• Авторизация


КИЧ_2 26-12-2008 06:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Конь с человеческим достоинством

На въезде в Воронеж со стороны Московской трассы установили довольно неоднозначную скульптуру коня

На прошлой неделе на территории отеля «Яр» появился мощный бронзовый конь с рельсом в зубах, высотой три с половиной метра и весом три тонны. И, несмотря на короткий обрубленный хвостик, достоинства коня видны невооружённым глазом.

Над созданием чудо-жеребца целый год трудился скульптор Максим Дикунов. Пообщаться с самим автором нам не удалось, сейчас он отдыхает от трудов праведных, зато мы побеседовали о творении Максима с его родителями, известными воронежскими скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак.

[показать]

«Настоящий художник должен быть правдив»

По словам Эльзы Николаевны, руководство «Яра» объявило конкурс на лучший памятник, символизирующий дух и атмосферу отеля. Каким конкретно должен быть памятник, в условиях конкурса не упоминалось. Дикуновы—Пак предложили множество эскизов на выбор руководству «Яра», но в результате заказчики остановились на коне.

[показать]

— Памятник Максим изготавливал один, а мы иногда помогали советом, — рассказала нам Эльза Пак. — Конь символизирует собой благородство, силу и мощь, не зря у него во рту железный рельс — это своеобразное противоборство цивилизации и природы. Помните, как у Есенина в одной из поэм: конь мчится вдоль железной дороги и пытается обогнать поезд, но ему это не удаётся («Сорокоуст». — «Ё!»). У нас же природа одерживает верх.
А вот, что символизирует огромное достоинство коня, корреспондентам «Ё!» выяснить так и не удалось. Скульптор Иван Дикунов на наш вопрос отрезал:

Не в коня корм...

— Нечего туда лезть! Это же природа, здесь всё естественно.
Однако, на наш непрофессиональный взгляд, детородный орган коня, да и филейные его части всё же слишком напоминают человеческие... Впрочем, судите сами.
Мы поинтересовались у руководства отеля «Яр», почему они остановили свой выбор именно на этом коне.
— Изначально не было известно, что это будет за скульптура, — говорит специалист по рекламе отеля «Яр» Юлия РОЩУПКИНА. — Главным условием было, чтобы она вписывалась в общую атмосферу нашего отеля и отвечала его названию (своего коня Максим Дикунов назвал Ярыж. — «Ё!»). Работа Максима Дикунова понравилась директору отеля «Яр» Яне Борисовне Чернышовой больше всего. По её словам, вариант скульптуры Максима превзошёл все её ожидания и она сразу поняла: это именно то, что она хочет.

Татьяна ПЕЛИПЕНКО. Фото Андрея АРХИПОВА.

Джим Моррисон родом с Москвы, или Блюдо антиамериканизма в меню ...

... имеем дело с тенденциями, порождающими одно и то же дитя - идеологию фашизма. ... Кич и бездарность не менее космополитичны, чем подлинное творчество...


...Все эти эволюции могут вызвать только одну историческую ассоциацию - с тем, что происходило в начале ХХ века в жизни двух великих наций Европы - итальянцев и немцев после первой мировой войны. Тогда тоже естественная забота о национальной идентичности стала эксплуатироваться в политических целях власть имущими и вскоре выродилась в обыкновенную ксенофобию. В обоих случаях мы имеем дело с тенденциями, порождающими одно и то же дитя - идеологию фашизма...
Итак, в процессе развития постсоветской государственности антиамериканизм изменяет свою природу, становясь средством идеологической манипуляции. Политиками российское общество ставится в тотальную оппозицию к Америке. Но для простых граждан России на деле это означает необходимость совершать выбор не между интересами двух обществ - российского и американского, а между интересами двух империализмов - американского и российского. Для гражданского общества России это - ложный выбор, совершаемый на чужом поле и по чужим правилам, диктуемыми интересами правящих слоёв. Для него американский империализм не более страшен, чем империализм отечественный. Ему, и, соответственно, живой русской культуре, противостоят тоталитаризм как таковой, империализм как таковой,
кич как таковой, серость как таковая, вне их государственной принадлежности и идеологической окраски.
Кич и бездарность не менее космополитичны, чем подлинное творчество, только они, в отличие от последнего, всегда стремятся прикрыть свою содержательную нищету «заботой о национальных интересах»...

Одним словом, противостоят друг другу не Пушкин и Уитмен, не Айвз и Шостакович, не Рэй Бредбери и братья Стругацкие... Даже не На-на и Бон Джови. Все они существуют в едином поле общемирового культурного процесса. А противостоят друг другу господа политики - ну и пусть себе!.. Только имеет ли смысл играть в их игры тому, для кого интерес познания и творчества выше сиюминутной государственной конъюктуры? Русская культура слишком долго пребывала в изоляции, заплатив за это страшную цену современного застоя и вторичности, чтобы ещё раз пойти на самообман.
 
КИЧ
(китч, нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen — дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen — «для кухни»),

дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в к-ром основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве.
В художественной промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже К. распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение.
В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения.
К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения.
В каждой стране обнаруживаются национальные особенности К. Широкое распространение К. получил и в России. В современном мире К. настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей (Т. А. Фетисова).
Ретрокич—мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич - современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки.
Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами).
Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича.

Для Кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность.

В отличие от подлинных видов искусства Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса К. являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданые в вульгаризованном, поверхностном виде.

Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
 
 
 
[показать]

Искушение

СТАРЫЕ ОТКРЫТКИ
в фондах музея-заповедника "Кижи"
 

Массовая культура

мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип; имеет негативные следствия для общественной жизни; является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом». Среди ее направлений и проявлений:
– средства массовой информации (СМИ), транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;
– система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования;
– индустрия формирования имиджа;
– индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.

В массовой и высокой культуре направление творческой мысли прямо противоположное: в массовой создатель тащится в хвосте у потребителя, в высокой – художник вытаскивает потребителя до уровня высокохудожественных ценностей.

Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка, утилитарно-развлекательная направленность; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости и рыночному безвкусию.

Имидж (с англ. – «образ», «изображение» ) – ассоциируется с понятиями престижности, репутации, с его помощью реальность подменяется расплывчатыми, но приятными и успокаивающими иллюзиями, используется для манипуляции общественным мнением в торговом бизнесе. (Манипуляция есть мошенничество, махинации, жульничество).

Кич – (от нем. – «удешевлять», или англ. – «для кухни») – одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение кич получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

www.pedagogika-cultura.narod.ru/

[показать]

Первая русская матрешка «Девочка с петухом». Художник С.В.Малютин. Токарь В.П. Звездочкин. 1899-1900гг. Москва.
[Фото — «Русские наперстки»]

Лиля Пальвелева

В Москве, в Музее матрешки, существующем при Фонде художественных промыслов Российской Федерации, открылась выставка, на которой прослеживаются связи этой игрушки с народным костюмом.
У матрешки, одновременно, счастливая и незавидная судьба. То, что, начиная где-то с 1960-х годов, она из детской игрушки превратилась в самый распространенный русский сувенир, в значительной мере ориентированный на иностранцев, спасло промысел от угасания, но, одновременно, и повредило ему...
Полностью:
http://www.svobodanews.ru/Article/20...134937253.html

Музей китча | Epsilon agency

Экспозиция самодеятельных художников, прозванная в народе Музеем китча на базе Kivikeskus stone center в Суоми, Финляндия.

***

Редактор и ведущая Лиля Пальвелева

Четыре года ушло на подготовку масштабной выставки "Пленники красоты", Открывшейся сейчас в Третьяковской галерее. Зрители увидят лучшие образцы так называемого "салонного искусства" - течения, существовавшего в России с 1830 по 1930 годы.
Выставка русского академического и салонного искусства называется "Пленники красоты". И это очень удачное название.
Уж как только не бранили суровые передвижники салонных живописцев! Дескать, и не красота у них, а красивость, демонстрация дурного вкуса. Самое мягкое из определений - "беспечальные художники". А они и вправду отказывались изображать мерзости жизни, и если писали, к примеру, вдовушек (а на выставке их несколько, разных авторов), то молоденьких и, несмотря на траур, прелестных.
"Я отношусь к этому направлению как историк искусства, а не его апологет", - говорит Татьяна Карпова, куратор экспозиции, которую можно сейчас увидеть в той части Третьяковки, что в одном здании с ЦДХ на Крымском валу.

Татьяна Карпова: Сверхзадач у меня было несколько. Во-первых, выпустить этого джинна из бутылки, наконец, и прекратить навечное заточение в запасниках этого искусства. На самом деле, непримиримой вражды не было между двумя этими направлениями. На выставке видно, что художники из демократического лагеря часто искушались этой красотой, падали в этот салон или пытались те схемы композиционные, те жанры чисто салонные поднять на высокий художественный уровень, как это делает Суриков и Репин и многие другие.

Лиля Пальвелева: Татьяна Карпова подчеркивает - все, представленные на выставке работы, отличает отточенное профессиональное мастерство. Не случайно же, многие авторы были отличниками Академий художеств! Чему-чему, а ремеслу там учить умели.

Татьяна Карпова: Вторую половину 19 века салонно-академическое искусство было хранителем заветов живописного мастерства. И уже на следующем этапе Врубель не ходил в Третьяковскую галерею, его совершенно не интересовал ни Суриков, ни Шишкин. Он из художников выделял Семирадского, Константина Маковского и Рициони, и вдохновлялся именно этими мастерами и у них учился. Кроме всего прочего, это пропущенное звено эволюции. Сейчас мне совершенно это очевидно.
Салонный академизм - это исток модерна. Вот вы увидите здесь медузу Сведомского, и тоже работу Сведомского "Фульвия с головой Цицерона" - это ранние вещи, это начало 80-х годов, но вся формула модерна уже есть в этих вещах.

Лиля Пальвелева: На выставку "Пленники красоты" надо приходить, запасясь временем. И дело не только в том, что экспозиция состоит из 500 произведений. Особое удовольствие сравнивать хрестоматийные работы известных художников (Брюллова, Верещагина, Серова, Сомова) и тех, чьи имена помнят только специалисты. Картины между собой перекликаются, поскольку развешаны так, чтобы представить разные направления салонного искусства: в одном зале - историческое, в другом - ориентальное, затем - подражание античности и прочее, и прочее:
Запоминается зал под названием "Дольче вита". Он посвящен долгожителю салонного искусства - итальянскому жанру. Здесь царит настрой вечного праздника. Горы в розовой дымке, у кипарисов и виноградных лоз тщательно прорисованы просвечивающие на солнце листья; пейзане, приняв изящные позы, молятся у часовни, девушки закатывают в истоме глаза и играют на тамбуринах. Тут впору вслед за Жевакиным из гоголевской "Женитьбы" воскликнуть: "Италианочки - этакие розанчики!"
Это во многом декоративные полотна - подчеркивает Татьяна Карпова.

Татьяна Карпова: Они не столько предназначались для музеев и выставок, сколько для частных особняков. Через посредничество рам, сами рамы - это произведения искусства, как правило, которые тоже в определенном стиле, вписывались в интерьеры эпохи историзма. Проход по выставке, мы думали так, что он должен напоминать путешествие по особняку эпохи историзма, где в русском стиле могла оформляться столовая, в турецком или мавританском курительные комнаты или ванные комнаты оформлялись, где в стиле второго рококо оформлялись будуары, то есть вот такую модель мы имели в виду.
Мы старались вводить предметы декоративно-прикладного искусства в эту выставку, правда, делать это деликатно, чтобы не загромоздить выставку мебелью, вазами. Мне даже кажется, что их маловато, потому что все время такое чувство, что эта живопись просит поддержки и мебели, и фарфора, и стекла.

Лиля Пальвелева: Экспонаты для выставки предоставили и ведущие столичные, и провинциальные музеи. А еще - частные коллекционеры.

Татьяна Карпова: Потому что, конечно, это искусство музеи приобретали мало, особенно, в 20-м веке. Произведения этих художников оседали в частных собраниях. Целый ряд полотен мы взяли из частных собраний.
Одна из таких находок и достопримечательностей этой выставки - это работа Семирадского "Светочи христианства. Факелы Нерона". Основной ее вариант - это колоссальная картина - находится в Кракове в Национальном музее, а на выставке у нас представлено повторение, сделанное для известного коллекционера Боткина. Эта картина после революции ушла из России, и следы ее были потеряны. В этом году на лондонском аукционе она была приобретена для российского частного собрания и предоставлена нам на выставку в авторской раме.
Есть отдельные художники достаточно редкие для музеев, но очень популярные в 19-м веке, например, художник Белолли, о котором писал Стасов, для Стасова это была такая "красная тряпка", для него это был пример такого квази-салона. Из частного собрания к нам пришла "Купальщица" Белолли.
В тех случаях, когда какие-то были лагуны, когда мне чего-то не хватало, то мы обращались к частным собраниям, так как отдел экспертизы Третьяковской галереи контактирует со многими частными коллекционерами, у нас хорошие с ними отношения.

Лиля Пальвелева: "Гвоздем программы" называет заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Лидия Иовлева картину Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине".
Полотно привезли из Петербурга, из Русского музея.

Лидия Иовлева: Это, конечно, такая квинтэссенция того искусства, которое показывается сегодня на выставке. Поэтому мы ее и вынесли на банер, просто понимая, что это самая популярная, самая известная и самая большая картина этого искусства. Она впервые в Москве. Она даже и в старые времена, до революции, не привозилась. В свое время она производила очень сильное впечатление на многих. Восторг пережил, по-моему, еще и Петров-Водкин в свое время и целый ряд других художников.

Лиля Пальвелева: Диву даешься, что могло пленить такого художника, как Петров-Водкин в полотне, про которое нынешние искусствоведы с восхищением говорят: "Какая махровая салонная картина!"? Быть может, светопись?
Из письма Семирадского: "Давно мечтал о сюжете из жизни греков. В этом сюжете я нашел громадный материал - солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток".
Теперь - наша постоянная рубрика "Уникальный экспонат".
Неподалеку от Воронежа есть так называемое "Маякское городище" - очень древний комплекс фрагментов строений, датируемых 9 веком до нашей эры. Строения возвели предки современных осетин - аланы. На меловых блоках, из которых сложены крепостной ров и стены, сохранились надписи, сделанные хазарскими рунами. Об этих надписях рассказывает Татьяна Дмитриенко, сотрудник историко-археологического заповедника "Дивногорье".

Татьяна Дмитриенко: На крепостной стене во время археологических раскопок было обнаружено очень много блоков с рисунками и с рунами, вот с этими самыми знаменитыми тюркскими, хазарскими рунами, которые до сих пор пока, к сожалению, не расшифрованы. Часть из них находится в Эрмитаже, потому что Эрмитаж тоже принимал участие в этих раскопках. Вещи действительно уникальные, и сама крепость уникальная по своей конструкции. Прорубался ров вокруг крепостной стены, и одновременно из него как раз вырубались вот эти меловые блоки, которые легли в основу стены.
До находок на маяцких блоках подобных рун было известно очень мало. Это были фрагментарные какие-то куски, то есть набора полного в них не было. Находки на блоках маяцкой крепости дали им полный набор этих рун. Когда они стали работать с полным набором рун, перевод у них не получался. Они поняли, что столкнулись с такими рунами, которые им неизвестны.
Есть такое предположение, что эти руны не какие-то магические письмена, а вот стояли воины, охраняли крепость, времени было много и в перерыве, когда им нечем было заняться, брали они какой-то острый предмет и им на мягком мелу рисовали и писали. Может быть и так "Здесь был Вася", только аланский "Вася".
Мое личное мнение, что все-таки это больше какие-то отдельные надписи. Может быть, это были аланские стихи, написанные любимой девушке. Навряд ли это было что-то типа летописи, которая велась на стенах.
Лиля Пальвелева: Рассказ Татьяны Дмитриенко записал наш корреспондент Виктор Андреев.
www.svoboda.org


[показать]

В Государственной Третьяковской галерее (На Крымском Валу) проходила уникальная выставка работ академической и салонной живописи "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 - 1910-х годов". Знаменитые авторы этих работ резонно считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз…
>> Подробнее

КИЧ

Один из главных подарков городской администрации - кич как генеральный стиль празднования. У домов в центре города вдруг появилась такая веселенькая раскраска, что дома начали походить на кремовые торты. Сделан генеральный заказ на создание декорации для спектакля под названием "Блистательный Санкт-Петербург празднует свое 300-летие". Которая призвана, видимо, отвлечь внимание от рушащихся и трескающихся домов, от падающей лепнины и балконов, от разрушающегося старого Ленинграда-Петербурга, в котором живет большая часть побежденного населения. Новый стиль уловили уже многие. Например, в городе продаются открытки художника Парамонова. На первый взгляд простые виды города: Исаакиевская площадь, Спас на Крови, Никольский собор. Но если присмотреться, обнаруживаются две странности. Цвета применены такие, каких нет в реальности, причем именно того рода, какие внедряются нынче, - лживо-яркие и кичевые. А кроме того, на акварелях некоторые здания, мосты, памятники сдвинуты или повернуты таким образом, чтобы виды оказались "более красивыми", чем на самом деле.
www.mn.ru
 
 
Кич - (от немецкого Kitsch, буквально "халтура", от английского for the kitchen "для кухни", предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
 
***
"сила воображения регулируется также искусством, особенно поэзией. нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса."
 
***
Кич как явление появился именно для массового потребителя "искусства", для небогатого рядового покупателя. И до сих пор это так.
Но антикварный кич имеет своих серьёзных коллекционеров и цены на некоторые старые кичевые произведения довольно внушительные.
 
***
 
Ъ - Китч-инфицированные
...Немецко-русский словарь еще более категоричен: "Kitsch -- пошлость, безвкусица, халтура в искусстве"...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КИЧ_2 | srael1 - 2_ART | Лента друзей srael1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»