• Авторизация


Сказание 22-10-2006 16:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - People Haters

О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ, О ХАНЕ БАТЫЕ,
ЦВЕТЕ ТРОЕРУЧИЦЕ, О ЧЕРНОМ ИДОЛИЩЕ
И СПАСЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ХРИСТЕ


За поёмами Улыбыша*
Кружат облачные вентери*.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.

Ой, не зымь лузга*-заманница
Запоршила переточины*,—
Подымались злы татарове
На зарайскую сторонушку.

Задрожали губы Трубежа*,
Встрепенулись очи-голуби,
И укромы* крутоборые
Посолонью зачаведели.

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти*,

194

Под фатой варяжьей засынькой*
Коротала ночку темную.

Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть осклабилась,—
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.

Как взглянули звезды-ласточки,
Загадали думу-полымя:
Штой-то Русь захолынулася*?
Аль не слышит лязга бранного?

Щебетнули звезды месяцу:
«Ай ты, Божие ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.

Подыми-ка глазы-уголья
На святую Русь крещеную,
Да позарься в кутомарии,
Что там го́рами ерошится?».

Как взглянул тут месяц с привязи,
А ин жвачка зубы вытерпла,
Поперхнулся с перепужины
И на землю кровью кашлянул.

Ой, текут кровя сугорами,
Стонут пасишные пажити*,
Разыгрались злы татарове,
Кровь полониками* черпают.

195

Впереди ль сам хан на выпячи
На коне сидит улыбисто
И жует, слюнявя бороду,
Кус подохлой кобылятины.

Говорит он псиным голосом:
«Ой ли, титники братанове,
Не пора ль нам с пира-пображни
Настремнить коней в Московию?»

2

От Ольги́ до Швивой Заводи*
Знают песни про Евпатия*.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.

Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.

Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые угорины
Двумя пальцами вытягивал.

196

Много лонешнего смолота*
В закромах его затулено*.
Только нет угожей засыньки,
Чернокосой побеседнушки*.

Не одна краса-зазнобушка
Впотайную по нем плакала,
Не один рукав молодушек
От послезья продырявился.

Да не любы, вишь, удалому
Эти всхлипы серых журушек,
А мила ему зазнобушка,
Што ль рязанская сторонушка.

3

Как гулял ли, хороводничал
Удалой-те добрый молодец
И Ольгу́ ли волноватую
В молоко парное вспенивал.

Собирались злы татарове,
На Москву коней шарахали.
Собегалися боярове
На кулажное устанище.

Наряжали побегушника,
Уручали серой грамотой:
«Ты беги, буди, детинушка,
На усуду свет Евпатия».

197

Ой, не колоб в поле котится
На позыв колдуньи с Шехмина,—
Проскакал ездок на Пилево
Да назад опять ворочает.

Крутозыбы волны белые,
Далеко их видно по лугу.
Так и мечутся, яруются
Укусить седое облако.

Подскакал ездок ко берегу,
Тянет поводы на быстрицу,
Да не лезет конь в сумятицу,
В две луны подковы вытянув.

Как слезал бегун, задумывал:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни чичерного сиверка*,
Ни того ль лесного шолоха*».

4

Да вставал тут добрый молодец,
Свет Евпатий Коловратович,
Выходил с воды на посолонь,
Вытирался лопушиною.

Утихала зыбь хлябучая,
Развивались клубы пенные,
И надводные коряжины
По-лягвачьему пузырились.

198

А и крикнет побегушниче:
«Ой ты, лазушновый баторе*!..
Ты беги, померяй силушку
За Рязанью над татарами».

5

На узёмном погорелище
За Коломной бабы хныкают.
В хомутах и наколодниках
Повели мужей татаровья.

Хлыщут потные погонщики,
Подгоняют полонянников,
По пыжну путю*-дороженьке
Ставят вехами головушки.

У загнетки* неба синего
Облака горят, поленища,
На сухменьи ель*-ухватище
Пламя-полымя ворочает.

Не кухта* в бору замешкалась
И не лышник* чешет бороду,
Ходит Спасе, Спас-угодниче
Со опущенной головушкой.

Отворялась Божья гридница*
Косятым окном* по нудышу,
Выходила Троеручица*
На крылечко с горней стражею.

199

И шумнула мать пелеганцу*:
«Ой ты, сыне мой возлюбленный,
Помути ты силу вражию,
Соблюди Урусь кондовую».

Не убластилося* Батыю,
Не во сне ему почуялось,
Наяву ему предвиделось —
Дикомыти* рвут татаровье.

Повернул коня поганище
На застепное пристанище,
За пожнёвые утырины,
На укрепы ли козельские.

Ой, бахвалятся провытники*
Без уёму, без попречины*.
За кого же тебя пропили,
Половецкая любовница?

6

У Палаги-шинкачерихи
На меду вино развожено.
Корачевые кумашницы*
Рушниками занавешаны.

Не облыжники пеняются*,
Не кусомни-поминушники*,—
Соходилися товарищи
Свет хороброго Евпатия.

200

Говорит-гудит детинушка:
«Ой ли, други закадышные,
Не пора ль нам тыквы-головы
Попытать над ятаганами?

Не назря мы, чай, за пожнями
Солнце стрелами утыкали,
Не с безделья в стены райские
Два окошка пробуравили».

Не загулины кувекали*,
Не тетерники скликалися,
А удалые головушки
С просулёнами прощалися.

Плачут засыньки по дружникам*,
По Евпатию ль все Ольговичи.
Улетают молодикочи*
Во погоню на потравников*.

Ой, не суки в тыне щенятся
Под козельскими корягами,
Налетала рать Евпатия,
Сокрушала сыть поганую.

Защемило сердце Батыя,
Хлябушиной закобонилось.
Не рязанцы ль встали мертвые
На угубу кроволитную?

201

7

А на райских пашнях побрани* —
Спорит идолище с Господом:
«Ты отдай победу выкрому,
Правоверу мусульманину».

Говорит Господь узывчиво:
«Ай ты, идолище черное,
У какой ты злюки-матери
Титьку-вишенье высасывал?»

Бьются соколы-дружинники,
А не знают волю сполову.
Как сидеть их белым душенькам
В терему ли, в саде райскоем.

Стонет идолище черное,
Брови-поросль оторачает.
Как кипеть ли злым татаровьям —
Во смоле, котлах кипучиих.

Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.

Не березки-белолипушки
Из-под гоноби* подрублены,
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.

202

Не карачевое гульбище,
Не изюм-кутья поминная —
Разыгрались злы татаровья,
Кровь полониками черпают.

Возгово́рит лютый ханище:
«Ой ли, черти-куралесники,
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную».

Уж он пьет не пьет, курвяжится,
Оглянётся да понюхает:
«А всего ты, сила русская,
На тыновье загодилася».

________

От Ольги́ до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

________________________________

*
Улыбыш (Улыбушево), Шехмино, Пилево, Ольшаны, Швивая Заводь, Трубеж — топонимы Рязанского края.
Вентерь — рыболовная снасть (здесь в переносном смысле).
Лузга — просяная мякина.
Переточина — проток, ручей.
Укром — уединенное место.
До́поть (до́петь) — от «допе́тать» (убить, извести кого-либо): ватага (орда) убийц.
Засынька — жена, возлюбленная.
Захолынуться (захолонуться) — забыться.
Пасишные пажити — луга для выпаса скота.
Полоник — поварешка; ковшик.
Евпатий Коловрат — рязанский воевода, герой битвы с татарами, фигурирующий как в летописной «Повести о разорении...», так и в фольклорных источниках.
Лонешний смолот — прошлогоднее зерно.
Затулено — спрятано.
Побеседнушка — девушка, участница беседок (посиделок).
Чичерный сиверко — резкий холодный северный ветер.
Шолох — шорох.
Лазушновый (лазушный) — общительный, располагающий к себе.
Баторе — звательный падеж от «батор» (богатырь).
По пыжну путю — по мелколесью.
Загнетка — ямка на шестке русской печи, куда сгребается жар (здесь употреблено в переносном смысле).
На сухменьи ель — ель, растущая на суходоле (сухой почве).
Кухта́ — туман, изморозь.
Лышник (лычник) — человек, сдирающий с дерева лыко; здесь — пьяница.
Гридница — комната, горница.
Косятое (косящатое) окно — окно с косыками (либо обшитое досками).
Троеручица — одно из наименований иконы Божьей Матери.
Пеле́ганец — от «пеле́гать» (лелеять, воспитывать).
Убластиться — померещиться.
Дикомыть — ловчая птица, выученная своему ремеслу уже после того, как она сменила оперение.
Провытник — участник застолья
Попречина — от «поперечить» (мешать, препятствовать); без попречины — беспрепятственно.
Кумашница (кумачница) — кумачевый сарафан.
Облыжник — обманщик, плут.
Пеняться — выражать неудовольствие.
Кусомня (или кусомень) — от «кусомничать» (побираться, просить куски).
Поминушник — участник поминок.
Загулина — от «загула»: гуляка, пьяница.
Кувекать (кувикать) — визжать, громко кричать.
Дружник — возлюбленный, любовник.
Молодикоч— (мо́лодец) — неженатый молодой мужчина.
Потравник — виновник порчи трав или хлеба на корню.
По́брань — ссора.
Из-под гоноби — здесь, вероятно, в смысле «для постройки чего-либо» (от «гонобить» — строить).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
распечатую и на ночь почитаю...;)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказание | SSkok - Опричнина | Лента друзей SSkok / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»