В далеком уже 1996 году в произошло некое событие, которое ниже описано в статье. Заинтересовал взгляд на искусство художника. Довольно резкий и нестандартный.
Ухаживание
Современные эстеты решили вдоволь наесться сладостями
В Музее Ван Гога в Амстердаме открылась большая выставка сэра Лоуренса Альма-Тадема (1836-1912), английского художника голландского происхождения. Его сцены из античной жизни, написанные в легкой, приятной для глаза манере, пользовались при его жизни огромной популярностью. Затем живопись Альма-Тадемы стала синонимом пошлости и дурного вкуса. В последнее время в связи с общей переориентацией оценочных категорий она была реабилитирована. Выставка в Музее Ван Гога - официальное признание этой реабилитации, похожей, однако, очень сильно на реанимацию и даже - на эксгумацию. Сегодняшний апофеоз Альма-Тадемы - свидетельство необычайной прыткости ума постмодернистских интеллектуалов, в своей детской резвости поколебавших все треножники.
.... Понаслаждавшись сладчайшими изделиями Альма-Тадемы, неискушенный зритель вряд ли потом пойдет смотреть Ван Гога и в любом случае торжественно объявит: "Ведь я же еще в прошлом веке говорил, что это мазня!" Рая не будет, а опять будет масса неприятностей. Не хочется цитировать певицу Ирину Салтыкову, но интеллектуальной элите, устроившей выставку Альма-Тадемы в Музее Ван Гога, надо посоветовать не очень обманываться "голубыми глазками", а то неровен час и японские миллионеры начнут Альма-Тадему покупать по ценам Ван Гога, про Ван Гога забыв. Тогда наступит конец и интеллектуальной элите, и всем музеям, и постмодернистским играм, - останутся одни "неземные ласки", и прости-прощай вся рефлексия по поводу эстетики кича, кэмпа и прочих радостей декадентства конца нашего столетия.
Итак, что же это за художник? Информации совсем немного, в основном картины.
Автопортрет
Английский художник голландского происхождения (родился 8 января 1836 Дронрийп, земля Фрисланд, Нидерланды), мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Искусство живописи изучал у голландских мастеров Йозефа Лаурентиса Дикманса, Яна Хендрика Лейса, Густава Вапперса. Его ранние работы содержат тонкое, но непреодолимое сходство с искусством голландских мастеров.
Однако в 60-е годы XIX века, художник совершил путешествие в Италию, и эта поездка перевернула его жизнь. Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов - Помпеи и Геркуланума. Очарованный древнеримской цивилизацией, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима.
Фауст и Маргарита, 1857 г.
Серия "В скульптурной галерее", 1867 г.
Медовый месяц, 1868 г.
Греческая женщина, 1869 г.
Египетский жонглер, 1870 г.
Беседа
Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Правдивостью и убедительностью своих картин Тадема обязан прежде всего своим основательным знаниям археологии. Он отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, мастерские ремесленников, рынки и бани. Альма-Тадема изучил развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий.
Фестиваль сбора винограда, 1877 г.
Ауедиенция у Агриппы, 1885 г.
Триумф Титуса, 1885 г.
Коллизей, 1896 г.
Когда он переехал в Англию в 70-е годы XIX века, его стиль живописи уже был сформирован, и знатоки с восторгом встретили новые работы талантливого художника. В 1899 Тадема был возведен в рыцарское достоинство.
В его экзотическом доме в Лондоне можно было воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, он писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном "древнеримском" доме. У Лоуренса Альма-Тадемы женщины были главными героями полотен (в большинстве случаев на картинах вообще нет мужчин).
Пандора, 1881 г.
Лопаточки и губки, 1879 г.
Термы, 1899 г.
В бане, 1890 г.
Любимая поэзия, 1888 г.
Проза, 1879 г.
Безмятежная красота картин с девушками и юношами на фоне синего неба и моря создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия.
Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
Вышивание
Поцелуй, 1891 г.
Ухаживание, 1890 г.
Напрасные ухаживания, 1900 г.
Преимущество внешнего угла, 1895 г.
Серебристые фавориты, 1903 г.
Небольшая довольно романтическая серия картин, которую я для себя называю - "Двое влюбленных" и небольшое стихотворение (увы, неизвестного автора, как раз к этой серии, с несколько забавной концовкой).
Скажите, можно ль посидеть,
Здесь, с Вами рядом,
На Вас с восторгом посмотреть,
Усталым взглядом?
Ласкало море берега,
и пахли вишни.
А здесь опять снега, снега…
Спаси всевышний,
Закинь на сотню лет назад
В руины Рима
Чтобы порадовать глаза.
А зимы мимо -
Пускай проносит чередой.
Тоски и скуки.
Нырнуть бы в воду с головой,
Услышать звуки:
Фонтанов, струй, бассейнов плеск
Ног босых топот,
И влажной женской кожи блеск
Весёлый хохот…
Сэр Лоуренс Альма-Тадема -
Он рыцарь кисти.
А я, я с помощью модема
Приду, лишь свистни