Когда вы еще только собираетесь снять очередной фотошедевр, вам в голову непременно приходят вопросы о композиции, экспозиции и, возможно, некоторые другие "ции"… Весь ваш фотографический опыт пытается помочь вам сделать этот кадр лучше и совершеннее. Если вам в голову ничего не приходит и вы вообще ни о чем не задумываетесь в момент нажатия спусковой кнопки, то осмелюсь утверждать, что вы вообще снимаете не фотографию. Это будет просто снимок, отпечаток реальности, мгновение жизни, остановленное с помощью современной технологии (иногда очень дорогой). Вполне вероятно, что этот снимок будет представлять интерес еще для кого-то кроме вас и ваших близких. Но чаще всего он так и останется просто снимком или как говорят американцы – "снэпшотом".
Фотография - это страсть
Фотография - это нечто большее. Это то, что будет интересно другим людям. Это то, где ваше настроение, идеи и мысли обретут некую форму и будут существовать уже независимо от вас. Даже независимо от того, что вы собирались в эту фотографию вложить. Потому что часть работы фотографа делается не разумом, а сердцем. И это не поддается никакому анализу – оно либо есть, либо нет. Хотя, осознать это довольно просто. Фотография – это страсть. Страсть, которая ведет вас в самые удаленные уголки планеты, заставляет мерзнуть и мокнуть в поисках лучшего кадра, корпеть ночами над снятым материалом, читать книги и статьи на тему фотографии и снимать, снимать, снимать…
И если страсть у вас есть – все остальное вопрос времени и усилий. Если музыка уже звучит в вашей голове, то необходимо, чтобы руки могли выразить ее на рояле или с помощью другого инструмента. А для этого надо заниматься. И если вы не можете пойти в школу или нанять преподавателя, то вам придется стать собственным учителем.
Что для этого нужно? Критическое отношение к своим работам. Это главное и непременное условие для творческого роста. И если бы я хотел просто пофилософствовать на эту тему, то можно было и закончить. Но я хочу вам помочь и поэтому постараюсь дать несколько ориентиров для того, чтобы вы могли научиться критиковать свой собственный труд наиболее объективно.
Но для начала давайте поговорим о том, что формирует хорошую фотографию.
Пять шагов к успешной фотографии
Я назвал эти правила шагами, но на самом деле, это просто несколько базовых принципов, которые должны промелькнуть в вашей голове перед тем, как вы нажмете кнопку спуска.
1. Сначала – свет. Все остальное потом. Свет – это основа фотографии, ее настроение, ее качество и ее детали. Как поэт использует слова, так фотограф использует свет. Если у вас нет соответствующего света, отражающего вашу идею или настроение – у вас нет фотографии, не стоит и нажимать на спуск. Свет определяет то, какой будет ваша фотография и что на ней увидят другие. Поэтому, сначала – свет!
2. Четко выраженная тема или предмет съемки. То, что вы снимаете должно быть для вас очевидно. Если вы можете выразить это одним словом или короткой фразой – значит так оно и есть. Если нет – то скорей всего вы сами не знаете что снимаете и, поверьте, это не будет понятно и вашему зрителю. В результате ваша фотография потеряет значительную часть своей выразительности.
3. Передний и заданий планы должны быть использованы максимально эффективно для достижения ваших целей. Они могут быть резкими или не в фокусе, быть частью композиции или не отвлекать от нее. Но эти важные элементы любой фотографии обязательно должны быть под вашем контролем. Вы и только вы определяете то, насколько они будут служить общему замыслу или разрушать его.
4. Окружающие условия должны способствовать реализации вашего замысла. Трудно снимать нечто грустное и лирическое в яркий солнечный день. Также трудно снимать цветы на лугу при наличии сильного ветра. Не боритесь с окружением – если условия не соответствуют реализации вашей идеи, то нужно просто подождать. Фотография – это еще и искусство терпения.
5. Стремитесь к простоте. Я думаю, что вы уже не раз встречали утверждение, что в отличие от художника, который "включает" различные элементы в свою картину, искусство фотографа заключается в умении "исключать" из фотографии все лишнее и отвлекающее. Кадр с одинокой лодкой на берегу даст более сильный эффект, чем с десятком таких лодок. У фотографии должен быть один центр интереса. Если их несколько – они начинают конкурировать между собой за внимание зрителя и в итоге проигрывают все. Поэтому стремитесь к простоте. Не пытайтесь включить в кадр все, что позволяет угол зрения вашего объектива. Учитесь жертвовать и исключать.
Безусловно, вы можете снять интересную фотографию и без учета этих правил. Но если вы проанализируете результат, то я уверен, что вы без труда обнаружите присутствие этих парадигм в любой хорошей фотографии.
Теперь, когда мы поговорили о том, на чем следует заострять внимание перед тем, как нажать кнопку спуска, давайте посмотрим на уже снятую фотографию и попробуем понять что в ней удалось, а что – нет.
Самокритика – это поиск черной кошки в темной комнате
Когда вы занимаетесь критикой собственных работ, вам нужно найти ту золотую середину, когда вы будете максимально объективны к собственному творению, независимо от того, сколько времени и усилий вы потратили на его создание. Это и легко и сложно одновременно. Легко, потому что признаваться в собственных ошибках самому себе гораздо проще, чем признаваться в этом кому-либо еще. Сложно, потому что кроме визуального восприятия собственной работы у нас обычно есть еще целая история о том, как мы эту фотографию снимали, а также память о настроении и чувствах, которые мы в тот момент испытывали. Именно поэтому я предлагаю использовать сильную сторону процесса самокритики (признание собственных ошибок) и избежать влияния всех остальных факторов. Сделать это довольно легко. Надо лишь структурировать процесс анализа в виде группы простых вопросов, отвечая на которые (честно, потому что для себя) мы сможем наиболее объективно оценить свою работу.
Итак, для того, чтобы оценить результат своих трудов я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
Поверите вы в это или нет, но большинство людей оценивают вашу работу именно по этим критериям, даже если они не произносят этих вопросов. Они это делают инстинктивно. Так же как обычно это делаете и вы. Просто в случаем оценки собственной работы вы не можете доверять своим инстинктам на сто процентов. Поэтому забудьте на время об инстинктах и обопритесь на логику и эти вопросы. Они помогут вам сделать очередной шаг на пути к хорошей фотографии.
Но несмотря на все то количество логики и здравого смысла, что я на вас тут вывалил, все-таки, в следующий раз нажимая кнопку спуска затвора… прислушайтесь к своему сердцу. Только при полной синхронизации сердца и затвора рождается чудо – Фотография с большой буквы…