• Авторизация


Иконопись XV - XVIII в.в., Реставрация 25-04-2009 11:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иконопись XV - XVIII в.в.

[показать]

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции.
http://museum.pereslavl.ru/expoz/ikona.htm

 

 
ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

(Вечерняя Москва №38 28.02.2002.)

В московской антикварной лавке обнаружена уникальная икона работы Симона Ушакова


В истории искусства не бывает исчерпанных тем. Про великих мастеров, кажется, все известно, все их работы изучены, описаны. А что давно исчезло, того уж не вернешь. Но обратная дорожка из небытия все-таки существует.

- На днях пришли за консультацией, - говорит известный искусствовед и реставратор Савелий ЯМЩИКОВ. - Показывают эту икону Богородицы очевиднейшего мастерства. Есть, мол, подозрение, что вещь очень ценная. А по нижнему краю ковчежка надпись идет. Спрашиваю: прочесть не смогли? - Прочли, отвечают, разобрали, но засомневались... Слишком громкое имя...
Это действительно так. Для XVII века Симон Ушаков такой же гений, как Андрей Рублев - для XV столетия!

- Савелий Васильевич, не может быть подпись поддельной?

- Во-первых, она в одном слое с живописью иконы. Во-вторых, известны подписные вещи Ушакова. И во всех работах есть палеографическое соответствие. А в-третьих, и надписи могло не быть. Столичная школа и уверенная рука мастера чувствуются сразу. Эта икона интересна тем, что на ее полях изображены святые Марфа и Федор Стратилат - небесные покровители царя Федора Алексеевича и его сестры Марфы Алексеевны. По-видимому, икона была заказана знаменитому мастеру либо царской семьей, либо людьми, близкими к престолу.

- Но как же удалось найти Богородицу с младенцем? Живопись в отличном состоянии, великолепный оклад с эмалями...

- Оклад, по-видимому, задуман одновременно с иконой. Это вершина мастерства московских ювелиров XVII века. Но детективного сюжета не ждите. Икону просто принесли в один из московских антикварных магазинов, и в ближайшее время она будет выставлена на аукционе. Но находка сенсационная и потрясающая. Она показывает, какие вещи продолжают ходить "по рукам". В регистр работ московского мастера добавилось уникальное творение 1677 года. Открытия еще будут!
Ольга НИКОЛЬСКАЯ

orthodoxantique.ru

 
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.
В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.
В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».
В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.
Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

 
Реставрация масляной живописи

 

 
[показать]

Деревянная скульптура “Никола Можайский” (XVII в.) расписана темперой по грунту.
Реставратором Л. Г. Лапиной роспись раскрыта из-под поновлений, укреплены грунт и красочный слой, удалены профилактические заклейки. Раскрытие из-под записей велось под микроскопом, микроскальпелем, без применения растворителей.
http://nauka.relis.ru/15/9901/15901043.htm

 

 

 
 

 
[показать]

17х22 см, 160 стр., илл., твердый переплет, суперобложка, Л., 1989 г.

 

 
ИКОНЫ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ (отрывки из книги)
Истоки иконописания. Иконы XVI в.
http://www.kenozerje.17-71.com/koltzova-ikony.htm

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иконопись XV - XVIII в.в., Реставрация | srael1 - 2_ART | Лента друзей srael1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»