звук "т"!
Полагаю, в РЯ нет никаких оснований для написания "киТч".

(C)Минка

"Психолог Моулс считает, что универсальность и суггестивная сила китча коренятся в его способности приспосабливать все неординарное к обыденной жизни."
Цит. по: Биофилософия. – М., 1997. Со ссылкой на: Moles F. Psyhologie des Kitsches. Muenchen, 1972.

"В то время как китч, словно гном, ускользает от любой дефиниции, в том числе и исторической, одной из его неотъемлемых характеристик является фикция и тем самым нейтрализация не существующих реально чувств. Китч пародирует катарсис. "
(Теодор В. Адорно. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.)

www.gramota.ru

Кич — это ширма, прикрывающая смерть.

Прежде чем нас предадут забвению, мы будем обращены в кич.

Кич — пересадочная станция между бытием и забвением.

Источник кича — категорическое согласие с бытием.

 Милан Кундера "Невыносимая лёгкость бытия"

Масскультура для избранных

Эстетическая несостоятельность германского нацизма – своего рода аксиома в системе доказательств гипотезы о принципиальной эстетической несостоятельности тоталитарных режимов. Правда, если учесть, что гитлеровский режим просуществовал чуть больше 12 лет, из которых 6 лет ушли на войну, что в основе идеологии лежали вздорная расовая теория и антиинтеллектуализм, что художественная элита в основной массе своей покинула страну – то бесплодие нацизма, не сумевшего и не успевшего вырастить для себя вдохновенных талантливых певцов, легко объяснимо.

Советский режим, ни в коем случае не бывший зеркальным отражением германского нацизма (о чем в запале любили потолковать перестроечные публицисты 1980-х), тем не менее опровергнул гипотезу и проявил-таки эстетическую состоятельность. Не сразу, конечно. Если пустить в ход арифметику и подсчитать, что набралось на дне советской эстетической копилки к 1929 году (то есть через те же 12 лет), то там найдется не так уж много. Зато потом начало прибывать, и довольно борзо. Пласт советской художественной культуры толстел на глазах, набирал массу и гравитационную постоянную, излучал в пространство и пользовался авторитетом. Это была доморощенная, негибкая, инкубаторская, идеологизированная художественная культура. Но ее вывезло то, что, прервав традицию, она не отказалась от наследия.

Гитлеровцы жгли книги. Большевики сажали их под замок спецхрана. Гитлеровцы «ариизировали» культуру с помощью антропометрических обмеров черепов ее созидателей. Большевики только лишь требовали произнести ритуальную формулу идеологической верности. Гитлеровцы попытались выстроить все сначала, на голом опустевшем месте. Большевики лишь качнулись в эту сторону, поняли, что ни черта не получается, и отказались от идеи тотальной новизны.

В самые дремучие времена советский школьник, отравленный программными стихами Демьяна Бедного, через некоторое время получал противоядие – стихи Пушкина; посозерцав в Третьяковке знаменитое полотно «Два вождя после дождя», в соседнем зале снимал морок созерцанием врубелевского «Демона»; сразу после очередного партийного псалма слышал из тарелки репродуктора «Арию варяжского гостя» или «Вальс цветов».

Единственное, в чем сошлись два смертельно ненавидевших друг друга режима, что согласно породили на свет, – это Большой Стиль. Видимо, тяга к Большому Стилю, к массовой культуре в версии для избранных, то есть к кичу, – это архетипический эмбрион политического тоталитаризма, идеологическая опухоль, растущая из эстетической ткани.

Тоталитарный кич действительно един и опознается всюду. Он – в страсти к многотысячным шествиям, к упорядоченности движения, к речевкам, маршам и гимнастическим апофеозам. Он – в безликих многотонных монументах, в архитектурной мегаломании и эклектике, в плац-парадности любой площади. Он – в статичной живописи, где застывшие в ритуальных позах фигуры непременно что-нибудь олицетворяют, причем просто и понятно. Он – в бодром и оптимистичном кинематографе, все планы которого залиты потоками непонятно откуда падающего света, а паузы между диалогами заполнены напористой музыкой. Он – в уравновешивающей мегаломанию страсти к мелочам, отличкам, петличкам, значкам, нашивкам, кокардам, шевронам и галунам, в стремлении ввести не только ведомственную, но и социальную униформу, в стремлении привинтить табличку с обозначением социальной роли прямо на тело человека.

Большой Стиль – понятное лжеискусство для непонятливых – не нуждается в творцах, ему достаточно ремесленников. И он опасен тем, что соблазняет настоящих художников своей масштабностью и всенародностью.

 Башня из слоновой кости, повторенная в Большом Стиле, оказывается Дворцом Советов...

© 1997-2008 Независимая газета

"Смысл искусства, его высота и глубина не только в индивидуализации творчества,

но в нахождении способа воспроизведения бытия в его неповторимости.

Культура может механически воспроизводиться (повторяться) в индивидах при нулевом уровне сознания.

Отсюда термин — массовая культура.

Искусство не повторяется.

То, что называется массовым искусством — не искусство, а всего лишь вид культурной деятельности.

Искусство — это то, что утверждает нас внутри нас, в нашем сознании, при виде подлинного произведения."

Леонид Тазьба

***

"..Живой русской культуре противостоят тоталитаризм как таковой, империализм как таковой, кич как таковой, серость как таковая, вне их государственной принадлежности и идеологической окраски. Кич и бездарность не менее космополитичны, чем подлинное творчество, только они, в отличие от последнего, всегда стремятся прикрыть свою содержательную нищету "заботой о национальных интересах".

Журн. "Урал" № 6 2007

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КИЧ_6 | srael1 - 2_ART | Лента друзей srael1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»