[399x436]
Некоторое количество слов о Катрин Денев, Роберте Олдриче и любви
Настоящая любовь
В свое время Жан-Люк Годар, истинный философ кино, сказал: «Порнография — результат мучения другого кино, не способного показать любовную сцену. Именно потому, что Денев не умеет сказать: «Я тебя люблю», делаются порнофильмы, которые тоже не могут этого сказать». Эта максима меня поразила, я до сих пор иногда веду с ней внутренний диалог… Свои аргументы приводить не буду — думаю, у каждого, кто это читает, найдутся свои pro и contra.
На выходные довелось посмотреть один старый голливудский фильм. Называется «Грязное дело», снят еще лет 30 назад классиком американского кино Робертом Олдричем, по жанру близок к неонуару. Нуары, напомню, — криминальные драмы 1930—1940-х годов, которые отличались мрачной атмосферой и тотальным имморализмом героев, как «хороших», так и «плохих». «Грязное дело» тоже, в основном, вписывается в это русло: мужчины — либо преступники, либо жестокие циничные полицейские, женщины — от первой до последней — шлюхи и предательницы. Фильм, честно говоря, так себе, не является вершиной ни жанра, ни творчества самого Олдрича, но интересно другое. Одну из шлюх играет Катрин Денев. А ее любовник- детектив как раз расследует смерть порноактрисы. То есть имеем сразу и порнографию, и Денев в роли влюбленной.
Все злы, все распущены, все ругаются, дерутся или стреляют. Гибнут невиновные, вырываются на волю сумасшедшие. Денев во всем этом грязном и мрачном мире — единственная, кто по сценарию несет хоть какие-то нежные чувства. При этом — ни слова о любви. Ее Фил, изверившийся, свирепый полицейский, в конце концов начинает об этом говорить. А предел откровенности Николь — Денев — фраза «Хочешь секса?» — «Звучит, как строчка из песни», — отвечает мужчина.
Впрочем, все, что происходит, и так вертится вокруг секса. Точнее — секс-индустрии, которая втягивает в себя и молодых, и старых: одних — как товар, других — как хозяев, причем погибают в итоге и те, и другие. Нежность испаряется окончательно, главная пара, несмотря на собственную маленькую войну страстей, не слишком контрастирует с общим фоном. И главный герой, хоть и кажется влюбленным, отдает жизнь из-за излишней любви к справедливости, а вовсе не к женщине. Нет, насколько Олдрич неубедителен в этой ленте, настолько он прав, что не вложил эти три слова в уста Денев.
Порно снимается и снимается, а Денев снимают и снимают в любовных драмах, но ей и не нужно уметь это говорить. Ведь действительно великая актриса, она как раз и делает то, что от нее требуется — отражает саму суть любви. То есть всегда олицетворяет тот самый образ, в который на самом деле влюбляются. Потому что, сколько бы не говорилось о «полюбить таким (такой), какой (какая) есть» — любить будут всегда одно и то же идеальное лицо, которое и хочется любить больше всего. Будет ли это лицо говорить какие-то признания в ответ или нет — не важно. Любовная сцена останется такой же, и роли в ней всегда будут распределены одинаково. Один — как экран с самой прекрасной в мире картинкой. Другой — как зритель, который сам для себя и крутит это бесконечное, лишь для него приемлемое кино.
А неумение Денев сказать: «Я тебя люблю» — всегда будет оборачиваться для нее победой.
Дмитрий Десятерик
http://community.livejournal.com/ru_kino/3474592.html