ответ - Танцующая_с_тенью
25-08-2006 17:08
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
СУРТ (др.-исл. черный), в скандинавской мифологии великан, который во время последней битвы богов поведет против асов враждебные полчища хтонических существ.
АСЫ, в скандинавской мифологии основная группа богов, главным из которых является Один. Перечень богов и богинь, асов и асинь, содержится в «Младшей Эдде», где асы противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам, карликам и низшим женским божествам.
АСГАРД (др.-исл. ограда асов), в скандинавской мифологии место обитания богов-асов, небесная крепость, построенная великаном.
МИДГАРД (др.-исл. срединное огороженное пространство), в скандинавской мифологии обитаемый людьми мир. Мидгард противопоставлен Утгарду — внешнему миру, населенному враждебными человеку существами, от которых Мидгард защищает бог Тор.
УТГАРД, в скандинавской мифологии противопоставляемая Мидгарду окраинная часть мира, населенная великанами и чудовищами.
ИГГДРАСИЛЬ, в скандинавской мифологии мировое древо, гигантский ясень, связующий землю, небо и подземный мир. У корней ясеня расположены источник Урд, у которого обитают норны, источник Мимира, хранящий мудрость и знание, и кипящий поток Хвергельмир. Описание ясеня Иггдрасиль содержится в эддической поэзии, а также в «Младшей Эдде».
НОРНЫ, в скандинавской мифологии богини судьбы; в «Старшей Эдде» («Речи Фафнира») говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В «Прорицании Вельвы» и в «Младшей Эдде» упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд), настоящее (Верданди) и будущее (Скульд), сидящие над источником Урд у мирового древа Иггдрасиль.
МИМИР, в скандинавской мифологии великан, хранитель источника мудрости, находящегося у корней мирового древа Иггдрасиль. Позволил Одину напиться из источника, забрав в залог его глаз. Согласно преданию, голова убитого ванами Мимира продолжает пророчествовать и давать богам советы.
АЛЬВЫ, в скандинавской мифологии божества или стихийные духи; по «Младшей Эдде» («Видение Гюльви») делятся на сияющих альвов света, живущих в небесном чертоге, и черных альвов тьмы, живущих под землей. В «Старшей Эдде» противопоставлены высшим богам-асам.
ОДИН, верховный бог в скандинавской мифологии. Могучий шаман, мудрец; бог войны, хозяин Вальхаллы. У древних германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).
МЕД ПОЭЗИИ, в скандинавской мифологии священный напиток, дающий мудрость, вдохновение и приобщающий к скальдическому искусству. История о том, как Один добыл богам Мед Поэзии, изложена в «Младшей Эдде».
ВАНЫ, в скандинавской мифологии светлые солнечные божества, боги плодородия, любви и богатства, которые противопоставлены в «Старшей Эдде» асам. В «Прорицании Вельвы» и «Младшей Эдде» существует рассказ о мирно завершившейся борьбе асов и ванов.
ВАЛЬХАЛЛА, Валгалла (др.-сканд. Valholl — чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.
ТОР, один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия.
ЛОКИ, в скандинавской мифологии бог из числа асов, то помогающий богам, то вредящий и издевающийся над ними («Старшая Эдда», «Перебранка Локи»). Согласно «Младшей Эдде», во время последней битвы богов Локи выступит на стороне хтонических сил и примет участие в разрушении мира.
ХРЕЙДМАР, в скандинавской мифологии один из героев сказания о золотом кладе, отец Регина и Фафнира, убитый ими из-за сокровищ, полученных от богов-асов.
ФАФНИР, в скандинавской мифологии сын Хрейдмара, вместе со своим братом Регином убивший отца, чтобы завладеть золотым кладом. Фафнир принял образ дракона и стал хранителем золота, которому было суждено нести гибель тому, кто им владеет. По наущению Регина убит Сигурдом.
РЕГИН, в скандинавской мифологии карлик, воспитатель героя Сигурда, выковавший ему меч Грам. Согласно эддическим сказаниям, пытался захватить сокровища дракона Фафнира с помощью Сигурда, но был убит героем.
ГУДРУН, в скандинавской мифологии героический женский образ, жена Сигурда. По смерти Сигурда став женой Атли, жестоко мстит мужу за гибель братьев. Судьбе Гудрун посвящены песни «Старшей Эдды» и «Сага о Вельсунгах».
АТЛИ (нем. Etzel), герой германо-скандинавского героического эпоса, образ которого восходит к историческому Аттиле, королю гуннов. Представления об Атли получили различную трактовку в исландских эддических песнях, в «Саге о Вельсунгах» и в «Песне о Нибелунгах».
ЯРЛ (др.-сканд. jarl), знатный человек, наместник конунга в скандинавских странах.
В англосаксонских хрониках ярлами назывались предводители войска викингов. Слово ярл в наиболее древнем значении встречается в песнях Старшей Эдды, где обозначает знатного человека. Оно родственно англосаксонскому слову eorl, которым в ранних источниках обозначались знатные люди в отличие от рядовых, свободных и рабов. В более поздних источниках этим словом обозначалась должность.
По данным исландских саг, ярлы были наместниками конунгов в фюльках – областных единицах Норвегии. Норвежский конунг Харальд I Прекрасноволосый, подчинив себе всю Норвегию, постановил, что ярлы будут собирать подати для конунга, оставляя часть себе, и выставлять войско. Позже, в 10-11 вв., в Норвегии ярлы некоторое время правили страной. Самым могущественным из них был ярл Хакон (ум. 995), у которого в подчинении было шестнадцать ярлов и конунги-данники.
Начиная с правления Олафа Святого (нач. 11 в.) и до 13 в., когда этот институт исчезает, в Норвегии был один ярл. В законах 12-13 вв. ярл ставится между лендрманом и конунгом, возмещение, которое получал и платил ярл было в два раза большим, чем у лендрмана и в два раза меньше, чем у конунга, звание ярла не наследовалось. В дружинном уставе 13 в. предписывалось, что конунг решает, какой частью страны будет управлять ярл. В 13 в. вместо звания ярла в употребление входит заимствованное из Германии звание герцога, который полностью соответствовал ярлу за исключением того, что на почетном сидении герцог сидел на ступеньку выше.
Большей самостоятельностью обладал ярл-правитель Оркнейских островов, который был обязан выплачивать Норвегии дань и которому, в свою очередь, подчинялся ярл Гебридских островов. Это ярлство существовало до 15 в., когда острова были присоединены к Шотландии. После подчинения Исландии в 13 в. на острова также был назначен ярл, но эта должность просуществовала там недолго.
В Швеции, согласно исландским источникам, некогда было несколько ярлов. Достоверно, однако, известно только то, что уже в 11 в. был один ярл, получавший часть податей с прибрежных территорий и возглавлявший в отсутствие конунга ледунг— военно-морское ополчение. Согласно законам 13 в. ярлу должно было освобождаться место в гавани, как епископу или конунгу, как и епископ он получал повышенные штрафы за убийство своего дружинника. Шведские ярлы также были очень могущественными. Последний из них, ярл Биргер (ум. в 1266), фактически управлял страной при бездетном короле Эрике Шепелявом (ум. в 1250), на сестре которого он был женат. Сын Биргера Вальдемар стал королем после смерти Эрика.
В Дании ярлства существовали на границах страны — в Южной Ютландии, в Халланде. Ярлы ведали обороной страны и управляли ею в отсутствие конунга. Могущественный ярл Торкель Высокий, предводитель викингов, участвовал в покорении Кнутом Англии, за что получил четверть страны в управление. Ярл Ульв был женат на сестре конунга Кнуда I Могучего, управлял Данией в его отсутствие. Ульв интриговал против Кнуда, за что был им убит. Тем не менее его сын Свен стал конунгом Дании после смерти сыновей Кнуда.
КОНУНГ (др.-сканд. konungr), вождь, король в скандинавских странах.
Слово конунг происходит от kon — родовитый человек, родич, и означает сын знатного или потомок богов. Традиционно конунг совмещал разные функции — военного предводителя племени и главы культа. Будучи сакральной фигурой, конунг совершал религиозные обряды, как бы представляя народ перед богами. Существовало представление, что счастье народа зависело от счастья конунга. В «Саге об Инглингах» рассказывается, что свеи, народ в Швеции, приписывали конунгу хороший или плохой урожай, и что не раз они приносили конунгов в жертву в случае постоянного недорода, а после смерти конунга юго-восточной Норвегии Хальвдана Черного, в годы правления которого были хорошие урожаи, жители его государства спорили о том, где его захоронить, и решили, что каждая область получит по части его тела.
Харальд I Прекрасноволосый , подчинивший себе всю Норвегию постановил, что все сыновья конунга имели право стать конунгами. Впервые в Норвегии конунг короновался в 1163 г. Это был Магнус Эрлингссон, который происходил из рода конунгов по материнской линии. В памятнике 13 в. «Королевском зерцале» проводится идея сильной королевской власти, согласно которой король отвечает только перед богом. Это произведение было создано при Магнусе VI Лагабетере, который укрепил королевскую власть, уменьшил роль законодательных ассамблей (лагтингов), сделал королевскую власть менее зависимой от церкви.
Признание конунгом претендента — «взятие конунга» — происходило на особом тинге. Конунг обещал соблюдать законы и защищать страну. В Норвегии это должно было происходить на нескольких областных тингах. Со второй половины 13 в. конунг выбирался светскими, духовными господами и представителями бондов. Сначала король приносил клятву, а затем население приносило клятву ему. Из королевских знаков власти в Норвегии известны корона, золотое кольцо и скипетр. В Дании выборы короля проходили в Виборге на ландстинге. Кандидатура заранее обсуждалась могущественными людьми. Короля поднимали на особый камень, один из магнатов провозглашал его королем, а остальные выражали свое одобрение звоном оружия. С начала 12 в. возник обычай короля давать обещания народу, присягать ему. Первая коронация была в 1170 г. Датский король Эйрик Глиппинг хотел добиться, чтобы ему наследовал его старший сын, и утвердить новый порядок престолонаследия, что было отражено в его манифесте. Со времен Кальмарской унии функции выборщика короля взял на себя государственный совет — ригсрод.
Король должен был обладать большими богатствами, чтобы содержать дружину. В Дании уже в 12 в различались собственно земли короля и земли короны. В начале 13 в. к коронному имуществу начинают причислять и альменнинги — общинные угодья. Туда же причислялись земли в счет штрафов, выморочное имущество, находки, налоги, штрафы и конфискации. Со второй половины 14 в. уже не делается различия между коронными землями и собственностью короля. Начиная с Нильса короли звали себя королями божьей милостью.
Поначалу король не обладал судебной или законодательной властью. Однако мог провести нужный ему закон на тинге. Одним из первых законов, изданных королями, стали законы о мире, действовавшие на всей территории страны. Король получает судебную власть — он судит на особом королевском тинге. Появляется понятие «преступление против величества» — измена королю, за которой следовала казнь. Король считался покровителем слабых — вдов, сирот, паломников, бедняков и иностранцев.
Королевская власть была заинтересована в развитии городов, оказывала им покровительство — почти все города Дании возникли на королевских землях.
ХАРАЛЬД I Хорфагер (Harald Haarfager, букв. — Прекрасноволосый) конунг, объединивший Норвегию.
Харальд был сыном Хальвдана Черного, конунга в юго-восточной Норвегии. Его род возводился к шведской династии Инглингов, бравших происхождение от богов.
Как рассказывается в сагах, Харальд дал обет не стричься, пока не завоюет всю Норвегию, поэтому его называли Харальдом Косматым. Он встретил сильное сопротивление местных конунгов, которое удалось сломить благодаря победе в битве в Хаврсфьорде (между 885-890 гг.). В его времена многие знатные люди, не желавшие ему подчиниться, покинули Норвегию и уплыли на западные острова. Мероприятия, приписываемые Харальду сагами, — введение налогов, четкой административной и иерархической системы, законодательная деятельность — относятся, вероятно, к более позднему времени. Объединение Норвегии было непрочным, державшимся исключительно на военной силе Харальда. После его смерти Норвегия распалась на ряд фактически самостоятельных областей, управляемых его многочисленными сыновьями, которые постоянно конфликтовали друг с другом.
БОНДЫ, в скандинавских странах в средние века свободные люди, имевшие свое хозяйство и не принадлежавшие к знати; свободные крестьяне.
НИБЕЛУНГИ (нифлунги) (нем. Nibelunge; др.-исл. Niflunger, Hniflungar), герои германо-скандинавской мифологии, обладатели сокровища — золотого клада, о которых повествует немецкая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах» (13 в.) и более ранние эддические сказания.
Происхождение имени «Нибелунги» может быть объяснено из древне-исландского niff, того же корня, что и «Нифльхейм» — мир мрака, поскольку в скандинавских сказаниях хранителями сокровищ считались жившие в подземном мире карлики — черные альвы. Автор «Песни о Нибелунгах» лишь вскользь упоминает о сказочных персонажах; в эпосе Нибелунгами названы могучие воины, братья Шильбунг и Нибелунг и их поданные, которых победил Зигфрид, новый хозяин клада. Во второй части эпоса имя «Нибелунги» переносится на бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида, что позволило некоторым исследователям объяснить это слово из немецкого Nebel — туман, т. е. жители туманной страны — эпитет, применявшийся к далеким франкам.
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах» — обширное произведение, включающее около 10 тысяч стихов, разделенных на 39 глав-авантюр. Эпос написан так называемой «нибелунговой строфой», состоящей из четырех длинных стихов, объединенных парными рифмами. «Песнь о Нибелунгах» представляет собой книжный эпос, вышедший из-под пера неизвестного поэта 13 в. Очевидно местом его создания была Австрия, поскольку описания придунайских земель в эпосе более конкретны и детальны, чем сведения о других частях Европы.
В основе «Песни о Нибелунгах» лежат героические сказания о Сигурде (Зигфриде) и воительнице Брюнхильде, а также восходящая к 5 в. историческая традиция о державе Аттилы (Этцель в эпосе) и гибели Бургундского королевства. Эти сюжеты известны из песен «Старшей Эдды» и прозаической «Саги о Вельсунгах», но скандинавская и немецкая эпическая традиции дают различные варианты изложения легендарных событий.
«Песнь о Нибелунгах», созданная в эпоху Крестовых походов, отражает мироощущение и эстетические вкусы своего времени: повествование ведется неспешно и изобилует красочными описаниями драгоценных одежд и оружия, богатых даров, многолюдных празднеств и рыцарских поединков. Волшебные и сверхъестественные мотивы почти полностью исчезают из рассказа; поведение героев определяют кодекс рыцарской чести и придворная учтивость: лишь могучие эпические характеры Брюнхильды, Кримхильды и Хагена напоминают о напряженном и драматическом мире эддических сказаний.
Содержание «Песни о Нибелунгах» можно разделить на две части. В первой их них описывается сватовство Зигфрида Фландрского к живущей в Вормсе бургундской принцессе Кримхильде. Брат Кримхильды Гунтер просит Зигфрида помочь ему завоевать благосклонность исландской королевы Брюнхильды. Благодаря плащу-невидимке Зигфрид помогает Гунтеру победить Брюнхильду в богатырских состязаниях; она же сама не ведает, что ее буйный нрав укротил Зигфрид. Гунтер женится на Брюнхильде, Кримхильда выходит замуж за Зигфрида и уезжает с ним во Фландрию.
Десять лет спустя герои встречаются вновь, и между королевами разгорается спор о том, чей муж достойнее. Кримхильда показывает Брюнхильде перстень и пояс, некогда отнятые у нее Зигфридом в знак победы, и открывает его обман. По приказу разгневанной Брюнхильды и с согласия Гунтера, завидующего могуществу Зигфрида, вассал короля Хаген убивает героя, выведав у Кримхильды его уязвимое место. Некогда Зигфрид искупался в крови дракона и мог быть сражен оружием лишь в том месте между лопаток, где к его спине пристал листочек липы. После смерти Зигфрида его сокровища достаются бургундам, которые прячут их на дне Рейна.
Во второй части поэмы вышедшая замуж за короля гуннов Этцеля Кримхильда зазывает бургундов в свою страну, которая лежит далеко за Дунаем. Кримхильда жаждет отомстить за смерть Зигфрида и вернуть его сокровища: она губит войско бургундов, убивает своего брата Гунтера и отрубает голову Хагену мечом, когда-то снятым им с тела убитого Зигфрида. Рыцарь Хильдебрандт, возмущенный жестокостью Кримхильды, разрубает ее надвое ударом меча. Золотой клад Нибелунгов, причина раздоров и гибели бургундского королевского дома, навеки остается лежать в потаенном месте под водами Рейна.
Легенда о Нибелунгах была широко известна в средневековой Европе. Рукопись «Песни о Нибелунгах» впервые была опубликована И. Я. Бодмером в 1757. Сюжеты германских и скандинавских героических сказаний в 1870-е гг. вдохновили немецкого композитора Рихарда Вагнера на создание цикла опер «Кольцо Нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote