• Авторизация


СВЯТОЙ МУЧЕНИК ХРИСТОФОР ПЕСЬЕГЛАВЕЦ 11-12-2014 11:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!
pravoslavie.ru/put/070522120099.htm

ИКОНОГРАФИЯ И ПОЧИТАНИЕ

[показать]
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

[показать]
Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

[показать]
Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

[показать]
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

[показать]
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

[показать]
Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12]представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[показать]

http://www.vedamost.info/2012/03/blog-post_02.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
eva1689 11-12-2014-12:07 удалить

Египетские боги Анубис и Сет. Война идущая из глубины веков


[199x377]                  Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Египетская мифология одна из самых полных и известных дошедших до нас. Она населена множеством разных мистических существ и божеств. Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис.  В иероглифических памятниках называется Анепу или Ануп. По египетской мифологии Анубис сынОсириса, родившийся от Нефтиды, которую Осирис по ошибке принял за свою супругу Изиду. Анубис бог покровитель умерших. Почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски "саб" "судья" писался со знаком шакала). Анубису принадлежит одна из важнейших ролей на загробном суде богов, где он отмерял истинность весов, на одной из чаш которых покоилось сердце, а на другой перо богини истины Маат
    Центром культа Анубиса  был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, "город собаки"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мёртвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), "владыка Расетау" (царства мёртвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса. 
    Анубис играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела  [364x275]покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты "ут" и "имиут" определяют Анубиса как бога бальзамирования). Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветлённого", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. 
    Греки приравнивали его к Гермесу, иногда даже, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего. По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или жёлтого петуха. 
    Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить. Вся современная культура так или иначе пронизана капельками мифологических образов оставшихся нам в наследство от предков.  


Сергей Беляков

Мифы о противостоянии бога Анубиса и бога Сета 

[254x359]
        Представления древних египтян о своих божествах были неодинаковы, поэтому часто было несколько интерпритаций одного и того же мифа с разными вариантами. Это делает древнюю мифологию еще более загадочной и богатой. Пожалуй самыми известными легендами о противосстоянии бога Анубиса и бога Сета были две. 
    Жена злого бога Сета, Нефтида, сильно полюбила Осириса. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис. 
    Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьёт малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его, что отцом Анубиса является он, Сет. 
    Согласно другой версии, Нефтида из страха перед Сетом бросила младенца, как только тот появился на свет, а Исида нашла Анубиса с помощью собак вырастила его, и Анубис стал ей другом и союзником. 
    При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх - человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся другой демон - Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка вступила в непримиримую борьбу с Сетом. 
    Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета - демоном Демибом, который рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по приказу своего хозяина Сета. Но, почувствовав слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом. 
    Сет решил вызволить останки своего друга и предать их почётному погребению. Чтобы не быть узнанным, он принял облик Анубиса и в таком виде проник в болота Дельты. Стражу он миновал беспрепятственно, собрал в мешок разрубленное тело Демиба и хотел уже было так же незаметно скрыться, но его увидели Анубис и Хор. Они бросились в погоню и настигли Сета. Завязалось сражение, и неизвестно, чем бы оно закончилось, если б на помощь Анубису и Хору не подоспел Тот. Бог мудрости и колдовства произнёс магическое заклинание и поверг Сета на землю. Анубис связал Сету руки и ноги и поместил под Осирисом как сиденье. Затем Исида расчленила Сета, вонзив свои зубы в спину его. И сказал Ра: 
- Пусть будет предназначен Сет как сиденье Осирису. Воистину [пусть будет так] из-за зла, какое он причинил телу Осириса.

[189x450]    В других номах Египта была популярна иная легенда о противостоянии Анубиса с Сетом. 
    Однажды чёрный пес Исдес распознал Сета по злу, которое тот совершил. Но Сету удалось бежать в пустыню. Анубис, Исдес и Хор кинулись в погоню и настигли Сета и его сообщников. Завязался бой. Исдес убил всех, не пощадив никого. 
    Когда кровавая сеча утихла, боги присели отдохнуть, но тут Исдес заметил божественные соки тела Осириса над ними. Хор тотчас собрал эти соки в сосуды, и боги захоронили их в склепе на той самой горе, где был убит Сет. У входа в склеп поставили стража - огнедышащего змея. 
    Но пока боги совершали похоронный ритуал, Сет воскрес, превратился в пантеру и бежал. Анубис бросился в погоню, разыскал Сета и с помощью Тота поверг его на землю. 
    Связанного Сета было решено предать мучительной казни. Боги развели костёр и сожгли Сета в огне с головы до ног со всем его телом. Запах жира достиг небес и был он приятен Ра и богами. 
    После казни Анубис разрезал шкуру Сета, содрал её и надел её на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и каляным железом выжег на шкуре Сета свой знак. 
    Узнав о том, что их предводитель убит, демоны мрака и тьмы собрали огромную армию, вооружились и выступили в поход - выручать своего владыку. Анубис решил отразить натиск в одиночку. Одним взмахом ножа он отрубил головы всем бойцам вражеского войска. Кровь демонов впиталась в землю и превратилась в красный минерал шесаит.

    Всего в Египте ходило около пяти легенд о борьбе Анубиса с Сетом. Эти две были самыми популярными в то время. Они основывались на историческом противостоянии "священных" фараонов с жрецами. Где жрецы выполняли роль главных злодеев и поработителей египетского народа!

http://myfhology.info/mythoweek/22a.html


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СВЯТОЙ МУЧЕНИК ХРИСТОФОР ПЕСЬЕГЛАВЕЦ | eva1689 - Жизнь прекрасна, если почувствуешь это! | Лента друзей eva1689 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»