(греч. kenotáphion, от kenos - пустой и táphos - могила), погребальный памятник. К. сооружались многими народами мира (Древней Греции, Рима, Средней Азии, Египта и др.) главным образом в том случае, когда прах покойного по каким-либо причинам оказывался недоступным для погребения. Этот обычай был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя. В Древнем Египте царские К., возводившиеся наряду с фактическими гробницами фараонов, имели ритуальное значение.
произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного Н. - кенотафа). В неолитических культурах Н. являлись деревянные столбы, менгиры, в Древней Греции - статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Основным типом Н. в Западной Европе с 11 в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви). На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Кит. Н. (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения Н., как правило, вытесняются гробницами. В Н. 17-18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца 18 - начала 19 вв. Н. устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи Н.). В Н. 2-й половины 19 - 20 вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль.