Конь с человеческим достоинством
На въезде в Воронеж со стороны Московской трассы установили довольно неоднозначную скульптуру коня
На прошлой неделе на территории отеля «Яр» появился мощный бронзовый конь с рельсом в зубах, высотой три с половиной метра и весом три тонны. И, несмотря на короткий обрубленный хвостик, достоинства коня видны невооружённым глазом.
Над созданием чудо-жеребца целый год трудился скульптор Максим Дикунов. Пообщаться с самим автором нам не удалось, сейчас он отдыхает от трудов праведных, зато мы побеседовали о творении Максима с его родителями, известными воронежскими скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак.
[показать]
«Настоящий художник должен быть правдив»
По словам Эльзы Николаевны, руководство «Яра» объявило конкурс на лучший памятник, символизирующий дух и атмосферу отеля. Каким конкретно должен быть памятник, в условиях конкурса не упоминалось. Дикуновы—Пак предложили множество эскизов на выбор руководству «Яра», но в результате заказчики остановились на коне.
[показать]
— Памятник Максим изготавливал один, а мы иногда помогали советом, — рассказала нам Эльза Пак. — Конь символизирует собой благородство, силу и мощь, не зря у него во рту железный рельс — это своеобразное противоборство цивилизации и природы. Помните, как у Есенина в одной из поэм: конь мчится вдоль железной дороги и пытается обогнать поезд, но ему это не удаётся («Сорокоуст». — «Ё!»). У нас же природа одерживает верх.
А вот, что символизирует огромное достоинство коня, корреспондентам «Ё!» выяснить так и не удалось. Скульптор Иван Дикунов на наш вопрос отрезал:
Не в коня корм...
— Нечего туда лезть! Это же природа, здесь всё естественно.
Однако, на наш непрофессиональный взгляд, детородный орган коня, да и филейные его части всё же слишком напоминают человеческие... Впрочем, судите сами.
Мы поинтересовались у руководства отеля «Яр», почему они остановили свой выбор именно на этом коне.
— Изначально не было известно, что это будет за скульптура, — говорит специалист по рекламе отеля «Яр» Юлия РОЩУПКИНА. — Главным условием было, чтобы она вписывалась в общую атмосферу нашего отеля и отвечала его названию (своего коня Максим Дикунов назвал Ярыж. — «Ё!»). Работа Максима Дикунова понравилась директору отеля «Яр» Яне Борисовне Чернышовой больше всего. По её словам, вариант скульптуры Максима превзошёл все её ожидания и она сразу поняла: это именно то, что она хочет.
Татьяна ПЕЛИПЕНКО. Фото Андрея АРХИПОВА.
[показать]
Первая русская матрешка «Девочка с петухом». Художник С.В.Малютин. Токарь В.П. Звездочкин. 1899-1900гг. Москва.
[Фото — «Русские наперстки»]
Лиля Пальвелева
В Москве, в Музее матрешки, существующем при Фонде художественных промыслов Российской Федерации, открылась выставка, на которой прослеживаются связи этой игрушки с народным костюмом.
У матрешки, одновременно, счастливая и незавидная судьба. То, что, начиная где-то с 1960-х годов, она из детской игрушки превратилась в самый распространенный русский сувенир, в значительной мере ориентированный на иностранцев, спасло промысел от угасания, но, одновременно, и повредило ему...
Полностью:
http://www.svobodanews.ru/Article/20...134937253.html
Музей китча | Epsilon agency
Экспозиция самодеятельных художников, прозванная в народе Музеем китча на базе Kivikeskus stone center в Суоми, Финляндия.
***
Редактор и ведущая Лиля Пальвелева
Четыре года ушло на подготовку масштабной выставки "Пленники красоты", Открывшейся сейчас в Третьяковской галерее. Зрители увидят лучшие образцы так называемого "салонного искусства" - течения, существовавшего в России с 1830 по 1930 годы.
Выставка русского академического и салонного искусства называется "Пленники красоты". И это очень удачное название.
Уж как только не бранили суровые передвижники салонных живописцев! Дескать, и не красота у них, а красивость, демонстрация дурного вкуса. Самое мягкое из определений - "беспечальные художники". А они и вправду отказывались изображать мерзости жизни, и если писали, к примеру, вдовушек (а на выставке их несколько, разных авторов), то молоденьких и, несмотря на траур, прелестных.
"Я отношусь к этому направлению как историк искусства, а не его апологет", - говорит Татьяна Карпова, куратор экспозиции, которую можно сейчас увидеть в той части Третьяковки, что в одном здании с ЦДХ на Крымском валу.
Татьяна Карпова: Сверхзадач у меня было несколько. Во-первых, выпустить этого джинна из бутылки, наконец, и прекратить навечное заточение в запасниках этого искусства. На самом деле, непримиримой вражды не было между двумя этими направлениями. На выставке видно, что художники из демократического лагеря часто искушались этой красотой, падали в этот салон или пытались те схемы композиционные, те жанры чисто салонные поднять на высокий художественный уровень, как это делает Суриков и Репин и многие другие.
Лиля Пальвелева: Татьяна Карпова подчеркивает - все, представленные на выставке работы, отличает отточенное профессиональное мастерство. Не случайно же, многие авторы были отличниками Академий художеств! Чему-чему, а ремеслу там учить умели.
Татьяна Карпова: Вторую половину 19 века салонно-академическое искусство было хранителем заветов живописного мастерства. И уже на следующем этапе Врубель не ходил в Третьяковскую галерею, его совершенно не интересовал ни Суриков, ни Шишкин. Он из художников выделял Семирадского, Константина Маковского и Рициони, и вдохновлялся именно этими мастерами и у них учился. Кроме всего прочего, это пропущенное звено эволюции. Сейчас мне совершенно это очевидно.
Салонный академизм - это исток модерна. Вот вы увидите здесь медузу Сведомского, и тоже работу Сведомского "Фульвия с головой Цицерона" - это ранние вещи, это начало 80-х годов, но вся формула модерна уже есть в этих вещах.
Лиля Пальвелева: На выставку "Пленники красоты" надо приходить, запасясь временем. И дело не только в том, что экспозиция состоит из 500 произведений. Особое удовольствие сравнивать хрестоматийные работы известных художников (Брюллова, Верещагина, Серова, Сомова) и тех, чьи имена помнят только специалисты. Картины между собой перекликаются, поскольку развешаны так, чтобы представить разные направления салонного искусства: в одном зале - историческое, в другом - ориентальное, затем - подражание античности и прочее, и прочее:
Запоминается зал под названием "Дольче вита". Он посвящен долгожителю салонного искусства - итальянскому жанру. Здесь царит настрой вечного праздника. Горы в розовой дымке, у кипарисов и виноградных лоз тщательно прорисованы просвечивающие на солнце листья; пейзане, приняв изящные позы, молятся у часовни, девушки закатывают в истоме глаза и играют на тамбуринах. Тут впору вслед за Жевакиным из гоголевской "Женитьбы" воскликнуть: "Италианочки - этакие розанчики!"
Это во многом декоративные полотна - подчеркивает Татьяна Карпова.
Татьяна Карпова: Они не столько предназначались для музеев и выставок, сколько для частных особняков. Через посредничество рам, сами рамы - это произведения искусства, как правило, которые тоже в определенном стиле, вписывались в интерьеры эпохи историзма. Проход по выставке, мы думали так, что он должен напоминать путешествие по особняку эпохи историзма, где в русском стиле могла оформляться столовая, в турецком или мавританском курительные комнаты или ванные комнаты оформлялись, где в стиле второго рококо оформлялись будуары, то есть вот такую модель мы имели в виду.
Мы старались вводить предметы декоративно-прикладного искусства в эту выставку, правда, делать это деликатно, чтобы не загромоздить выставку мебелью, вазами. Мне даже кажется, что их маловато, потому что все время такое чувство, что эта живопись просит поддержки и мебели, и фарфора, и стекла.
Лиля Пальвелева: Экспонаты для выставки предоставили и ведущие столичные, и провинциальные музеи. А еще - частные коллекционеры.
Татьяна Карпова: Потому что, конечно, это искусство музеи приобретали мало, особенно, в 20-м веке. Произведения этих художников оседали в частных собраниях. Целый ряд полотен мы взяли из частных собраний.
Одна из таких находок и достопримечательностей этой выставки - это работа Семирадского "Светочи христианства. Факелы Нерона". Основной ее вариант - это колоссальная картина - находится в Кракове в Национальном музее, а на выставке у нас представлено повторение, сделанное для известного коллекционера Боткина. Эта картина после революции ушла из России, и следы ее были потеряны. В этом году на лондонском аукционе она была приобретена для российского частного собрания и предоставлена нам на выставку в авторской раме.
Есть отдельные художники достаточно редкие для музеев, но очень популярные в 19-м веке, например, художник Белолли, о котором писал Стасов, для Стасова это была такая "красная тряпка", для него это был пример такого квази-салона. Из частного собрания к нам пришла "Купальщица" Белолли.
В тех случаях, когда какие-то были лагуны, когда мне чего-то не хватало, то мы обращались к частным собраниям, так как отдел экспертизы Третьяковской галереи контактирует со многими частными коллекционерами, у нас хорошие с ними отношения.
Лиля Пальвелева: "Гвоздем программы" называет заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Лидия Иовлева картину Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине".
Полотно привезли из Петербурга, из Русского музея.
Лидия Иовлева: Это, конечно, такая квинтэссенция того искусства, которое показывается сегодня на выставке. Поэтому мы ее и вынесли на банер, просто понимая, что это самая популярная, самая известная и самая большая картина этого искусства. Она впервые в Москве. Она даже и в старые времена, до революции, не привозилась. В свое время она производила очень сильное впечатление на многих. Восторг пережил, по-моему, еще и Петров-Водкин в свое время и целый ряд других художников.
Лиля Пальвелева: Диву даешься, что могло пленить такого художника, как Петров-Водкин в полотне, про которое нынешние искусствоведы с восхищением говорят: "Какая махровая салонная картина!"? Быть может, светопись?
Из письма Семирадского: "Давно мечтал о сюжете из жизни греков. В этом сюжете я нашел громадный материал - солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток".
Теперь - наша постоянная рубрика "Уникальный экспонат".
Неподалеку от Воронежа есть так называемое "Маякское городище" - очень древний комплекс фрагментов строений, датируемых 9 веком до нашей эры. Строения возвели предки современных осетин - аланы. На меловых блоках, из которых сложены крепостной ров и стены, сохранились надписи, сделанные хазарскими рунами. Об этих надписях рассказывает Татьяна Дмитриенко, сотрудник историко-археологического заповедника "Дивногорье".
Татьяна Дмитриенко: На крепостной стене во время археологических раскопок было обнаружено очень много блоков с рисунками и с рунами, вот с этими самыми знаменитыми тюркскими, хазарскими рунами, которые до сих пор пока, к сожалению, не расшифрованы. Часть из них находится в Эрмитаже, потому что Эрмитаж тоже принимал участие в этих раскопках. Вещи действительно уникальные, и сама крепость уникальная по своей конструкции. Прорубался ров вокруг крепостной стены, и одновременно из него как раз вырубались вот эти меловые блоки, которые легли в основу стены.
До находок на маяцких блоках подобных рун было известно очень мало. Это были фрагментарные какие-то куски, то есть набора полного в них не было. Находки на блоках маяцкой крепости дали им полный набор этих рун. Когда они стали работать с полным набором рун, перевод у них не получался. Они поняли, что столкнулись с такими рунами, которые им неизвестны.
Есть такое предположение, что эти руны не какие-то магические письмена, а вот стояли воины, охраняли крепость, времени было много и в перерыве, когда им нечем было заняться, брали они какой-то острый предмет и им на мягком мелу рисовали и писали. Может быть и так "Здесь был Вася", только аланский "Вася".
Мое личное мнение, что все-таки это больше какие-то отдельные надписи. Может быть, это были аланские стихи, написанные любимой девушке. Навряд ли это было что-то типа летописи, которая велась на стенах.
Лиля Пальвелева: Рассказ Татьяны Дмитриенко записал наш корреспондент Виктор Андреев.
www.svoboda.org
[показать]
В Государственной Третьяковской галерее (На Крымском Валу) проходила уникальная выставка работ академической и салонной живописи "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 - 1910-х годов". Знаменитые авторы этих работ резонно считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз… >> Подробнее