• Авторизация


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОСБАНКА СССР И ЦЕНТРОБАНК РФ, КАК УГРОЗА СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ 13-01-2016 12:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!
communitarian.ru/publikacii..._03022014/

 

Сторонники «рыночных» реформ на разные лады повторяют либеральную мантру насчет того, что Центробанк, де, должен быть «независимым» от государства, только так он может более эффективно выполнять свои функции. Однако под вывеской «независимости» скрывается еще более жесткая подчиненность Банка России Федеральной резервной системе США

 

В.Ю. Катасонов – проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

Считается, что наш банковский сектор имеет смешанную форму собственности. Давайте разбираться по порядку. Центральный банк Российской Федерации, или Банк России, стал в свое время аналогом Госбанка СССР. До сих пор считается, что это государственный институт. С формально-юридической точки зрения – это действительно государственное учреждение, потому что уставной капитал сформирован государством. Но при этом, как ни странно, Центробанк не относится к категории органов государственного управления. Он не имеет отношения ни к одной из ветвей государственной власти. А в Федеральном законе о ЦБ вообще записано, что Центробанк не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Центробанка.

Если в СССР монополистом в денежно-кредитной системе страны было государство, то сегодня таким монополистом стала Федеральная резервная система – частная корпорация, принадлежащая небольшой горстке мировых олигархов.

ЦБ России – лишь филиал Федерального резерва. Федеральный же резерв, опираясь на монопольные позиции доллара, стремится установить эффективный контроль над денежно-кредитными системами всех стран мира. В том числе и России.

Что касается коммерческих банков, число которых сегодня в России без малого тысяча, то нам говорят: это банки разной формы собственности. Даже встретил такое выражение: «многоукладная банковская система Российской Федерации». Действительно, есть частные банки, на 100% принадлежащие российским инвесторам (акционерам). Каждую неделю узнаем о том, что такой-то российский банк обналичил миллиард рублей, такой-то банк объявил о своем банкротстве, оставив вкладчиков с носом (естественно, банкротство ложное), такой-то банк вывел свои активы за границу и т.п. Частные банки, по определению, представляют собой идеальные машины по деланию денег «из воздуха» и обкрадыванию клиентов. Особенно в «рыночной» среде. Особенно когда их «курирует», а фактически «прикрывает» центральный банк, который развернут не в сторону отечественной экономики, а в сторону Запада. Частные банки нас с вами богаче сделать в любом случае не могут, они могут нас только обокрасть.

Есть у нас и иностранные банки (с разной долей участия в капитале). Между прочим, доля иностранного капитала в совокупном акционерном капитале российских банков приближается к 30%. Это официально. А неофициально, учитывая двойное гражданство некоторых акционеров, подставных лиц и сложные, многоуровневые схемы участия в капитале, она может быть и 50%.

Присутствие иностранного капитала в банковском секторе экономики намного опаснее, чем в любой отрасли экономики. Поскольку любой коммерческий банк является эмиссионным институтом, выпускающим безналичные (кредитные, депозитные) деньги.

Нельзя забывать, что деньги – важнейший атрибут государственной независимости. Если к их выпуску получают доступ иностранцы, возникает угроза суверенитету.

Есть у нас и государственные банки. Среди государственных называют таких российских гигантов, как Сбербанк, Газпромбанк, Внешторгбанк (ВТБ). Во-первых, в этих банках участие государства частичное. Там есть частные акционеры, в том числе иностранные. К тому же сомнительно называть Сбербанк вообще государственным банком, поскольку под «государством» там понимается такой акционер, как Центробанк. Во-вторых, смешанная государственно-частная форма собственности в любой отрасли экономики при нашем коррумпированном правительстве - самая идеальная форма для того, чтобы перекачивать деньги из государственного бюджета и государственного сектора экономики в частные карманы наших клептоманов.

Спрашивается, как же тогда должна выглядеть государственная монополия на банковское дело?

Этот принцип впервые был сформулирован еще до революции В. Ленином. После вооруженного переворота 24 октября 1917 года центральная контора Государственного банка Российской империи была захвачена восставшими. Одним из первых декретов советской власти стал декрет ВЦИК от 27 декабря 1917 года о национализации банков: банковское дело объявлялось государственной монополией. Все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком, на основе которого учреждался Народный банк РСФСР.

Примечательно, что национализация промышленных предприятий и предприятий иных отраслей экономики большевики стали проводить позднее, причем национализация не была тотальной. Они понимали особую роль банков в экономике страны. На практике слияние частных банков с Народным банком было завершено лишь к концу 1919 г. Правда, в условиях гражданской войны и экономической разрухи государственная банковская система начала разрушаться. Практически банковская система перестала существовать после того, как в январе 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а остатки его аппарата перешли под начало Народного Комиссариата Финансов (НКФ). Когда начался НЭП, Народный банк был восстановлен (в октябре 1921 г.) под новой вывеской: «Государственный банк РСФСР». В период НЭПа в банковском секторе кроме чисто государственных (специализированных) банков еще существовали акционерные банки. Также существовало несколько тысяч кредитных кооперативов и товариществ, которые были, по крайней мере формально, негосударственными учреждениями. В феврале 1922 г. был учрежден Покобанк (Банк потребительской кооперации), чуть позднее в том же году появился Торгово-промышленный банк, затем акционерное общество «Электрокредит» (через два года было преобразовано в специальный банк для финансирования электрификации и электропромышленности – «Электробанк»). В 1923 г. был учрежден Всероссийский коммерческий банк для налаживания коммерческих связей с иностранными банками, реорганизованный в следующем году в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк)[1].

Декретами 24 января и 20 февраля 1922 г. были признаны кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, существовавшие до революции. Потом появились общества сельскохозяйственного кредита. Позднее были признаны общества взаимного кредитования, которые были частными учреждениями. Появились также коммунальные банки. Бум учредительства банков пришелся на 1922 – 1926 гг. На завершающей фазе НЭПа количество банковских и кредитных учреждений было крайне большим (больше, чем до революции). На 1 октября 1929 г. кредитование народного хозяйства осуществляли 1312 кредитных учреждений (многие из них были акционерными банков, участие государства в капитале некоторых банков было символическим) и их филиалов, не считая более 10.000 кредитно-кооперативных обществ.

Но вот началась индустриализация и формирование «сталинской экономики».

В результате кредитной реформы 1930-1932 гг. были окончательно ликвидированы акционерные банки, а затем - кредитные кооперативы. Что касается обществ взаимного кредитования, то они исчезли еще даже до начала реформы.

Реформа началась с Постановления ЦИК СССР и СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. Постановление предусматривало, что Госбанк сосредоточивает в своих руках все краткосрочное кредитование.

Создаются четыре специальных банка долгосрочного кредитования, которые выводятся из-под контроля Госбанка и передаются в ведение Народного комиссариата финансов. Все расчеты, платежи и кассовые операции сосредоточиваются в Госбанке. В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка: (1) плановое кредитование хозяйства, (2) организация денежного обращения и расчетов, (3) кассовое исполнение государственного бюджета и (4) осуществление международных расчетов. Само собой Госбанк стал единым эмиссионным центром советской ДКС.

Общая характеристика советской денежно-кредитной системы, так называемой «сталинской экономики», такова - это была некая система отношений и институтов, тесно между собой связанных и функционирующих по определенным правилам. В рамках этой системы существовали подсистемы, которые были непосредственно связаны с деньгами.

Их можно назвать кредитной, банковской, денежной, финансовой подсистемамиВсе подсистемы были органически взаимосвязаны. Фактически они образовывали единую систему, в рамках которой создавались деньги, регулировалось и контролировалось обращение денег в экономике, происходила аккумуляция денег в специальных фондах и их последующее распределение и перераспределение в масштабах всей экономики, осуществлялись расчеты между предприятиями и организациями, регулировались денежные отношения страны с другими странами и т.п.

Для упрощения описания объединим денежную, кредитную и банковские подсистемы в одну, которую назовем денежно-кредитной системой (ДКС). Другой, связанной с деньгами системой была финансовая система, которая включала в себя государственный бюджет, внебюджетные государственные фонды, финансы предприятий, страхование (страховые фонды).

[300x223]Рассмотрим подробнее ДКС «сталинской экономики». С институциональной точки зрения, она представляет собой систему банков и небанковских кредитных организаций, а также организаций, осуществляющих общее руководство денежно-кредитной системой. С точки зрения функциональной в рамках ДКС осуществлялись такие виды деятельности и операции, как создание и уничтожение денег, кредитование, расчеты и платежи внутри страны, контроль за использованием кредитных ресурсов, регулирование денежной массы и поддержание устойчивости денежной единицы, кассовые операции с наличными деньгами, осуществление международных расчетов. Если судить по названиям институтов (различные банки), а также набору функций, то разницы между ДКС «сталинской экономики» и ДКС капиталистических стран (а также современной России) сразу можно не заметить. Формы похожи, а содержание разное. Вот некоторые важные особенности «сталинской» ДКС:

- государственная монополия на банковское дело; 
- государственная монополия на денежную эмиссию; 
- высокая централизация управления ДКС; 
- сосредоточение всей денежной эмиссии и всего денежного оборота в одном государственном банке;  
- централизация кредитных отношений; 
- запрет на осуществление кредитных сделок «по горизонтали», т.е. между предприятиями (коммерческий кредит, денежные займы); 
- подчинение ДКС решению задач социально-экономического развития СССР, определяемых пятилетними планами; 
- планирование денежного обращения; 
- контрольная функция ДКС; 
- постоянный контроль со стороны банков за текущей финансово-экономической деятельностью предприятий (соблюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль исполнения кредитных договоров и др.); 
- государственная валютная монополия; 
- использование особых методов поддержания покупательной способности денежной единицы (рубля), обеспеченность денежной эмиссии; 
- наращивание государственного золотого запаса как стратегического ресурса; 
- независимость внутреннего денежного обращения от золотого запаса; 
- опора на внутренние источники финансирования и кредитования народного хозяйства; 
- опора на сбережения населения и внутренние займы; 
- двухконтурная система денежного обращения.

На протяжении 56 лет (1932 – 1988 гг.) в кредитно-банковской системе СССР существовала государственная монополия. Центральная роль принадлежала Госбанку. Госбанк работал в самой тесной связки с Наркоматом (позднее Министерством) финансов СССР. Госбанк был автономным подразделением финансового ведомства. В период 1932-1988 гг. происходили лишь некоторые корректировки в части набора институтов банковского сектора СССР, их функций и полномочий. Но все они непременно были государственными.

Государственный банк расширял сеть своих территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров. Наблюдалась усиление централизации управления ДКС в Государственном банке. Может быть, последний акт централизации произошел в 1959-1960 гг. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и местных коммунальных банков (все указанные банки были упразднены). Госбанк взял на себя финансирование и кредитование сельского и лесного хозяйства, потребительской кооперации, а также банковское обслуживание населения, которое ранее осуществляли коммунальные банки. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В 1962 г. Государственному банку были переданы сберегательные кассы, которые до этого находились в ведении Минфина СССР.

Из банков долгосрочных вложений остался лишь Промбанк (часть функций упраздненных банков были переданы и ему). Он был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений и стал называться Стройбанком. Обслуживал капитальное строительство во всех отраслях народного хозяйства. При этом банк был переведен из под-под Минфина СССР под непосредственное кураторство правительства.

Был еще третий государственный банк – Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. Внешторгбанк был призван обеспечивать государственную валютную монополию, начало которой положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли».

Государственная монополия начала размываться в ходе «перестройки», когда были приняты законы, легализующие частную форму собственности в банковском секторе.

В 1988 году в Советском Союзе зарегистрированы первые частные коммерческие банки. Нескольких специализированных государственных банков (самый крупный из них – Промстройбанк) были акционированы и приватизированы. Накануне развала СССР их число составляло несколько сотен.

Думаю, что никаких дополнительных доказательств и фактов не надо приводить для того, чтобы читатель мог почувствовать разницу между государственной банковской монополией, которая работала на укрепление экономики страны, и нынешней «многоукладной» банковской системой РФ, которая работает на чужую экономику, разрушая свою собственную.

___________________

[1] который, впрочем, имел весьма своеобразную историю создания. Мы уже говорили о том, что в 1912 года под патронажем представителя крупнейшего клана банкиров, будущего члена совета Рейсхбанка и главы IG Farben Макса Варбурга в Стокгольме создается «Nya Banken» (Новый банк) под управлением Олофа Ашберга, через который позже пойдут деньги большевикам, но не только деньги от немецкого правительства и американских банкиров.

(Напомним, что семейка Варбургов происходит из итальянской династии еврейских ростовщиков, которые стали «Варбургами» в XVI, приехав в вестфальский городок Варбург из Болоньи (в которую перебрались из Венеции). В 1798 году, братья Моисей-Марк и Герсон Варбурги основали в Гамбурге банк «M. M. Warburg & Co.», по сей день крупнейший частный финансовый институт Германии. Его брат был первым главой ФРС США. Семья до сих пор владеет крупнейшими американскими банками, являясь родственниками Ротшильдов, Лёбов, Шиффов, Леманов и др. «видных представителей финансового кагала. Именно к ним до сих пор льнёт и мерзкий предатель Горбачёв)

К этому времени Абрам Животовский - крупнейший банкир России, а по совместительству дядя (и тесть!) Лейбы Бронштейна-Троцкого, он же компаньон чиновника Минфина (родственника заводчика)А.Путилова и акционер «Русско-Азиатского банка», входит в тесный контакт с управляющим «отмывочного» «Ниа-банка» Ашбергом и создает с ним «Шведско-Русско-Азиатскую компанию». Через этот же отмывочный банк «интернационала», от имени министра финансов РИ П.Л. Барка в 1916 году пойдут и официальные закупки оружия в США для российской армии, на что моргановский Guaranty Trust выделяет 50 млн кредита. В том же 1916 году Ашберг в Петрограде уже вместе с представителями Guaranty Trust и National City Bank занимается организацией займов в рублях для консорциума Моргана – Ротшильда, собрав им… 150 млн. рублей.  Т.е. финолигархия получает деньги от процентов за кредит, взамен обеспечивая себе гарантию его возврата. До конца Первой Мировой через Nia Banken прошло около 800 военных контрактов на сумму $500 млн. При этом часть денег (более 8 млн. руб.), выделенных из русских фондов, оседает на счете М. Козловского – адвоката РСДРП(б).   

После переворота 1917 года банк открывает контору в «революционном Петрограде». В совете директоров банка входят:   

Яков Ганецкий-Фюрстенберг - будущий член коллегии наркомфина Совнаркома, доверенное лицо Ленина, через которого Германия финансировала большевистскую партию. В 1915–1917 годах он вместе сПарвусом возглавлял подставную фирму, через которую Германия финансировала партию большевиков, а летом — осенью 1917 года вместе с Лениным, Троцким и др. проходил по делу о «большевиках — агентах германского Генерального штаба» - дело вел следователь Павел Александров, позднее расстрелянный НКВД;  
Лев Красин - по совместительству матерый немецкий агент, поставлявший оружие через представительство Simens;  
- пресловутый Парвус-Гельфанд, русофоб, агент немецкой разведки и организатор возвращения Ленина из эмиграции через территорию Германии.    

Компанию им в банке составили:   

Михаил (Моше) Грузенберг – официальный главный агент «интернационалистов» в Скандинавии, кузен(?) интернационалиста С.Зорина (Александра Гомберга) - главы ревтрибунала, «министра иностранных дел», бывшего литературного агента Троцкого в Нью-Йорке, а затем переводчика  «гаитянской армии» миссии Красного Креста. Он же являлся доверенным советником банка «Чейз Нэшнл Бэнк» в Нью-Йорке, позже становится организатором Гоминьдана в Китае. О его двойной игре знали все, а его история – показательна для «истории болезни интернационализма»;  

Михаил «Митька» Рубинштейн, - масон, банкир-аферист, крутившийся вокруг Распутина, арестованный в 1916 за государственную измену (сотрудничество с немцами) и финансовые махинации, после залпа «Авроры» освобожденный «интернационалистами» из тюрьмы и направленный в Швецию в качестве финансового агента;  

- Абрам Животовский (дядя и тесть Лейбы Бронштейна) - уютно обосновывается в Стокгольме[31], где вместе с Ашбергом занимается реализацией награбленных режимом «племяннико-зятем» ценностей. В 1923 Животовский оказывается в Париже, где проворачивает аферу с одним из банков, пытаясь получить концессию на Криворожские заводы. Это была попытка подмять под себя еще один европейский банк, «для каковой цели большевики согласились ассигновать 25 млн. франков. Инициаторами этого дела в Париже были евреи:  Высоцкий, Златопольский,  Добрый, Цейтлин, братья Животовские, Лесин и другие...».

После того, как в 1918 г. вскрывается история с финансированием большевиков со стороны Германии и скандала с документами Сиссона, «Nya Banken» заносится в черные списки банков США и Антанты, поэтому он реструктуризируется в Svenska Economibolage. 18 августа 1922 года при содействии советского правительства «большевистский банкир» Ашберг создает и возглавляет «Российский коммерческий банк». Учредителем числится Svenska Economibolaget, директором иностранного отдела становится президент моргановского Guaranty Trust Макс Мэй, лондонским агентом - Эрл Грей, бывший коллега Сесила Родса. Ныне банк нам известен как «Внешэкономбанк».

Т.е. с поражением Германии (и публичного - отвлекающего? - скандала), контроль над валютными запасами большевиков переходит от «германо-американской» ветви ротшильдовского кагала к «чистой» «англо-американской» ветви – пока от этого крана их не оторвал «кровавый тиран Сталин» (см. подробнее – К. Мямлин, «Бнай-Брит и проект «интернационал». Часть III. Искусство стричь купоны с «русского» бунта, «бессмысленного» и беспощадного» и след. части, Институт Высокого Коммунитаризма).

03/02/2014

Валентин Катасонов

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
eva1689 13-01-2016-12:24 удалить
В чистке банковской системы России, затеянной новым руководителем Центробанка Эльвирой Набиуллиной, есть один позитивный момент – чистка авгиевых конюшен российской банковской системы не остановилась на Мастер-банке и Банке Пушкино и продолжилась с не меньшим энтузиазмом 13 декабря 2013г. останется в памяти банкиров как «кровавая пятница» - Центральный Банк России отозвал лицензии на осуществление банковской деятельности сразу у трех банков. Под удар регулятора попали Инвестиционный банк, Банк Проектного Финансирования и Банк Смоленский. Видимо, Набиуллина решила стать главной медийной фигурой уходящего года и после ухода Степашина из Счетной Палаты получить лавры главного борца с «теневой экономикой» и незаконной предпринимательской деятельностью. Радует только одно - Набиуллина не прогнулась под давлением пресловутого «бизнес-сообщества», которое настоятельно рекомендовало ЦБ РФ не нагнетать панику и даже требовало прекратить процесс массового отзыва лицензий у банков. Якобы, это портит и без того подмоченный инвестиционный климат. Показателен и ультиматум бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который призвал Центральный Банк ни много ни мало закрыть глаза на банковскую коррупцию и незаконную банковскую деятельность (т.е. не исполнять свои служебные обязанности), так как это, якобы, может спровоцировать ухудшение делового климата и вызвать банкротство мелких банков и их клиентов. Другими словами, даже борьба с теневым банковским сектором и криминальными операциями на уровне второго и третьего эшелонов (под удар попали банки средней величины, замыкающие 50-100 крупнейших кредитных организаций), может спровоцировать паралич всей финансовой системы, а также кризис в платёжно-расчётной системе. Притом что в ЦБ РФ не рискнули копнуть несколько глубже – пока что регулятор не предъявил претензии крупнейшим частным и государственным банкам, которые, судя по информации в СМИ, и являются крупнейшими бенефициарами и действующими лицами на рынке оказания незаконных банковских услуг. Совершенно очевидно, что без поддержки и покровительства со стороны высокопоставленных чиновников в Правительстве и Администрации Президента, без лоббистов в Госдуме и Совете Федерации, без попустительства правоохранительных органов и покровительства отдельных сотрудников Центрального Банка, исполняющего функции банковского регулирования и надзора, рынок незаконных банковских операций и «обналичивания» преступных доходов существовать не может. Слишком велики масштабы банковской коррупции (порядка 3-5 трлн. рублей), чтобы он мог существовать в безвоздушном пространстве и не привлекал к себе внимание регулятора и силовых ведомств. С этой точки зрения новому руководству Центробанка было бы полезно поискать «пятую колонну» в своих рядах и провести чистку рядов от «оборотней в погонах» – уж слишком велики масштабы теневого банкинга в России, чтобы он мог существовать без покровителей в ЦБ РФ. БАНКОВСКАЯ КОРРУПЦИЯ – ФУНДАМЕНТ ВСЕЙ КОРРУПЦИОННОЙ ВЕРТИКАЛИ Мы очень много и по делу говорим о коррупции на уровне органов государственной власти, в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, в системе Гособоронзаказа и при осуществлении государственных закупок. Однако в большинстве случаев умалчивается ключевой элемент все коррупционной пирамиды, без которой не мыслимо осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Речь идёт о банковской коррупции – именно банки и прочие финансовые институты в условиях финансовой глобализации, автоматизации расчётов и развития безналичных платежей становятся основным элементом инфраструктуры теневой экономики. Без их посредничества в принципе не мыслимы ни легализация преступных доходов, ни отмывание криминальных активов, ни обналичивание, ни незаконный вывоз за рубеж и в оффшорные юрисдикции неправедно нажитых капиталов. В условиях финансовой глобализации, информатизации общества, развития финансовых услуг и возрастающей роли безналичных расчётов банковские институты становятся краеугольным камнем всей коррупционной вертикали и теневой экономики. Однако СМИ и экономический мейнстрим стараются закрыть на это глаза, создавая из банкиров образ респектабельных и добропорядочных бизнесменов, ставших жертвами нечистоплотных бизнесменов, коррупционеров и криминальных структур. Тогда как многие банки уже давно в качестве основного источника своих доходов имеют совершение незаконных операций на финансовом рынке и деятельность, связанную с обслуживанием «серой» и «чёрной» экономики. Напомним, что масштабы воровства только в бюджетной системе достигают 3-5 трлн. рублей в год. В целом же, масштабы теневого сектора российской экономики превышают планку в 15% ВВП только по официальным оценкам Росстата – это эквивалентно 6-9 трлн. рублей. По оценкам экспертов, без малого 50-60% всех зарегистрированных в России юридических лиц стабильно нарушают действующее законодательство: налоговое, таможенное, валютное и т.д. Тем не менее, по отношению к ЦБ РФ остаётся целый список вопросов и претензий. Во-первых, совершенно не понятно, чем занимался Центробанк до прихода Набиуллиной? В течение 12 лет при Сергее Игнатьеве, судя по всему, Центробанк не просто сквозь пальцы смотрел на превращение банков в «прачечные» и закрывал глаза на незаконную банковскую деятельность, но и сам руками своих отдельно взятых сотрудников способствовал этому и «крышевал» криминальные банковские операции. Во-вторых, никто из высокопоставленных сотрудников Центрального Банка и правоохранительных органов (ФСБ, МВД и т.д.) не был привлечен к ответственности. А ведь без их поддержки и покровительства не мог бы существовать рынок «черной» «обналички» в размере 3-4 трлн. рублей и финансовые организации не могли бы только официально незаконным образом вывозить за рубеж порядка 1,7-1,8 трлн. рублей ежегодно. Только в 2013г. ЦБ РФ отозвал лицензии у целого ряда крупных банков (Банк Пушкино, Мастер Банк, Банк Проектного Финансирования, Инвестбанк, Банк Смоленский и т.д.) и поступил правильно. Однако совершенно не понятно, почему к уголовной ответственности не были привлечены недобросовестные сотрудники денежного регулятора и правоохранительных органов, которые либо в силу непрофессионализма и профнепригодности, либо в силу личной заинтересованности допустили сам факт многолетней незаконной банковской деятельности указанных кредитных организаций. В-третьих, видимо, как всегда, торжествует принцип приватизации прибылей и национализации убытков. Это в высшей степени характерно для построенного за последние четверть века криминально-олигархического феодально-архаичного капитализма – экономика РОЗ (распилов, откатов и заносов) предполагает не только создание экономически неэффективной, социально несправедливой, системно оффшоризованным и юридически нелегитимной собственности, но также доминирование бесхалатности и торжество паразитических и спекулятивных видов экономической деятельности. За халатность чиновников и нечистоплотность банкиров заплатят из своего кармана рядовые граждане с банковскими вкладами в сумме более 700 тыс. рублей, а также предприниматели, которые находились на расчетно-кассовом обслуживании и держали свои средства на счетах в банках, лишившихся своей лицензии. Более того, в случае продолжения зачистки банковского сектора от «отмывочных» псевдо-банков, велика вероятность того, что средств АСВ не хватит (менее 195 млрд. рублей) и якобы «неэффективное» государство будет в очередной раз (как и в 2009г.) спасать якобы «эффективных» частных собственников и пострадавших от их афер граждан. В-четвертых, действия Набиуллиной по отзыву лицензий у банков-прачечных вызывают одобрение – уже давно пора начать очищение банковской системы России от тех кредитных учреждений, которые вместо кредитования реального сектора экономики, трансформирования сбережений в производительные инвестиции (не путать со спекулятивными вложениями в ценные бумаги, объём которых в 8-10 раз превышает объём нефинансовых инвестиций) финансирования расширенного воспроизводства (хоть непозволительно высокие ставки по кредитам делают эту задачу практически нереализуемой) занимаются легализацией преступных доходов, отмыванием криминальных активов и незаконным вывозом капитала за рубеж. Однако, как это обычно и бывает в современной России, действия ЦБ РФ носят несистемный и некомплексный характер, а под удар попали средние и мелкие банки второго и третьего эшелона. Тогда как крупные банки (в том числе принадлежащие государству), являющиеся основными звеньями вертикали банковской коррупции и крупнейшими «отмывочными конторами», чудесным образом не попали под прицел Центрального Банка. Видимо, принято решение обойтись малой кровью и не наступить на карман основным игрокам теневого и откровенно криминального банковского мира, обладающим поддержкой в самых высоких эшелонах власти. Видимо, в регуляторе «тренируются на кошках» – борются с банковской коррупцией такими методами, чтобы никто из системно значимых игроков не пострадал. Кроме того, и это принципиально важно, в принципе не понятно, каким образом государство в принципе намерено бороться с незаконной предпринимательской деятельностью и банковской коррупцией в ситуации фактического демонтажа системы валютного регулирования и контроля, избыточной и бездумной либерализации внешнеэкономической деятельности по указке МВФ, втягивания России в ВТО на кабальных условиях и в неподготовленном состоянии, а также в условиях колоссальной оффшоризации экономики (порядка 95% крупной собственности находится за пределами российской юрисдикции) и крайне масштабного теневого сектора экономики (15% ВВП официально и свыше 45-50% по оценкам МВФ и Всемирного Банка). ПЯТНИЦА13.JPGВ-пятых, и это вытекает из предыдущего тезиса, не стоит исключать вариант передела рынка – своего рода подковёрной борьбы по переделу сфер влияния в сфере незаконных банковских операций. Есть вероятность того, что банки, у которых были отозваны лицензии, стали жертвами недобросовестной конкуренции и разборок в теневом секторе банковского рынка – их просто-напросто «заказали» более крупные и влиятельные конкуренты, обладающие большей поддержкой в высоких коридорах власти. Как известно, размер теневой банковской системы достигает 3-5 трлн. рублей, а рентабельность бизнеса многократно превышает доходность не только от традиционных банковских операций (кредитно-депозитные операции, инкассация, комиссионное обслуживание и т.д.), но и от спекулятивных операций на финансовом рынке с ценными бумагами. Игра стоит свеч – желающих перераспределить доли на рынке достаточно. Вполне вероятно, что более крупные конкуренты из топ-20 российских коммерческих и госбанков могли предпринять попытку провести зачистку. Возникает ощущение, что Эльвира Набиуллина заручилась поддержкой в самом «верху». По крайней мере, хочется на это надеяться – без отмашки сверху и политической воли навести хоть какой-то порядок в банковском секторе невозможно перекрыть ни один более-менее серьёзный канал «обналички» и легализации преступных доходов. В противном случае, сложно представить, чтобы кто-то даже в Центральном Банке России, основном органе банковского регулирования и надзора, рискнул бросить вывоз не просто отдельно взятым «банкам-прачечным», а целой системе, в которую вовлечены, судя по имеющейся в СМИ информации, представители самого ЦБ РФ, правоохранительных органов и весьма крупный капитал. Достаточно вспомнить пресловутые письма-откровения Френкеля, осуждённого за организацию убийства зампреда Центробанка Андрея Козлова, а также публичные лекции олигарха Александра Лебедева, посвящённые коррупции и воровству в Центральном Банке России, а также «крышеванию» банковской коррупции и криминальных операций на финансовом рынке со стороны сотрудников Центробанка и правоохранительных органов. Показательно, что Центробанк принялся «закручивать гайки» с редким энтузиазмом – на днях был расширен список так называемых системно значимых банков, которые будут находиться под постоянным и пристальным контролем ЦБ РФ, с 20 до 50 финансовых организаций. По словам заместителя председателя ЦБ Михаила Сухова, расширить список в ЦБ решили, чтобы в него попали банки, контролирующие 80% всех активов банковского сектора, а не 75%, как планировалось раньше. В частности, в обновленный список должны попасть такие финансовые организации как Связь-банк, «Глобэкс», «Зенит», «Возрождение», МТС-банк и другие. Одновременно с этим, Центробанк вводит институт уполномоченных представителей во всех коммерческих банках, чьи активы превышают 50 млрд. рублей, а на счетах лежит не менее 10 млрд. рублей средств граждан. Да, безусловно, предпринятые Центробанком шаги правильные и необходимые – без них российская банковская система продолжит оставаться «тришкиным кафтаном», на спасение которого государство и АСВ будут вынуждено постоянно тратить сотни миллиардов рублей ежегодно. Однако необходимо ставить вопрос шире – борьба с банковской коррупцией возможна исключительно при условии реальной борьбы с коррупцией на системном уровне на всех уровнях государственной власти, при решительном отказе от колониальных догм «Вашингтонского консенсуса», ужесточении капитального режима, а также в случае реальной деоффшоризации экономики и преодолении деиндустриализации и дезинтеграции народного хозяйства. Пока что мы видим лишь отдельно взятые, неструктурированные, выдернутые из контекста разрозненные решения, которые способны на время снять проявление негативных симптомов, но не способны решить поставленной задачи. Нельзя бороться с раковым заболеванием или гепатитом выдавливанием прыщей и укладкой волос – необходимо поставить правильный и научно обоснованный диагноз. В настоящий момент, к сожалению, руководство страны не решается пойти на этот шаг, продолжая вести борьбу с последствиями, а не первопричиной. ПЯТНИЦА13-2.jpgДЕНЕГ НА ВСЕХ ХВАТИТ – ЗА ВСЁ ЗАПЛАТЯТ ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ Денег на всех не хватит – спасая вкладчиков дутых банков-банкротов, государство будет вынуждено залезть в карман налогоплательщикам и направить бюджетные деньги на компенсацию сгоревших вкладов. Это торжество принципа «приватизации прибылей и национализации убытков» - именно в этом, насколько можно судить, и состоит глубинная сущность 6з в России криминально-олигархического капитализма. Природно-сырьевая, монополистическая, административная ссудно-процентная рента оседает в карманах «эффективных менеджеров» и коррумпированных чиновников, а убытки и потери под патриотические лозунги и призывы сплотиться вокруг правящей бюрократии перекладываются на рядовых граждан. В настоящий момент на балансе АСВ, которое гарантирует компенсацию вкладов в размере до 700 тыс. рублей, находится лишь 185 млрд. рублей. Тогда как только в 2013г. агентство выплатит не менее 70,5 млрд. рублей вкладчикам банков с отозванными лицензиями. Из которых на «Мастер-Банк» приходится 31,3 млрд. рублей, а на банк «Пушкино» - 20 млрд. Да, по итогам 2013г. АСВ привлечет от банков не менее 73 млрд. рублей в виде резервов, а в 2014г. порядка 81 млрд. Однако это капля в море: во-первых, практически целиком эта сумма будет направлена на выплаты пострадавшим вкладчикам. А во-вторых, и это самое главное, в случае более-менее серьезного финансового кризиса система развалится - ей просто не хватит денег. В случае повторения кризиса 2008г. (а именно к этому все и идет), встанет вопрос о компенсации не миллиардов, а триллионов рублей вкладчикам, чьи деньги были нецелевым образом использованы нечистыми на руку банкирами и их покровителями в правоохранительных органах и Центральном Банке. Согласно официальным оценкам Центрального Банка России, размер кредитов, просроченных более чем на 90 дней, вырос с начала 2013г. с 330 до 530 млрд. рублей - почти на 60%. Коллекторские агентства фиксируют трехкратный скачок продаж «плохих» кредитов банками. Банки увеличили резервы на возможные потери по ссудам с 274 до 437 млрд. рублей. Ситуация стремительно ухудшается по мере затухания российской низкопередельной «экономики трубы» и падения уровня жизни 70% россиян, чьи доходы не дотягивают до средней зарплаты по стране (29,5 тыс. рублей). При этом на рынке потребительского кредитования надувается пузырь - на протяжении последних лет 12 лет (за исключением кризисного периода 2009-2010гг.) кредиты населению ежегодно растут на 35-45% при затухании экономического роста и усиливающейся деградации и примитивизации структуры народного хозяйства. По мере скатывания экономики в кризис, роста безработицы и падения уровня жизни большей части россиян стремительно увеличивается доля «плохих» кредитов. При сохранении сегодняшних тенденций, к концу 2014г. объем просроченных займов достигнет 800 млрд. рублей только по официальным оценкам ЦБ РФ. Возможно, 1 трлн. рублей. В действительности же, с учётом скрытых просроченных кредитов, которые будут пролонгироваться, рефинансироваться и реструктурироваться банками для улучшения своих балансов, объём «плохих» кредитов населению превысит планку в 2-2,5 трлн. рублей. АСВ к тому моменту на балансе будет менее 240 млрд. рублей. Это всего лишь 20-25% от величины просроченных займов, которые, в случае возникновения кризиса неплатежей и разрушения пирамиды потребительского кредитования, создадут колоссальную брешь в банковском секторе. В 2014г. размер средств АСВ составит менее 1,5% от размера банковских вкладов населения, превышающих 16 трлн. рублей. Из которых 13 трлн. рублей размещены в национальной валюте и почти 3 трлн. рублей в иностранной валюте. Этих копеек явно не хватит, чтобы спасти вкладчиков проблемных банков – реальный размер плохих активов достигает 1,5-2 трлн. рублей. Именно таков размер пробоины в банковской системе. Это в 10 раз превышает пресловутую «подушку безопасности» АСВ. Либо государство будет вынуждено признать банкротство системы и «кинет» вкладчиков (что неприемлемо в силу политических причин), либо оно будет вынуждено затыкать пробоину за счет средств бюджета. Даже увеличение ставки отчислений в систему страхования вкладов с 0,1 до 0,3%, а также увязка величины этой ставки с величиной ставки по депозитам банка и рискованности проводимых им операций (запланировано с 2014г.) хоть и является правильным решением, однако не сможет радикально изменить ситуацию. Показательно, что Центральны Банк, который призван исполнять функции банковского регулирования и надзора, откровенно закрывает глаза на пузырь в сегменте потребительского кредитования - масштабы закредитованности населения действительно близки к критическим отметкам. Формально размер задолженности россиян перед кредитными организациями не столь высок – порядка 10,1 трлн. рублей. В расчёте на душу населения это эквивалентно приблизительно 2,5 средним заработным платам – 71,1 тыс. рублей. В расчёте на численность экономически активного населения (75,6 млн.) и занятого населения (71,5 млн.) поучается, что задолженность составляет порядка 133,5 и 141,2 тыс. рублей соответственно – 4,6 и 4,86 средних заработных плат соответственно. По отношению к ВВП размер задолженности домашних хозяйств и того меньше – порядка 15,5% ВВП. Если говорить исключительно о банковских кредитах, не включая сюда деятельность небанковских кредитных организаций (микрофинансовых учреждений, кредитных кооперативов и т.д.), то размер задолженности россиян и того меньше – порядка 9,1 трлн. рублей. Кроме того, за период с января 2008г. по октябрь 2013г. размер задолженности россиян перед кредитными организациями вырос более чем в 3 раза – с 3,24 до 10,1 трлн. рублей. Тогда как размер ВВП в номинальном выражении (т.е. без очистки от влияния стоимостной компоненты) вырос всего лишь на 51,9% с 41,2 до 62,6 трлн. рублей. Получается, что кредитование росло темпами, в 6 раз превышающими рост российской экономики! В результате опережающего роста кредитования удельный вес задолженности граждан России вырос с 7,8% ВВП в 2008г. до 15,5% сегодня. Т.е. без малого в два раза. Спасти сбережения россиян без поддержки государства не получится - погоню банкиров за прибылями, непрофессионализм руководства кредитных организаций и бездействие регулятора оплатят за счет кармана россиян. В очередной раз крайними окажутся налогоплательщики - за счет уплаченных ими НДФЛ, НДС, акцизов и «золотого бензина», 55-60% в цене которого приходится на платежи в пользу бюджета (НДПИ, акцизы и т.д.) будет покрываться халатность регулятора, бездействие чиновников и сверхприбыли банкиров. Да, президентом подписан указ, позволяющий АСВ привлекать необеспеченные залогом кредиты для пополнения фонда страхования вкладов сроком до пяти лет. Однако даже эти средства необходимо возвращать. И уплачивать проценты в пользу ЦБ РФ. У АСВ на это нет средств - получаемые им инвестиционные доходы не всегда покрывают инфляцию и не спасают даже имеющийся капитал от обесценения. В конечном итоге Правительство будет вынуждено затыкать дыры в балансе АСВ. МОЖНО СМЕЛО ЗАКРЫВАТЬ КАК МИНИМУМ 80% БАНКОВ Необходимо понимать, что уже сегодня можно смело закрывать 80-85% банковских учреждений – из без малого 936 кредитных организаций уже сегодня можно смело и практически без всяких существенных последствий постепенно и плавно закрывать 750-800 учреждений. Согласно официальным данным Центрального Банка России, по состоянию на конец октября 2013г. на долю 5 крупнейших кредитных организаций приходилось порядка 51,2% всех активов банковской системы – 27,8 из 54,4 трлн. рублей соответственно. На долю следующих 15 учреждений – ещё 10,3 трлн. рублей (18,9% суммарных активов). В целом же, на долю 50 крупнейших кредитных институтов в России приходится не менее 44,3 трлн. рублей или 81,7% суммарных активов. Если прибавить к ним следующие 150 учреждений, то суммарный размер их активов составит 51,3 трлн. рублей – 94,4% всех активов российской банковской системы. На оставшиеся 736 банков и кредитных учреждений приходится всего лишь 5% совокупных активов, что едва превышает 3 трлн. рублей. Однако именно мелкие региональные и муниципальные банки, практически никоим образом не связанные с реальной банковской деятельностью и кредитно-депозитными операциями, зачастую являются «фирмами-однодневками» и откровенными «прачечными». Их создают все, кому не лень – от представителей этнической мафии и организованной преступности до местечковых коррумпированных чиновников, сотрудников правоохранительной системы и нечистых на руку бизнесменов. Эти банки, как правило, вообще не справляются с возложенными на них функциями по финансированию расширенного воспроизводства производительного капитала и трансформированию временно свободных финансовых ресурсов (т.е. сбережений) в инвестиции. Кроме того, они практически полностью отрезаны от межбанковского рынка и системы рефинансирования, что не позволяет им привлекать доступные кредитные ресурсы и предоставлять промышленным предприятиям и населению кредитные ресурсы под низкий процент. В большинстве случаев, речь идёт всевозможных «кэптивных» и «карманных» банках – т.е. «придворных» банках местных авторитетов и крупных чиновников, которые под вывеской банка на самом деле занимаются незаконной предпринимательской деятельностью и наносят ущерб стране и обществу. Задача существенно осложняется трудностями банковского регулирования и надзора за ними со стороны Центрального Банка – в силу огромного количества и широкой географической диверсификации проконтролировать их операции крайне сложно. Мало того, что вплоть до недавнего времени сотрудники Центробанка не сильно горели желанием бороться с «обналичкой», легализацией преступных доходов, незаконным вывозом капитала и теневым банковским сектором (достаточно вспомнить громкую добровольно-принудительную отставку зампреда ЦБ РФ Геннадия Меликьяна после череды громких банковских банкротств и обнаружения дыры в размере 450 млрд. рублей в балансе Банка Москвы), так ещё и в силу объективных причин сделать это крайне сложно. Отечественной экономике для неоиндустриального рывка, преодоления технической отсталости, модернизации инфраструктуры, преодоления инвестиционного кризиса в несырьевых секторах экономики, развития научно-технического и производственного потенциала необходима не тысяча слабых, маломощных и неконкурентоспособных банков и «прачечных», а одна-полторы сотни достаточно капитализированных и устойчивых банков, подконтрольных Центральному Банку и обществу, транспарантных и прозрачных с финансовой точки зрения, которые бы имели доступ к системе долгосрочного рефинансирования со стороны Центрального Банка и создавали ёмкие, долгосрочные и доступные инвестиционные ресурсы для финансирования развития страны. Необходимо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше» - в данном случае приоритетным является повышение качества, устойчивости и развитости отечественной инвестиционно-банковской системы. Жуковский Владислав 18/12/13 http://communitarian.ru/publikacii/finansi/pyatnica_13_dlya_rossiyskiy_bankov_18122013/


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОСБАНКА СССР И ЦЕНТРОБАНК РФ, КАК УГРОЗА СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ | eva1689 - Жизнь прекрасна, если почувствуешь это! | Лента друзей eva1689 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»