[539x400]
"Париж, 1865 год.
Из одного выставочного зала доносится такой шум, будто там собрались не благородные буржуа, а ночные завсегдатели чрева Парижа - знаменитого парижского Центрального рынка. Господа и дамы, перекрикивая один другого и отчаянно жестикулируя, все теснее смыкают кольцо вокруг небольшой картины. Когда многочисленная охрана выставки убедилась, что не сможет сдержать натиск разъяренной толпы, картина была снята и вынесена из зала.
На следующий день она уже висела достаточно высоко, чтобы до нее не долетели плевки разъяренной публики и чтобы ей не грозила опасность быть пронзенной чьим-нибудь зонтиком. С картины в зал смотрела молодая обнаженная женщина, лежащая на роскошном покрывале. Черная бархотка на шее оттеняла прелесть юного тела.
Разумеется, не обнаженная натура привела в такую ярость парижских буржуа. Им стоило зайти в Лувр, чтобы увидеть множество картин, изображающих обнаженное тело.
Картина молодого французского художника Эдуарда Мане (1832-1883) “Олимпия” вызвала возмущение публики совсем по другим причинам. Рядом с великолепными, но холодными и оторванными от жизни полотнами тогдашних корифеев живописи появляется произведение совершенно непривычное - в нем полным голосом говорит любовь к живому человеку, к жизни, даже ничем не выдающейся, самой рядовой и обыденной.
Явная симпатия автора к простой девушке, человеческое достоинство и независимость последней, а также новая форма произведения пришлись не по вкусу торжествующим мещанам того времени, а с ними и официальной художественной критике.
В том, что Эдуард Мане не был понят, было “виновато”, разумеется, общественное сознание, эстетические вкусы публики. А ведь его не поняли и многие корифеи искусства и литературы!
Так, известный художник Энгр назвал Э. Мане “революционером”, а писатель Проспер Мериме –“натуралистом”.
Критики набросились не только на самого автора - они оскорбительно отзывались и о его друзьях и защитниках. Достаточно вспомнить, какой хуле подвергся Эмиль Золя, выступивший позже в защиту живописцев нового направления.
Теперь перед “Олимпией” почтительно стоят люди” :)
(с) Л.Шепетис: "От жизни в ничто"