• Авторизация


икона XVI века 25-04-2009 11:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

В Саратовскому государственном художественном музее имени А.Н.Радищева хранится
икона XVI века «Илья Пророк в пустыне».
Икона эта, как гласит надпись на обороте, была куплена в Москве саратовским купцом Д.Н.Спириным как икона Новгородского письма.
Рассказы о подвигах Ильи, одного из многочисленных пророков, можно прочитать в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств. Христианство, зародившись в недрах иудейской религии, включило Библию, или Ветхий Завет, в свой канон. Таким образом, в развитом христианстве библейские пророки стали восприниматься как провозвестники Христа и были введены в сонм христианских святых.
Христианское учение, став государственной религией Византии и получив тщательно рассказ разработанные отцами церкви обряды, быстро распространилась и в конце X века было принято на Руси.
Успех новой религии во многом определялся сходством «функций» того или иного святого с чтимым в народе языческими божествами. В частности, Илья Пророк, гневливый и неистовый ревнитель Бога, взятый на небо в огненной колеснице, органично соединился в сознании русского человека с образом грозного Перуна, главного божества славян, повелителя грома и дождя. Постепенно, вытеснив его, Илья стал одним из самых популярных в народе святых, который, по представлению крестьянина, дает дождь или ведро, хранит дом и урожай от пожара, наказывает неправедных огнем. Его лику придавали обычно суровое, гневное выражение, в полном соответствии с его характером.
Культ Ильи установился на Руси довольно быстро. Иконы с его изображением были особенно популярны на Севере.
В XVI веке наряду с иконами, представляющими одного или нескольких святых получают распространение и житийные иконы, рассказывающие о важнейших событиях жития святых. В этом случае главный образ помещается в центре (среднике), а «деяния» изображались по его сторонам в прямоугольных клеймах.
Широкое распространение житийных икон и житийной литературы было связано со множеством причин. Это и возросший интерес к человеку, и все большая потребность в утешении, справедливости. Заступничестве, и стремление сделать икону более понятной действенной, усилить ее назидательные тенденции, превратить в орудие государственной политики. Вместе в тем увеличивается количество художников, не принявших монашество и относящихся к иконописным сюжетам более трезво, обусловило большее проникновение в иконы жизненных деталей, нарастание повествовательного начала.
Икона саратовского музея вполне характерна для этого времени. Как это обычно бывало, средник, собственно образ для поклонения, выдержан в более традиционном духе.
Изображено «сидение» Ильи Пророка, куда удалился после обличения царя Ахава, поклонявшегося языческим божествам. Там Илью кормил, приносивший хлеб и мясо.
Поворот головы и массивной фигуры Ильи, детали окружения: горки, условные деревья, текущий у ног ручей, летящий ворон – переходят из одной иконы в другую. Но искусство XVI века, декоративное и радостное, оказало влияние на трактовку образа. Суровый старец с развевающимися космами волос становится более благообразным. Черты лица смягчены, сглажены, линии округлы и плавны.
Вокруг средника размещены двенадцать клейм. В первом клейме – рождество Ильи. В верхней части представлен его отец – пророк Савах, которому снится, что ангелы влагают в уста младенцу огонь, сходящий с небес. Это, вероятно, возникший более поздний апокрифический мотив.
Втрое клеймо показывает обличение Ахава, после которого, покарав царство Израильское голодом, Илья удаляется в пустыню, в третьем и четвертом пророк изображен в доме вдовицы Сарептской, где он два года чудесным образом кормился неиссякающей горстью муки и воскресил из мертвых сына вдовицы.
В пятом, шестом и седьмом клеймах иллюстрируется библейская легенда о том, как Илья, желая доказать истинность своей веры, собрал на горе Кармил 450 жрецов Ваала и 400 пророков дубравных, предлагая им просить своих богов ниспослать огонь на жертвы. Все призывы жрецов оказались тщетными, а по молитве Ильи огонь спустился с небес. После этого пророк побивает языческих жрецов у потока Киссона.
В восьмом клейме Илья изображен предстоящим Богу. Как уже говорилось, в сознании христианина библейские святые были провозвестниками царства Божия на земле, а потому Илья представлен беседующим с Христом.
Клейма нижнего ряда продолжают рассказ о деяниях Ильи, записанных в Библии. В девятом – помазание на царство Азаила, приближенного сирийского царя, в десятом – Илья исцеляет огнем 50 воинов, присланных к нему царем Охозией с просьбой вернуться из пустыни, в одиннадцатом – пророчество Ильи царю Охозии о его смерти за неверность богу.
Огненное восхождение Ильи мы видим на последнем клейме. Бывший единственным свидетелем восхождения ученик пророка Елисей получает от Ильи милоть (плащ) и знак того, что Илья передает ему свой «дух». Такая иконография «Вознесения Ильи» с изображением большого красного ореола – «облака» - окружающего фигуру пророка и колесницу, сложилась на русской почве и получила распространение в иконописи именно в XVI века.
Художественный язык иконы условен: часть здания, стилизованное дерево или горка дают представление о месте действия, а несколько человеческих фигурок обозначают десятки, иногда сотни людей. Мастер, написавший икону, владеет этим языком очень уверенно.
В клеймах иконописец менее связан с каноном. Своеобразная архитектура, расписанные узорами стены, нежные красочные сочетания отражают нарядность русских храмов. Одеяние Азаила напоминает русскую богатую одежду XVI века: шитая золотом ткань подбитой мехом шубы, круглая шапочка, тоже отделанная мехом, длинные свисающие рукава с обшлагами, нижняя темно-синяя рубаха.
Художник, исполнивший икону, обладал тонким пониманием эмоционального воздействия цвета и чувством колорита. Икона производит радостное, праздничное впечатление сочетанием интенсивно-золотого фона с повторяющимися пятнами киноварно-красного в одежде. Кроме этого созвучия, художник вводит в колорит иконы многочисленные оттеки розовых, лиловых, желто-коричневых, голубовато-зеленых, интенсивно черных тонов. На зрителя воздействует изысканный и гибкий ритм, тонкий, даже прихотливый рисунок, изящество удлиненных пропорций фигур, уверенная компановка.
В иконе нет резкого стремительного движения, нет эмоционального напряжения. Сильнее всего выступают в ней черты многолетней выучки художника, тщательно хранимых в течение веков правил написания. Высокая степень профессионального мастерства.

Галина Федорова


 
Пятая выставка «Реставрация музейных ценностей России» открывается 28 декабря 2006 года в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж». Срок се работы - с 28 декабря по 13 января наступающего года.
Организатор выставки - старейшее реставрационное учреждение России Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Пятый по счету форум реставраторов страны приходится па недолгий русский период канунов Нового года - старого и нового летосчисления. Предметы искусства, сохраненные в фондах музеев усилиями собирателей, хранителей и что является предметом настоящей выставки - реставраторов, свидетельствуют о высоком мастерстве художников и ремесленников Запада и Востока, давних и современных. Исследованных, восстановленных и копированных в специализированных реставрационных организациях, музеях, библиотеках, архивах и учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Владимира, Вологды, Егорьевска, Костромы, Суздаля. Произведения искусства предстанут перед Зрителями в максимально приближенном к замыслу создателей виде.
В числе экспонатов выставки памятник древнерусской иконописи «Богоматерь Кипрская, с изображением праздников и явлений чудотворных икон Богоматери, в 36 клеймах», в клеймах которого нашли отражение редкие сюжеты русской письменности. Реставрация выполнена в Центре им. И.Э. Грабаря. Священные облачения, литургические ткани, предметы повседневной одежды народов России представлены в экспозициях Российского этнографического музея. Центра им. И.Э. Грабаря, Государственного Эрмитажа. Они соседствуют с декоративными панно и шпалерами, отреставрированными мастерами Музея декоративно-прикладного искусства и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Артефакты, обнаруженные в Москве, местностях Русского Севера, Греции, Римской империи, Азии, Западной Европе. Их реставрация осуществлена в Центре им. И.Э. Грабаря и его Архангельском филиале. Управление контроля за сохранением и использованием объектов археологического наследия «Москомнаследис». Музее искусства народов Востока, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже и Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Среди экспонатов последнего - клад Старого Гостиного двора в Москве. Государственный Эрмитаж выставляет стенопись «Бодхисаттва Манчжушри со свитой. Восточный Туркестан, оазис Турфан, монастырь Безеклик. XI в.» обнаруженная первой русской Туркестанской экспедицией академика С.Ф. Ольденбурга в начале XX века. Государственный Русский музей представил на суд зрителей «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, в первом браке - Ржевской, во втором -Маскале» кисти Д.Г. Левицкого. Заметим, в оригинальной раме. Как и шедевр живописи, восстановленной в мастерских музея. Живописные и графические портреты, виды городов и селений, издания, предметы обихода пушкинской поры круг реставрационных работ сотрудников Музея А.С. Пушкина.
Документы на бумажной основе - древние грамоты и свидетельство о рождении, выданное в советском ЗАГСе, обрели достойный исторического документа вид в руках специалистов Центра им. И.Э. Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Реставраторы рукописей возвращают к жизни древние памятники, выполненные на пергаменте, некоторые образцы которых также можно увидеть па выставке.
Реставрационная документация свидетельствует о том, что в результате профессионального вмешательства каждый экспонируемый памятник культуры и искусства действительно обрел новую жизнь.
Радостно сознавать, что учебные заведения России готовят новое поколение реставраторов - людей интереснейшей профессии. Работы, выполненные студентами и дипломниками, поражают своим вполне взрослым мастерством.
www.new-manege.ru

 
[показать]

17 век
varvar.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник икона XVI века | srael1 - 2_ART | Лента друзей srael1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»