Это цитата сообщения
транжИрка Оригинальное сообщениекак царь Кащей над златом чахнет
C переходом на новое место (внутри того же магазина) творческой части в моей работе поубавилось, зато прибавилось наблюдений за тем, как люди тратят деньги. Тем более в условиях официально объявленного финансового кризиса, наблюдать становится все любопытственнее.
Во-первых, магазины (на примере нашего супермаркета как части самой крупной в мире торговой сети и пары соседних, аналогичного профиля, но сетей поменьше) очень своеобразно реагируют на кризис. Конечно, объем продаж упал, и поэтому распродажи стали чаще, а купоны и скидки жирнее, но это на первый взгляд. На второй видно вот что: все содержимое магазина делится, грубо говоря, на базовые и сезонные коллекции. Базовые - это то, что люди покупают из сезона в сезон, независимо от моды - хебешные футболки, бюстгальтеры-трусы-носки, офисные рубашки и пиджаки, синие джинсы, черные брюки, хаки и пр. У магазинов есть основные поставщики, у которых эти базовые вещи покупаются всегда, часто - одни и те же стили (артикулы по-русски, т.е. вещи, чей фасон не меняется несколько лет, классика) из года в год по стандартным ценам. Модные коллекции - это то, что живет только один сезон, шьется в духе объявленных на сезон трендов, и к концу сезона исчезнет с прилавков навсегда, больше не найдешь. Модные коллекции уцениваются быстро, буквально за месяц они теряют до 40% стоимости, к концу сезона стоят копейки, а базовые к концу сезона будут в лучшем случае 50% офф. Для сравнения - в ноябре я присмотрела вельветовые джинсы Ralph Lauren ярких цветов и белую рубашку с мелкими складочками на груди. Обе вещи стоили по 80 долларов с копейками. Пару недель назад я эти джинсы купила за 16 долларов с копейками, а рубашка сейчас стоит около 40-ка; эти джинсы больше не будут продаваться и выпускаться, это сезонная модель, на будущую зиму будут или другие цвета, или фасон как-то поменяется, и это будет абсолютно другая вещь, а рубашки будут продаваться года два, пока мода не изменит требования к форме воротника или ширине рукава.
Короче, в связи с наступлением кризиса модные коллекции начали уценивать быстрее, иногда вещи только привезли в магазин, а они уже в базе данных числятся как 25% офф, с первого дня продаж. Но зато базовые вещи, от которых нельзя отказаться чисто физически, несмотря на самый злой кризис, потому что никто не может ходить без трусов, или носков, или простых летних футболок, становятся дороже. На прошлой неделе у нас было массовое переклеивание ценников, все повседневное, от бюстгальтеров до колготок, стало дороже. Цены поднялись вроде немного, от 1 доллара за пару носков до 4-6 долларов за утягивающее белье, но в масштабах потребления это, пожалуй, перекроет потери от скоростного уценивания модных вещей. Да и скоростное уценивание не так уж бьет по карману, если вдуматься, ведь магазин заплатит поставщику столько, сколько получил, не полную цену, а для поставщика даже продажи за 1/4 цены выгодны, ведь он платит за них производителям в Китае или Мексике по цене хозяйственного мыла.
Во-вторых, последний серьезный кризис здесь был больше двадцати лет назад. С тех пор случилось чудо всемирной глобализации ака привлечение труда несовершеннолетних в странах третьего мира, которое выпустило монстра консьюмеризма на свободу. Когда купить новый телевизор стало дешевле, чем починить старый, а набойки на туфлях поставить негде, да и стоят они в треть стоимости новой пары, американцы не только стали остро нуждаться в гардеробных комнатах, они еще и привыкли жить на широкую ногу. У каждого в кармане веер кредиток, долги по ним можно гонять с карточки на карточку, недвижимость и биржа перли вверх, как сорняки на колхозном поле, и было сладкое ощущение что заебись будет всегда. В прошлом году биржа и недвижимость сказали опаньки, но привычки остались. Привычка валить под елку двадцать красивеньких коробок с подарками, привычка украшать дом новым декором к каждому празднику, привычка надевать новое нарядное платье на каждый торжественный ужин, привычка запастить понравившейся парой туфель в каждом цвете. Отказываться от такого противно и тяжело, я понимаю.
Сокращают расходы кто как может. Кто-то стал чаще воровать - по сравнению с прошлым годом воруют вдвое больше. Кто-то перешел на покупки только теми деньгами, которые у них есть, за наличку и по дебетовым картам. Это невероятно глупо, потому что все крупные магазины выпускают свои собственные кредитки, по которым покупать выгоднее, т.к. они дают дополнительные скидки. Я часто предлагаю покупателям воспользоваться магазинной картой, чтобы получить дополнительную скидки, и мне с негодованием отвечают: "Но вы же такие большие проценты берете!" Я обычно отвечаю: "Вы можете не копить долги, а оплачивать счета вовремя", на что меня обдают еще большим негодованием. Нельзя же, в самом деле, требовать от людей совершать такие богопротивные поступки.
Вот это, по-моему, одна из самых главных проблем общества - неспособность сказать себе "Нет", отказать себе в ненужном, использовать кредитку как платежный инструмент, а не до потери контроля, как дорвавшийся до запретного ребенок. Буквально вчера, на моих глазах, покупательница хотела купить шелковый пеньюар с халатиком, но ее кредитную карту не приняли. Вторую, которую она достала из того же кошелька, тоже не приняли. Я звонила в кредитную компанию, выясняла что мы можем сделать. В кредитной компании мне любезно разъяснили, что на кредитке давно висит долг, а минимальный платеж выплачивается нерегулярно. Они дадут ей сделать одну покупку, если она заплатит долг в ее удвоенную стоимость. Тетка тут же платит двести долларов в счет долга, и покупает комплект белья за сто. Я бы не смогла себе позволить покупать белье за $100, когда на мне висят долги, но я выросла в другой стране, где белье за $100 долларов не существовало в природе, и его необходимость для меня не является абсолютной.
Самый редкий вид экономии - человек, который просто не покупает ненужного. Женщины часто покупать вещь потому что она симпатичная, или необычная, или потому что на нее хорошая цена. Они набирают ворох одежды, потом часть этой одежды отправится обратно в магазин (где вместо нее купят другую, столь же ненужную), часть будет болтаться с неоторванными ценниками по дому, часть вернут за кредит, потому что чек потерян. Так и набегают те статистические 80% гардероба, которые мы практически не носим. Слышать от покупателей "мне это не нужно" мне довелось раза три, не больше, поэтому это особенно удивляет и радует. Я тоже не всегда могу устоять перед соблазнительными предложениями, на распродаже запаслась трусами года на три вперед, а подсчет купленных колготок делался под валерьянку, но я в принципе умею сказать "Нет". Я легко обхожусь без подарка на день рождения, потому что мне ничего не надо в это время, и не чувствую себя несчастной.
Третье, есть целый слой людей, которым хоть трава не расти. И не потому что они так богаты или так финансово себя обезопасили, а просто у них совершенно непонятная мне система ценообразования в голове. Моя тоже довольно сложная, без правил, с индивидуальным подходом к каждой вещи, и моя каждый раз приходит в смятение при виде этих людей. Я не понимаю людей, которые не дрогнув губой покупают трусы за $30 или никакую кофту за $100. Даже не во время кризиса не понимаю, мне всегда кажется что такие деньги надо отдавать за нечто, а ничего покупать дешевле. Важное дополнение - эти люди не больше моего могут себе позволить так покупать, для них это тоже не стандартная сумма за единицу товара. И плющит меня не от того, что кто-то позволяет себе то, что я не могу, а от того, что качество не соответствует цене. Я перед покупкой ее так и этак верчу, нюхаю, мне в руках, читаю технические характеристики, чтобы за свои деньги получить как можно больше качества. Это не только последствия советского дефицита и российской инфляции, это нежелание пользоваться некачественным и дорогим одновременно. Каждый раз, когда я вижу что женщина заплатила 20, 30, 50, 70, неважно сколько, долларов за никудышную вещь, мне хочется схватить ее за руку и объяснить что вот тут за углом лучше и дешевле. Но поскольку это не мое дело, я успокаиваю себя тем, что их модель покупательского поведения дает мне возможность жить в моей модели поведения долго и счастливо.
Так что money по-прежнему make world goes round, как минимум восемь часов в день.