Как обычно бывает, отломалась петелька на конце язычка. то есть чисто технически инструмент звучал, но звук- сами понимаете, кастрированный. И вот, появился у меня достаточно мощный паяльник и кучка свободного времени, и подумал я: наши руки не для скуки, терять нечего, а в случае успеха получится реанимированный инструмент. Сказано- сделано, вот я уже зачищаю надфилем около сантиметра металла язычка, обмотав деки проволочкой, чтобы он был более доступен. Паяльная кислота- продается в любом радиотехническом магазине, обычно даже со специальной кисточкой. Мазнув кисточкой по зачищенному пространству, провожу по нему (один раз всего, ух ты!) разогретым 40-ваттным паяльником с капелькой припоя и сразу вижу результат- припой охотно прилипает к металлу язычка. Теперь нужно изготовить отгиб. Так как специального материала у меня не было, я на авось взял обычную канцелярскую скрепку, отрезал от нее, разогнутой в линию, половину, и сделал некое подобие отгиба. Ту часть, которая будет прилегать к язычку, предварительно залудил (кто не знает, так называется операция с паяльной кислотой и припоем), отогнул остальное почти под прямым углом и на конце согнул небольшую петельку в пару миллиметров диаметром. Ее тоже залудил, при этом внутрь проскользнула и устроилась там на ПМЖ капля припоя, заполнив собой все пространство внутри петельки. Ну, и самый ответственный молмент- соединение всего этого, то есть прикладываем готовый отгиб залуженной частью к залуженному же язычку, цепляем на жало паяльника ееще чуть припоя, и прогреваем место соединения, пока припой не "склеит" две части. Людям, далеким от садомазохизма, пригодится пинцет для удержания кусочка скрепки, который быстро прогревается. убираем паяльник, ждем пару секунд, пока припой не застынет, и имеем результат: отремонтированный варган. Правда, может потребоваться еще шлифовка наждачкой получившихся припойных бульб, но у меня получилось все довольно чисто. Последним штрихом я уменьшил зазор между деками и язычко, использовав пассатижи. И вот, наконец, первые цивильные звуки возрожденного инструмента.
[500x375]
К сожалению, я был слишком увлечен процессом, чтобы делать какие-либо фотографии, поэтому представить могу только конечный результат. Исходный варган представлял собой некое подобие поткинского алтайского, который вы видите слева. Справа, соответственно- отреставрированный вариант. При равной длине язычков разнице в звучании поразительна. У запаянного варгана, понятно, значительно потяжелела концевая часть, звук ушел в глубокий бас, долго затухающий, за счет уменьшенного зазора между деками несколько увеличилась громкость, и значительно- отзывчивость инструмента на дыхание. Лично мне он чем-то напоминает колокол. Сравните сами: первый образчик записан обычным варганом (на фото слева), второй- ремонтированным.