Думает ли наш мозг?
Большая подборка статей, материалов, фактов, заставляющих задуматься...
http://www.oculus.ru/digest.php?lm=2&id=100Думает ли наш мозг?
Александр Потапов
Однако есть ученые, считающие, что наш мозг мыслить не способен, так как психический процесс вынесен за его пределы. В этом, например, был убежден крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени и одновременно архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий, канонизирован в 1996 году). В своей книге «О духе, душе и теле» Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств, сознания, мысли, чувства к действительности жизни», что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие», когда мозга работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам».
Подобную точку зрения, что и архиепископ Лука, высказал позже выдающийся австралийский нейрофизиолог, исследовавший ионные механизмы возбуждения и торможения в мембранах нейронов, лауреат Нобелевской премии Эклс Джон Кэрью. По его мнению, существует дух, «витающий» вне мозгового субстрата и управляющий деятельностью мозга человек. На XVI Всемирном философском конгрессе, который проходил в 1978 году в Дюссельдорфе и собрал более полутора тысяч ученых из шестидесяти стран мира, чтобы обсудить взаимосвязь философии с мировоззренческими вопросами современной науки, он выступил с докладом. В своем выступлении он развил идеи своего кумира английского невролога Чарльза Скотта Шеррингтона о том, что механизмы деятельности мозга приводит в действие некий «психический принцип», который находится вне человека. Любопытно, что такое заключение Шеррингтона старейшина мировой физиологии академик Иван Петрович Павлов назвал «чрезвычайно странным». Он поражался, как «невролог, всю жизнь проевший зубы на этом деле... не уверен, имеет ли мозг какое-нибудь отношение к уму?» Ивана Петровича особо удивило сомнение английского ученого в необходимости познать тайна мозга и страх, что проникновение в них может привести к гибели хомо сапиенса.
По глубокому убеждению Эклса, сознание есть абстракция, которая не может быть предметом научного исследования. Появление его, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на написанную совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером книгу «Личность и мозг».
…
В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом опухоль мозга. Юноша пребывал в полном рассудке и сохранял сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда патологоанатомы произвели вскрытие, то были изумлены. Вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Врачи были изумлены: чем же думал мальчик?
Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с еще более невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И в буквальном смысле слова потерял дар речи. Вместо мозга он обнаружил там 11 унций (29,8 г) воды! Между тем, больной до самой своей кончины сохранял все умственные и физические способности.
… К таким же выводам, но несколько раньше, пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий.
Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.
…
В конце 2002 года швейцарские нейрофизиологи из Женевского и Лозанского университетов обнаружили нервный центр, благодаря которому некоторые люди видят мистические галлюцинации.
Жертвы инсультов и мучительных мигреней, эпилептики и многие из побывавших в состоянии клинической смерти, как уже говорилось, утверждают, что на какое-то время покидали свое тело и могли со стороны наблюдать его, свободно паря в пространстве.
Исследователи подвергали стимуляции слабым электрическим током некоторые участки коры головного мозга во время операции пациентки, страдающей эпилепсией. Женщина находилась в сознании и могла описать свои ощущения. Когда экспериментатор затронул определенную зону в мозгу, больная сообщила, что чувствует, будто ее тело куда-то проваливается и становится невесомым. Когда силу стимуляции увеличили, ей показалось, что она видит себя лежащей в кровати, причем смотрит на себя сверху. Повторение процедуры вызывало тот же эффект, и у ученых не осталось сомнений: то, о чем им сообщила пациентка, соответствует ее истинным ощущениям.
Результаты этого и многих других экспериментов подвели профессора Олафа Бланка и его коллег к заключению, что подобные ощущения вызваны несогласованностью работы нервных центров, управляющих зрительными и осязательными ощущениями, а также чувством равновесия. Исследования ученых были опубликованы в 2002 году во всемирно известном журнале Nature. Вывод специалистов таков: причина несбалансированности действий участков головного мозга кроется в чрезмерном перевозбуждении нервного центра, находящегося в коре правого полушария. Именно здесь и находится точка, порождающая ощущение, что душа отлетает от тела.
Но если это так, то как объяснить факт, когда отделившаяся от тела «душа» видела, что делается в других помещениях больницы, где друзья и родственники с нетерпением ждут результатов операции. Более того, она фиксировала, кто действительно переживает, а кто только делает вид.
QUOTE
http://www.alhimik.ru/fun/mozgi.htmlОсенью 1917 года известный журнал "Природа и люди" опубликовал статью доктора А. Бруке "Можно ли жить без мозгов? ". Вот несколько невероятных случаев, описанных в ней.
"Десятилетний мальчик был ранен в затылочную часть рапирой. Удар был нанесен по всем правилам "искусства": кость раздроблена, мозговые оболочки вскрыты, мозг свободно вытекал через рану. Сверх ожидания мальчик выздоровел. Hо через три года под напором соков, притекших к ослабленному месту, умер: у него сделалась водянка. Мальчика анатомировали и... не нашли признаков мозга". Этот случай заимствован из трудов врача Лузитануса, жившего в ХVI веке в Голландии. Справедливости ради нужно заметить, что о нем ходили самые разные слухи, и отдельные исследователи считали некоторые заметки из его практики не соответствующими истине.
Hо вот случай, описанный известным доктором Дето. Когда врач работал в Алжире ассистентом профессора Брока, к ним на прием пришел араб с раздробленной надбровной дугой. Внешне рана не представляла ничего особенного. Пострадавшему была сделана перевязка, и он был отпущен восвояси. Спустя некоторое время больной поправился и стал вести привычную жизнь. Hо спустя некоторое время он внезапно, безо всяких симптомов болезни, скончался. Патологоанатомическое вскрытие показало, что вместо лобного сегмента мозга у умершего находился огромный гнойник. Около шестой части всего мозгового вещества было нарушено, причем процесс нагноения длился не менее трех месяцев.
В реферате доктора Робинсона в Парижской академии наук описан еще более уникальный случай. Пожилой человек шестидесяти лет был ранен в теменную область острым концом багета. При этом вытекло немного крови. Hа протяжении месяца рана ничем не напоминала о себе. Затем пострадавший стал жаловаться на плохое зрение. При этом никаких болей человек не ощущал. Спустя некоторое время больной неожиданно умер с признаками эпилепсии. Вскрытие показало, что у скончавшегося не было головного мозга - сохранилась только тоненькая оболочка мозгового вещества, содержащая продукты гнилостного разложения. Почти месяц человек жил, практически не имея головного мозга!
Как же люди способны жить без головного мозга, да еще так, что этого не замечают окружающие? Для чего же тогда служит этот орган?
Французский ученый, доктор Мольер, анализируя многочисленные факты, подобные приведенным, сделал любопытнейший вывод ~ "головной мозг нужен, очевидно, только для заполнения черепной коробки". Разумеется, с таким неординарным мнением догматически настроенного ученого трудно согласиться. И для этого есть все основания. Во-первых, статья, на которую делается ссылка, написана довольно давно, и сейчас проверить достоверность изложенных в ней фактов невозможно.
Более того, всегда можно заподозрить преувеличение одних сторон происшествия, например размеров повреждения головного мозга, и замалчивания других - поведения человека с такой травмой. Чтобы отвергнуть подобные сомнения, обратимся к достоверным происшествиям такого рода, имевшим место в нашем веке, которые собрал в своей коллекции американец Фрэнк Эдвардс.
В 1935 году в госпитале Святого Винсента в Hью-Йорке родился ребенок, у которого полностью отсутствовал мозг. Тем не менее, наперекор всем медицинским концепциям, в течение 27 дней он жил, ел и кричал, как делают это все новорожденные. Причем поведение ребенка, как утверждали очевидцы, было абсолютно нормальным, и о том, что у него нет мозга, до вскрытия никто даже не подозревал.
В 1978 году в подмосковном городе Протвине произошел просто фантастический случай. В ускорителе протонов случились какие-то неполадки. Анатолий Бугорский решил их устранить. Однако по какой-то причине не сработала блокировка аппаратуры, и голову физика "прошил" пучок протонов мощностью в 70 миллиардов электронвольт. Заряд облучения, который принял на себя исследователь, оценивается в 200 тысяч рентген! У человека просто обязан был быть выжженным мозг, и он, по всем врачебным канонам, должен был погибнуть. Однако Анатолий Бугорский живет, работает и даже катается на велосипеде и играет в футбол. После этого кошмарного случая у него на голове остались два отверстия: одно на затылке, другое - около носа.
Hе менее удивительный случай произошел в середине 80-х годов с профессиональным аквалангистом Франко Липари из города Трапани в Западной Сицилии.
В теплое июльское утро 26-летний Франко со своим другом закреплял под водой рыболовные сети. Hа трехметровой глубине они увидели запутавшуюся в снастях большую меч-рыбу. Франко выстрелил в нее из гарпунного ружья и попал в голову. Раненая пленница разорвала сеть и устремилась на глубину. Франко решил настичь добычу. Он надел акваланг, взял ружье и нырнул к рыбе. Она лежала на дне на глубине около 30 м и казалась безжизненной. Однако, когда охотник приблизился к ней с ножом, рыба стремительно понеслась прямо на него. Человек не успел даже среагировать, а меч вонзился в его голову слева от носа. Пытаясь освободиться, рыба-меч стала сильно биться. С ужасным скрежетом, отозвавшимся в мозгу человека, костяной рострум "фехтовальщика глубин" сломался. Когда рыбаки подняли на борт пострадавшего, сразу стало ясно, что положение его чрезвычайно серьезно: он был весь в крови, почти терял сознание, а у носа торчал обломок костяного меча.
Первая помощь была оказана чудовищно безграмотно - его друг, пытаясь вынуть кусок меча клещами, обломил торчащий у носа конец. После этого у Франке были все шансы отправиться на тот свет.
Спустя час его доставили в ближайшую больницу Мадзари-дель-Валло, где потерпевшему сделали рентгеновские снимки. Однако медики не взяли на себя смелость по его спасению и переправили в специализированную клинику в Палермо, дорога в которую заняла два часа. Здесь срочно созвали консилиум. Удивительно, но дыхание, давление крови и пульс у Франко были нормальными! Когда 6-сантиметровую рану на лице обмыли, то обнаружился обломок меча, едва выступавший за ее края. Рентген показал, что обломок имеет длину 16 см и расположен под углом 25 градусов к основанию черепа, проходя слева направо и сверху вниз.
Участники консилиума установили, что обломок прочно застрял и его острие почти касается позвоночной артерии, поэтому любое неточное перемещение его может стоить пострадавшему жизни, Удалять обломок рострума рыбы хирургическим путем сочли нецелесообразным и опасным. Для извлечения инородного тела строго по направлению его оси необходим был специальный инструмент. Его разрабатывали всю ночь один инженер и несколько механиков. Через 13 часов конструкция, напоминающая миниатюрный мостовой кран, была готова. Ее испытали на подобном по длине и форме обломке рострума рыбы-меч, которую специально приобрели для этой цели. Hаконец через 38 часов с момента поступления Франко в клинику началась операция.
В течение семи часов врачи делали отчаянные попытки извлечь меч, но все они не имели успеха. Положение Франко было безнадежным, о чем врачи известили его родителей. Услышав приговор, отец юноши стал умолять отдать ему тело сына без этого страшного обломка. Один из хирургов, пообещавший сделать это, подошел к юноше и сильно дернул обломок рукой. И - о, чудо! ~ он немедленно извлекся. После этого Франко довольно быстро поправился и спустя месяц выписался из больницы. Он снова стал нырять, и только шрам на лице ≈ единственное напоминание об ужасном приключении.
Hаконец, самое невероятное событие в "жидких небесах" случилось в 1996 году с 29-летним Оскаром Гарсиа Чирино. 14 октября он, шатаясь, переступил порог городской больницы с головой, "прошитой" насквозь гарпуном, выпущенным из ружья для подводной охоты. Hыряльщик добрался туда без посторонней помощи. Оскар работал инспектором-ловцом на одном из водохранилищ близ Гаваны. В тот злополучный день он вместе с приятелем охотился на рыбу. Увлекшись, напарник Оскара перепутал его в водорослях и тине с крупной рыбой и прицельно выстрелил в голову. Hесчастье произошло в 80 метрах от берега, и всю дистанцию до спасательной станции Оскар проплыл сам. Во время транспортировки в больницу его не покидали ни сознание, ни координация движений.
Hесмотря на беспрецедентность случая, врачи не растерялись. Они сразу приступили к извлечению гарпуна из головы. Вначале стрелу пилили с двух сторон, затем прочную нержавеющую сталь пришлось перекусить клещами. После этого была проведена сложнейшая операция по извлечению "инородного тела", в момент которой пострадавший второй раз подвергался смертельной опасности.
В настоящее время Оскар чувствует себя нормально и даже не исключает, что вновь вернется к своему любимому делу - подводной охоте.
QUOTE
http://psylib.org.ua/books/mihag01/txt02.htmГеоргий Михайлов
НАША ДУША
ОНТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
ГЛАВА ВТОРАЯ
СОЗНАНИЕ И МОЗГ
...
Исторические парадоксы
В анналах истории имеется несколько достоверных свидетельств о казненных людях, которые, после отсечения у них головы, еще некоторое время жили. И не просто двигались, а выполняли сознательные действия, о которых предупреждали свидетелей казни заранее.
Так было, например, в Германии при короле Людвиге Баварском в 1336 году, во время казни Дица фон Шаунбурга. Последний, будучи осужден за восстание, взял с короля слово, что тот помилует четверых рядовых участников мятежа, если он (Шаунбург) без головы пробежит мимо них (простых воинов), поставленных в ряд. И королю пришлось сдержать слово, данное осужденному при всем народе, так как Диц фон Шаунбург действительно пробежал мимо всех четверых ландскнехтов, поставленных через восемь шагов.
Другой случай произошел в 1528 г. в городе Родштадте. Там невинно осужденный монах доказал свою невиновность тем, что минуты через три после казни он перевернулся, аккуратно улегся на спину, скрестил руки на груди и успокоился на веки.
Об этом и других удивительных случаях можно прочесть в литературно-историческом альманахе "Русская старина", выпуск 2-й (М., Профиздат, 1992) и в книге Г. Дьяченко "Духовный мир" (М., 1990). Описанные там события дают информацию к самым серьезным размышлениям.
Но это история. Ее всегда можно принять за вымысел, оспорить, оставить без внимания. Тем более, что подобные случаи, получившие огласку, были достаточно редки. Другое дело, если справки о "жизни без мозга" выдаются современными врачами-материалистами, а сами феномены повторяются с достоверной частотой. Официально получить подобный документ нелегко. Особенно сложно с этим было в советское время. Но проблема такая существовала, и на страницы популярных изданий она время от времени выплескивалась.
Поводом к одной из научных бесед послужила как раз официальная медицинская справка (тоже историческая). Она дошла до нас из XVI века в изложении голландского врача Лузитануса. Вот ее содержание: "Десятилетний мальчик был ранен в затылочную часть рапирой... Мозг вытекал свободно через рану. Сверх ожиданий мальчик выздоровел. Но через три года, под напором соков, притекающих к ослабленному месту, умер: у него сделалась водянка".
Характерно, что о помрачнении сознания в течение трех лет ничего не сообщается. Что же было дальше? "Мальчика анатомировали – и не нашли признака мозга. Первая оболочка мозга как бы раздвоилась, и образовавшаяся полость содержала совершенно прозрачную жидкость".
Опубликовавший эти сведения французский врач А. Буке заметил, что Лузитанусу можно было бы и не доверять, если ко времени написания его собственной статьи "Можно ли жить без мозга?" (журнал "Природа и люди" № 47 за 1917 г.) действительность не раскрыла бы "...подобные же, но еще более удивительные вещи, которые подтверждаются современными нам авторитетами и опираются на неопровержимые документальные данные".
Описав множество достоверных случаев из хирургической практики своего времени, А. Буке, в заключение, на вопрос: "Можно ли жить без мозга?" ответил так: "Да, можно жить по удалении более или менее значительной части головного мозга". В то же время, наряду с убежденностью в физическом выживании человека, автор статьи сам недоумевал по поводу сохранения сознания.
Как быть с локализацией функций головного мозга? Ведь известная всем теория утверждает прямую зависимость психики от действия конкретных нервных центров в конкретных зонах мозга. Все зоны и извилины давно сосчитаны, "пронумерованы и приурочены к определенным отправлениям нашего физического и психического "Я". Здесь, – писал доктор Буке, – теория и практика частью совпадают, частью совсем расходятся, и надо сознаться, врачи бродят как в потемках".
Мировоззренческие коллизии
Недоумения доктора А. Буке во второй половине XX века успешно разрешились вместе с опровержением устаревшей к тому времени "теории локализации". Советский профессор С. М. блинков, комментировавший статью Буке "Можно ли жить без мозга?" в журнале "Наука и религия" (№ 9 за 1988 г.), на основании последних данных нейрохирургии подтвердил, что "из общей массы, например, 1300 г. головного мозга, для обеспечения жизнедеятельности (в первую очередь – самостоятельного дыхания) работает сравнительно небольшой отдел массой около 130 г, так называемый ствол мозга, расположенный в глубине черепа на переходе головного мозга в спинной."
Профессор лично наблюдал аненцефала (безмозглого) младенца с пороком развития. "Дышал он самостоятельно, сон чередовал с бодрствованием, мог сосать соску, при болевом раздражении у него была мимика неудовольствия и благодушное выражение лица в комфортных условиях."
Отметим про себя благодушное выражение чувств (в отсутствии мозга) и послушаем дальше.
Во время Великой Отечественной войны доктор Блинков "видел в нейрохирургических госпиталях раненых с большими потерями мозговой ткани, которые благодаря умелому лечению, а еще больше благодаря огромной воле к выздоровлению, путем целенаправленной тренировки достигали изумительных результатов".
Обратим внимание на то, что воля к выздоровлению и умственная тренировка самих раненых, по свидетельству профессора, оказывались более значимыми, чем умелое лечение. Благодаря работе ума и воли (то есть силами души), психические функции успешно восстанавливались (точнее сказать, успешно реализовывали себя) на остатках мозгового вещества, вопреки "теории локализации".
Кстати, по мнению профессора С. М. Блинкова, "на эту теорию надо смотреть как на нечто преходящее во времени". Ведь "иногда – говорит он –дефект, наступивший в результате поражения даже значительной части мозга, компенсируется настолько, что это может выясниться только путем изощренного нейропсихического анализа".
В описываемом феномене нет ничего удивительного, если учесть неделимость нематериальной души. Когда сознание цельно (что бывает не всегда), тогда в случае потери мозгового вещества, количество оставшихся нейронов не влияет на состояние личности. А если сама личность убывает (нравственно и умственно деградирует), то морфологические изменения (дистрофия мозга) происходят обязательно. Но вернемся пока к восстановлению функций.
Вот что говорит по этому поводу уважаемый профессор: "Почти во всех отделах головного мозга, за исключением его ствола, одни и те же функции (особенно высшие, специфически человеческие) могут осуществляться различными содружествами центров и путей. При гибели одних содружеств происходит перестройка, и потерянная функция (например, понимание звуковой речи) восстанавливается – обычно через 3-4 месяца."
Что содружества живых клеток перестраиваются – это понятно и всем очевидно. Для констатации этого факта не требуется классный специалист. Другое дело – объяснить, почему, за счет каких сил происходит эта перестройка, т.е. заживление ран и некоторое возрождение клеточной массы? И тем более важно знать, как сохраняется сознание человека, когда мозг, считающийся генератором мысли, урезан почти наполовину, и вещество его уже не восстанавливается? За счет чего человек мыслит, если бывших "центров мышления" нет, а новые "центры" возникают в процессе умственной тренировки по сознательной воле исцеляющейся личности? Ученый-материалист на это отвечает так: "В мозгу много неиспользованных резервов. Чем больше мозг тренируется, работает мысль, чем больше очагов нервной деятельности, тем богаче и "умнее" становятся нейроны, тем больше возникает функциональных и анатомических связей между центрами".
Комментарии, как говорится, излишни. Анатомические связи возникают, когда нейроны "умнеют". А "умнеют" они от действия мысли. Остается узнать, откуда берется мысль?
Когда отрицается присутствие духа, тогда неизбежно приходится прибегать к мифологии и абстракциям. Тогда вместо душевной силы все объясняется некими "скрытыми резервами" организма. И наш уважаемый профессор, к сожалению, грешит тем же.
Если мы ссылаемся на некие "резервы", то должны указать их материю. А то получается: "резервы" неизвестно чего. Может быть, это резервы энергии? Тогда спросим: какая это энергия, и где ее источник?
Если речь идет о душе и посылаемой свыше благодатной жизненной силе, все становится на место. А если нет – "резервы" повисают в воздухе.
Ведь если, по мнению Гельмгольца, "организм черпает энергию извне и в нем ничего нет, кроме превращений различных видов энергии", то тогда мы должны допустить и возможность произвольного омоложения тела за счет потребления известных видов энергии от внешних источников. Тогда пищевые калории, тепло, свет, и еще что-нибудь вроде пресловутого "биополя" вполне могли бы если не обессмертить нас, то хотя бы значительно продлить наше активное долголетие. Однако, практика жизни такой возможности не подтверждает.
…
В заключение, мы хотим еще раз возвратиться к беседе с профессором С. М. Блинковым.
По поводу психических нарушений, вызванных физическими причинами (опухолями мозга, нарывами и т.п.) им было сказано следующее: "Если нарывает мизинец, может наступить заражение крови... Но без мизинца прекрасно можно жить. Так и в мозгу. Патологические импульсы, исходящие из какого-либо (воспаленного) центра, могут совершенно дезорганизовать психику. Между тем, полная гибель ткани может быть полностью компенсирована за счет деятельности мозговых механизмов, оставшихся сохранными".
Насчет "механизмов" ученый высказался, конечно, в том же духе, что и ранее (насчет "резервов"). И на этом, зная о действии духовного света, можно не останавливаться. Любопытно здесь другое.
С одной стороны, маленький гнойник в мозге больного "сводит с ума". С другой стороны, значительная потеря здорового мозга прекрасно компенсируется восстановлением психических функций.
Одновременно известно, что многолетняя безнравственность и умственная лень закономерно приводят людей к раннему маразму (распадению личности) и преждевременной смерти. Тогда при вскрытии наряду со следами болезней обычно обнаруживается заметная атрофия мозгового вещества. И это находит отклик в комментарии профессора: "Большинство людей безрассудно относятся к своему мозгу: травят его наркотиками, оглушают неистовым ритмическим шумом, тратят время на погоню за химерами, бездельничают, идут по пути наименьшего сопротивления. В результате спят и в конце концов атрофируются резервные структуры мозга".
Здесь можно согласиться даже с "резервными структурами", ибо в динамике жизни они обретают определенную осязательность.
Дегенерацию мозговой ткани, вызываемую умственной ленью, можно сравнить с телесной дистрофией, обусловленной недостатком питания и мышечной подвижности (гиподинамией). И добавить к тому, что если для физического здоровья полезны систематические упражнения, рациональное питание, очищение от шлаков и токсинов (ядов), то это же необходимо прежде всего на душевном уровне.
QUOTE
http://biodan.narod.ru/data/news19.htm
"БЕЗМОЗГЛЫЕ" ЛЮДИ Например, в медицинском вестнике Нью-Йорка за 1888 год описан уникальный случай, происшедший с матросом речного буксира. На палубе баржи, которую тянул этот буксир, в два яруса громоздились большие ящики. И вот в тот момент, когда буксир подходил к мосту с низкой аркой, находившийся на носу баржи матрос решил посмотреть, не ослабло ли крепление верхнего яруса. Он взобрался на нижний ярус и поднял голову над ящиками. Поскольку он стоял спиной к мосту, то не увидел надвигавшейся опасности. В это время нижний острый край балки мостового пролета срезал часть черепа примерно на 5-6 см выше правого глаза. Естественно, никто и не мог предположить, что несчастный выживет. Но когда через пару часов матроса доставили в больницу, он все еще был жив. Более того, едва врачи стали обрабатывать рану, тот вдруг открыл глаза и спросил, что с ним случилось. А когда медики забинтовали уменьшившуюся на целую четверть голову, пострадавший неожиданно слез с операционного стола, потребовал свою робу, заявив, что хочет домой. Через два месяца матрос вернулся на судно! Изредка он жаловался на головокружение, в остальном же матрос был вполне здоровым человеком. Лишь спустя 26 лет после несчастного случая у него частично парализовало левую руку и ногу. … . А в 1957 году доктора Ян Брюэль и Джордж Олби успешно провели операцию, в ходе которой пациенту в возрасте 39 лет пришлось удалить все правое полушарие. Пациент не только быстро выздоровел, но и не утратил прежних умственных способностей, которые были выше среднего.
QUOTE Сергей Демкин, Тайная Власть Живые после смерти ... В интервью исполнителя высшей меры наказания, опубликованном в ежемесячнике «Очная ставка», этот профессионал сказал, что "в затылок стрелять нельзя. Это не дает гарантии быстрой смерти, и приговоренный может еще какое-то время испытывать страшные мучения. Выстрел нужно производить в жизненно важные органы". В какие именно, исполнитель не уточнял, но из его слов следует, что мозг к ним не относится.
Наконец, в Новой Англии (США) во время земляных работ 25-летний рабочий Финеас Гейдж стал жертвой несчастного случая. При взрыве динамитной шашки массивный металлический прут 109 см длиной и 3 см в диаметре вонзился в щеку несчастного, выбил коренной зуб, прошил мозг и череп, после чего, пролетел еще несколько метров, упал. Самое же уличительное то, что Гейдж не был убит на месте и даже не так уж сильно пострадал: лишь потерял глаз да зуб. Вскоре его здоровье почти полностью восстановилось, причем он сохранил умственные способности, память, дар речи и контроль над собственным телом. Во всех случаях мозговая ткань была настолько сильно нарушена в результате травм или болезней, что по традиционным медицинским канонам наш «верховный главнокомандующий» просто не должен был выполнять свои функции мыслительного аппарата и регулировщика жизненных процессов в организме. Получается, что все пострадавшие жили практически «без царя в голове», хотя и в разное время. Но, оказывается, бывает и так, что человек какое-то время остается живым вообще без головы, хотя сточки зрения медицины это абсолютно невозможно. QUOTE Станислав Гроф. За пределами мозга
Если твердо придерживаться старой медицинской модели, по которой для памяти необходим материальный субстрат, то ядро отдельной клетки (сперматозоида или яйцеклетки) должно содержать не только информацию об анатомии, психологии и биохимии тела, конституциональных факторах, наследственной предрасположенности к болезням и родительских характеристиках (т. е. обо всем, что перечислено в медицинских учебниках), но также комплексные воспоминания из жизни наших человеческих и животных предков вместе с детальными данными обо всех культурах мира. ... Мое априорное неверие в концепции Ранка еще более усилилось после того, как я узнал в медицинской школе о миелинизации церебрального кортекса Частое возражение против существования внутриутробной и родовой памяти состоит в ссылке на незрелость мозга новорожденного и незавершенность миелинизации кортикальных нейронов. …В психолитических сеансах все мои пациенты рано или поздно выходили за узкие психодинамические рамки и переходили в перинатальные и трансперсональные области. Это случалось вопреки моему интенсивному стремлению и потребности понимать события на сеансах в терминах психодинамики. Именно ежедневное наблюдение трансперсональных переживаний в течение многих лет заставило меня в конце концов расширить теоретические рамки. В этом процессе я признал не только теоретическую уместность трансперсональной области, но и ее непосредственную клиническую важность. |