• Авторизация


Завершена реставрация самой древней в России иконы 25-04-2009 12:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Завершена реставрация самой древней в России иконы

Икона XI века св. апп. Петра и Павла из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника представлена после реставрации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) в Москве, специалисты которого в течение шести лет работали над спасением уникального памятника.

Как сообщил на пресс-конференции, посвященной завершению реставрации, директор Новгородского музея-заповедника Николай Гринёв, "это древнейшая икона, существующая на территории России". Икона имеет точную дату – она была написана для Софийского собора, первого каменного собора в Новгороде, в середине XI века. "Привычных для нас алтарных преград, состоящих из множества икон, не было; в соответствии с греческой традицией была алтарная преграда, состоящая из двух больших икон, между которыми натягивалась завеса", – – рассказал он. Одной из двух таких икон в Софийском соборе была икона Петра и Павла, которая сохранилась полностью. Автором ее, вероятнее всего, был византийский мастер, за плечами которого многовековой опыт.

Н. Гринев

Отвечая на вопрос журналистов о "возможности возвращения иконы в собор", Николай Гринёв отметил, что об этом не может идти речи. "Все иконы из коллекции музея когда-то находились в храмах, иконы создавались для храмов,  подчеркнул он. – Но, создавая новый храм или украшая старый, не надо идти по пути "донашивания" икон наших предков", сказал он. В каждом веке храмы пополнялись новыми иконами, современники дарили новые иконы, храмы украшались. "Вот эту хорошую традицию надо сохранить и более активно использовать, – считает он. – Если мы хотим украсить храм – то по старой русской традиции мы должны заказать икону, написать ее, заказать оклад. Если мы этого не будем делать, то XXI век не останется в истории культуры".

Во время Великой отечественной войны икона Петра и Павла была вывезена в Германию. Как рассказал директор музея, в августе 1941 года была спешно объявлена эвакуация. Новгородский музей вывез огромное количество своих культурных ценностей, но, к сожалению, не все. Коллекцию икон вывезти не удалось. Через Новгород проходила линия фронта, которая стабилизировалась на три года. "Как ни странно, когда начались обстрелы, немецкое командование среагировало на письмо одного из сотрудников музея, оставшихся в Новгороде, и приняло решение эвакуировать из фронтового города культурные ценности, – рассказал Н. Гринёв. – Их эвакуировали во Псков, из Пскова – в Ригу, потом под Кенигсберг. В конце войны коллекция оказалась у американцев, которые аккуратнейшим образом старались ее вернуть". Однако в процессе перевоза часть коллекции была утрачена. Из 600 вывезенных икон вернулось только 478.

Сейчас в коллекции музея насчитывается 2,5 тысячи памятников русской иконописи, в основном это иконы 14-17 веков, гораздо меньше – 18 века. Сейчас, однако, появляется особая коллекция, и она уже большая, состоящая из "народных икон", сказал Николай Гринёв. "В былые времена никто на мелкие иконы внимания не обращал – хватало шедевров, а сегодня мы собираем уже иконы, которые писались для дома", – – отметил директор Новгородского музея.

М. ШимаханскаяО процессе реставрации оклада иконы рассказала ведущий научный сотрудник ГосНИИР Марина Шимаханская. В 1940-х годах оклад был снят с иконы, его части фрагментировались, появились деформации. При реставрации все фрагменты – около 600 – были очищены от загрязнений, выправлены.

Как говорится в пресс-релизе ГосНИИР, икона "Апостолы Петр и Павел" – – одна из самых больших (236 х 147 см) во всем византийском мире. С конца 90-х годов состояние сохранности иконы стало резко ухудшаться. В 2002 году икона поступила на реставрацию в ГосНИИР. Все работы проводились под микроскопом: со сложнейшего рельефа были удалены остатки предыдущих реставраций и загрязнения, затем приклеивались крохотные частицы красочного слоя в несколько квадратных миллиметров каждая. Уникальную по сложности работу осуществил специалист института, реставратор высшей квалификации Юрий Рузавин. На левом поле оставлен один черно-грязный кусочек – чтобы показать, какой была икона до реставрации.

В ближайшее время икона будет доставлена специальным транспортом, оборудованным климатической установкой, в Новгород.

Елена Бажина Благовест-инфо

 

Тайны старых карт

(Кокоша А.Д.)

http://www.wlf.ru/maps/articles/mysteries.html

ИП Назаренко Ю.И. © 2002-2009 гг.


 

 

 

Исследование и атрибуция тиснения по левкасу на иконах XVIв.

В. В. Игошев

В публикациях последних лет внимание исследователей нередко привлекают драгоценные оклады древнерусских икон, выполненные в технике басмы, или тиснения по металлической фольге. Оклады икон рассматриваются не просто как образцы декоративно-прикладного искусства, имеющие большую художественную и историческую ценность, но как часть самой иконы, составляющая с ней единый и неразрывный комплекс. Он складывается порой веками, обладает сложной символикой и литургическим смыслом.

Полностью: http://art-con.ru/node/487
 


 

[показать]

Группа реставраторов и работни­ков охраны памятников в Ферапонтовом монастыре.

У стены слева сидят Л. А. Лелеков и П. В. Перцев, на крыльце В. В. Филатов, Н. Н. Померанцев, Л. М. Колтунова, Г. Р. Столова, О. В. Лелекова.

16 июля 1967 г. Фото Г. Вздорнова © art-con.ru


 

[показать]

...За века своего существования иконы...теряли присущую им звучность красок и живость рисунка, неоднократно подвергались поновлениям. Чтобы открылся сияющий колорит авторской живописи, они, как правило, нуждаются в реставрации - в удалении позднейших наслоений, в укреплении разрушенного левкаса и красочного слоя...

www.booksite.ru


 

[показать]

(C) www.ekaterina.pravoverie.ru

Лит.:

"Описание состояния и предлагаемые методы реставрации киотов...ПСО" «Реставратор». - Л., 1991.


 

Основной стимул реставрационного деяния — стимул сохранения, спасения памятника.

И.Э.Грабарь

Замены в местах утрат должны гармонично сочетаться с целым и в то же время отличаться от оригинала, с тем чтобы, реставрация не фальсифицировала художественной и исторической документальности монумента.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ХАРТИЯ ПО КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТОВ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ (Венеция, 1964 г.)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Завершена реставрация самой древней в России иконы | srael1 - 2_ART | Лента друзей srael1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»