В колонках играет - Мумик - Новая луны апреляНастроение сейчас - :-|Познать себя рекомендовал (Надпись на храме Аполлона в Дельфах) еще
Сократ -- со своим обычным лукавым ехидством, -- как исходно необходимое,
самое вроде бы простое и одновременно неисчерпаемо сложное, чтобы уже после
познавать все остальное, внешнее. Есть мир в человеке; и есть человек в
мире, объемлющем все, включающем в себя и человека.
Мы познаем мир через себя и посредством себя. Через свои чувства и
мышление, посредством своей центральной нервной системы. Мы имеем дело не с
миром, а со своими представлениями о нем. Любая честная философия
идеалистична, справедливо сказал Шопенгауэр. Сейчас умру -- и разрушу
Вселенную, сказал Воннегут. Доказывать можно даже неоспоримые истины, сказал
Уайльд.
Но когда вам на голову падает кирпич, то дело вы имеете как раз с
внешним миром, не имея о том никакого представления, поскольку сознание было
моментально отшиблено этим кирпичом, что отнюдь не помешало ему исправно
огреть вас по черепу. Достославное противоречие между материализмом и
идеализмом насчет первичности материи или сознания есть парадокс, и парадокс
надуманный. Война между остроконечниками и тупоконечниками. Идеалист и
материалист оба изучают предмет по его отражению в зеркале.
А человек-то по-прежнему страдает, делает глупости, разрывается между
чувством и долгом, пытается уразуметь свое поведение в этом мире и часто не
понимает, отчего ж он ничуть не счастливее древних греков, скажем, если с
тех пор за тысячи лет столько великих умов построили столько философских
теорий. Не говоря уж о материальном благоденствии и прогрессе.
А человек этот, душа моя, -- Ты. Ты и есть. И никто другой. И ничего ты
в жизни не поймешь, пока в себе не разберешься. Потому что ты -- ровно
половина, одна сторона, диалектического единства: ты -- == мир.
Если ты плохо знаешь, плохо понимаешь себя -- ты ничего не поймешь в
этом мире. Потому что мир -- это и есть ты. Все, что только есть сущего --
как-то отражается в тебе. По этому отражению ты о мире и судишь. Каждый
судит по себе, ага; нет ничего вернее банальных истин -- они подтверждены
временем, сказал Вамбери. А этот хромоногий кое-что понимал.
Для того, чтобы познать себя, требуются, пожалуй, только две вещи:
честность и время. Честность -- чтобы спокойно докапываться в себе до
правды, и время для того же. Потому что если ты не сумеешь видеть правду в
себе -- зеркале, отражающем весь мир -- то как ты можешь рассчитывать
увидеть ее вне себя? В известном смысле честность и ум -- синонимы. И то и
другое есть способность видеть истину. Здесь честность есть умственная
добросовестность. Человек копается в себе, своих сомнениях, в добрых и злых
чувствах и мыслях, уясняя мотивы своих действий, отдавая себе в них отчет --
даже и особенно если это ему неприятно: не нравится он себе такой.
Людям ведь свойственно приукрашивать себя, сообразуясь с моралью.
Подобно многим смертным, менее всего капитан Левассер интересовался правдой
о себе. Давайте честно мыслить -- это и есть высшая нравственность, сказал
де Карт.
Истина и мораль есть вещи разные, как номинатив и императив. Поступать
часто надо по морали, но думать верно возможно только по истине. Мораль --
готовый и вылежавшийся плод чужих размышлений.
Нет ни одной черты в человеке, которую он не может подвергнуть
сомнению. Чтобы увидеть мир -- надо сначала до ясности протереть зеркало, в
котором этот мир отражается. Тут нужна хорошая память. Нужно сколько-то
знать биологию, анатомию, физиологию, психологию. Нужно представлять, как
действует твой организм. Нужно прочесть биографию своей души;
И вот только тогда можно развести руками и возопить: "О Господи, куда
же это меня занесло? ГДЕ ЖЕ Я ОКАЗАЛСЯ=)?!"